Статья:

Особенности работы с персонажем литературного произведения на уроках чтения в начальной школе на примере рассказов В.Ю Драгунского.

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Синдяшкина А.С. Особенности работы с персонажем литературного произведения на уроках чтения в начальной школе на примере рассказов В.Ю Драгунского. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности работы с персонажем литературного произведения на уроках чтения в начальной школе на примере рассказов В.Ю Драгунского.

Синдяшкина Алёна Сергеевна
студент, Институт ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ» РФ, г. Оренбург
Слонь Ольга Васильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент ФГБОУ ВО «ОГПУ» РФ, г. Оренбург

 

Для каждого педагога важно, чтобы у обучающихся всегда присутствовало огромное желание обучаться чему-то новому, открывать для себя новые горизонты, чтобы при этом не пропадал интерес к учебным предметам и тяга к новым знаниям. Младших школьников привлекает когда взрослые читают им стихотворения, сказки, рассказы,  ведь не только учителя, но и родители должны помогать педагогу в этом, поэтому в условиях динамично развивающей системы образования, необходимо формировать художественно-образное мышление, применять такие средства работы с произведением, которые помогут обучающемуся грамотно выражать свои мысли в речи, этим обусловлена актуальность данной темы.

В начальных классах закладываются основы читательской куль­туры, умения осмысленного выразительного чтения и элементар­ного разбора художественного произведения. Во многих учебни­ках художественный текст выступает в качестве основного сред­ства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональ­ной сферы младших школьников, полноценного восприятия ли­тературного текста, на включение школьников в активную рече­вую деятельность [1, с. 76-77].

При анализе образа персонажа уделяется повышенное внимание к особенностям характера героя произведения к причинам их поступков. При рассмотрении образа персонажа предполагается и анализирование его составляющих: внешность героя, речь, его поступков, мировоззрения, отношения с другими персонажами. Это помогает выявить отношение автора к герою, идеи произведения, и сформировать свое отношение к нему.

Л. Гинзбург считает, что «литературный герой — это структура, динамическое соотношение элементов, и в то же время литературный герой — это поведение. Как бы далеко ни ушла художественная проза от своих первоначальных функций, какие бы ни принимала причудливые формы—все же мы всегда так или иначе имеем дело с чьей-то историей, с повествованием о происходящем. Персонаж движется в этом повествовательном времени; тем самым он непрерывно как-то себя ведет. Но изобразить поведение — значит изобразить управляющие этим поведением ценности, движущие им  противоречия (конфликты), мотивы, цели. Все это входит в состав персонажа» [2, с. 217].

Работая над созданием образа персонажа, можно выделить следующие этапы:

1.  Эмоциональное первичное восприятие – выявление первых впечатлений

от прочитанного на основе образов героев;

2.  Аналитическое восприятие образа (выявление особенностей характера

персонажа при помощи анализа текста, как автор относится к герою, что типичного и индивидуального в образе героя);

3.  Целостное восприятие образа (конкретизация впечатлений о

прочитанном, какую роль играет персонаж в произведении).

Из продуктивных методов изучения произведения можно выделить:

1)    Чтение(слушание) произведения;

2)    Анализ произведения.

В начальных классах при анализе произведения учитывается логическая связь частей художественного произведения. Разбор каждой осуществляется на трёх уровнях, которые представлены в методике обучения литературному чтению: фактическому, идейному и уровнем собственного отношения к прочитанному.

Выделяют следующие приемы:

1.  Организация и показ выставок книг автора произведений, информация о писателе и его книгах, написания мини-сочинений на эту тему;

2.  Сочинение рассказов от лица героя;

3.  Пересказ от первого, второго и третьего лица;

4.  Театрализация;

5.  Спектакль «одного актёра» (инсценирование отрывка одним учащимся);

6.  Работа с таблицами, позволяющая выявить точку зрения автора;

7.  Познавательная беседа, демонстрирующая характер героев;

8.  Сопоставительный анализ произведений одной тематики;

9.  Использование приема устного комментирования текста;

10.  Работа с планом текста, который уже содержит ошибки, с целью проверки умения обучающихся разбираться и ориентироваться в тексте.

На уроках литературного чтения с учащимися можно проводить занятия в игровой форме. тоНаиболее интересными для школьников являются то являя  игры заказ с то использованием интерактивных технологий, например, компьютерные презентации, которые, по мнению большинства педагогов,  являются эффективным средством в процессе обучения. Можно провести с детьми игру «Вспомни!», оно после того как тот дети оно прочтут  тут рассказы  В. Драгунского. На доске показаны слайдыоно  заказ с то изображениями тут различных оно предметов, которые упоминали главные герои этих тутрассказов. (На заказ слайдах оно поочередно оно всплывают заказ следующие картинки: заказмедвежонок, шишка, воздушный шарик, журнал «Мурзилка».) Учитель оно предлагает школьникам или вспомнить, в каком рассказе упоминался данный предмет и назвать их. Ученики отвечают: «Друг детства», «Заколдованная буква», «Красный шарик в синем небе», «Ровно 25 кило». Такая игра позволит создать позитивную атмосферу в классе, систематизировать знания, активизировать когнитивную деятельность учащихся.

Тем не менее на занятиях целесообразно организовать работу по произведению В.Драгунского «Заколдованная буква».  Прочитав произведение и обсудив первые впечатления от рассказа, можно предложить анализ этого рассказа, создав такую ситуацию, в которой представлены проблемные аспекты: поделить учащихся на несколько групп, одни – «обвинители мальчиков», другие – «защитники девочки» главных героев. Сложности при анализе поступков героев рассказа могут возникнуть у обеих групп. Поэтому, чтобы обучающиеся лучше узнали героя и причины его поступка, учитель может закрыть часть текста, в котором описывается почему девочка не могла выговорить слово «шишки». Учащиеся примут к сведению, что без этого описания им будет непонятно почему девочка так говорила и почему Дениска с Мишкой так поступили, смеялись над ней, хотя сами тоже не могли выговорить это слово. Так как главным в рассказе считаются главные герои и их поступки, то и вся работа на уроке должна быть такой, чтобы в центре внимания находились главные герои произведения. Когда учащиеся читают текст, следует обратить их внимание на то, как поступают главные герои рассказа и как они себя ведут, какие особенности характера им присущи. Такой способ анализа образа героя возможно применить в таком виде деятельности как словесное рисование. Анализируя главных героев можно предложить учащимся составить синквейн, выбрав одного персонажа из этого рассказа. Например, Мишка.

1)  Веселый, самоуверенный.

2)  Смеется, обижает, доказывает.

3)  Озорной мальчишка.

4)  Спорщик.

Проанализировав чувства и настроения героев, ученики с легкостью справятся с данным заданием.

Обращаться к творчеству В.Ю Драгунского можно доход не только доход на уроках, доход но то и или на иливнеклассных занятиях.  Рассказы оно писателя весёлыедоход ии    и познавательные, представляют собой немалый интерес среди обучающихся младшего школьного возраста, поэтому, на внеклассном уроке уместно провести такую занимательную то игру, где учащиеся будут выбирать подходящие по смыслу пословицы для юмористическх и сатирическх рассказов детского писателя. Это поможет учащимся окончательно сформировать облик центральных лиц произведений В. Драгунского. Педагог, организуя учащихся, делит класс на две команды и раздает каждой карточки, в которых написаны пословицы. В каждой карточке «спрятан» какой – либо рассказ В. Драгунского, учащиеся должны по смыслу догадаться, к какому произведению подходят эти пословицы. Вот пример таких карточек:

Карточка №1

1)  Смейся с другими, а не над другими;

2)  Прежде чем смеяться над другими, обрати внимание на себя;

3)  Всякую насмешку на себя примеряй.

Карточка №2

1)  Хороший друг – настоящее богатство;

2)  Верность – основа дружбы;

3)  Старый друг лучше новых двух;

4)  С хорошим другом и мир добрее.

Обучающиеся на основе прочитанных рассказов В. Драгунского могут предположить, что для карточки №1 подходит рассказ «Заколдованная буква», а для карточки №2 рассказ «Друг детства». Действительно, названные рассказы можно соотнести с данными пословицами. Проанализировав эти пословицы учащиеся постигают истинный смысл рассказов, выстраивая в своей голове идеальные представления о таких понятиях как «дружба», «верность», «доброта», соотнося их с противоположными понятиями такие как «несправедливость», «непонимание». Учащиеся еще раз убеждаются, что «дружба» это самое важное и дорогое что есть у человека, нужно всегда оставаться верным старой дружбе, а такие особенности характера как насмешливость, саркастичность, настойчивость на своем, при том что ты не прав, нужно искоренять, ведь они портят дружбу.  Посредством такой игры обучающиеся наиболее полно знакомятся с особенностями персонажа литературного произведения.

Таким образом, мы выявили особенности работы над образом героя художественного произведения на примере фрагментов уроков, внеклассных занятий. Анализ персонажей приводит к осмыслению главной идеи произведения, в постижении которой и состоит главная задача анализа литературного произведения. 

 

Список литературы:
1. Богданова, О. Ю. Методика преподавания литературы: учебное пособие для вузов/ О. Ю. Богданова, С. А. Леонова, В. Ф. Чертова. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 76-77 с.
2. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. – / Л.Я. Гинзбург – Л.: Советский писатель, 1979. - 217 с.