Статья:

Олимпиада по русскому языку как формирование интеллектуально-познавательной деятельности студентов

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Степочкина А.О., Леонова А.А. Олимпиада по русскому языку как формирование интеллектуально-познавательной деятельности студентов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 09.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Олимпиада по русскому языку как формирование интеллектуально-познавательной деятельности студентов

Степочкина Анастасия Олеговна
студент, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск
Леонова Ангелина Андреевна
студент, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск
Заескова Светлана Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Неотъемлемой частью учебного процесса является олимпиада как внеаудиторная форма работы.

Слово «олимпиада» произошло от греческого слова, которое означает «соревнование, состязание между соперниками»[2].

Предметные олимпиады в условиях современного вуза являются действенным средством формирования мотивации студентов к обучению, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей, стимуляцией для углубления и расширения знаний. По нашему мнению, олимпиада это одна из форм мероприятий, направленных на реализацию и развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Внеаудиторные формы образования предоставляют возможность для самореализации студентов с высокой мотивацией к интеллектуально-познавательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.

На наш взгляд, олимпиада активизирует интеллектуально-познавательную деятельность студентов, цель которой обучать эффективной коммуникации, т.е. оптимальному взаимодействию в различных сферах делового и повседневного общения.

В Новосибирском государственном техническом университете проводится множество олимпиад по разным дисциплинам.

Студенты участвуют как в городских, так и в внутривузовских олимпиадах. Данные мероприятия проводятся 15 лет, где участвуют около 6 вузов г. Новосибирска. Структура олимпиады соответствует курсу «Русский язык и культура речи».

На олимпиадах  предлагается за ограниченное время решить ряд заранее подготовленных задач, что развивает  интеллектуальный потенциал студентов. Интеллектуальный потенциал это способность человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи [3]. Получаемые результаты дают возможность оценить уровень творческой и начальной профессиональной подготовки студентов, так как участники олимпиады по русскому языку должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами современного русского языка;
  • знание семантической системы современного русского языка, осведомлённость в происхождении слов или понимание закономерностей исторического развития лексического значения слов;
  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественных текстах;
  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
  • знания синтаксической системы и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
  • осведомлённость в области истории русского языкознания.

В отличие от стандартных вопросов, олимпиадные задания ориентированы на выявление творческих способностей участников. Критериями оценки ответов являются их правильность, полнота и оригинальность. При этом практически каждый вопрос имеет однозначный ответ. Приведём примеры некоторых олимпиадных задач и ответы на них.

Примеры олимпиадных  заданий:

Задание 1

Существует ли родственная связь между словом клад и колода? Ответ обоснуйте.

Ответ: В словах клад и колода исторически разные корни.

1. Названные слова не являются парой с неполногласием и полногласием.

2. Слово клад связано по происхождению с глаголом «класть», «кладу», а слово «колода» с глаголом «колоть» (ср.: колода «чурбан, на котором колют дрова»).

Оценка: от 1 до 3 баллов за каждое правильное объяснение; максимальный балл-6.

Задание 2

Поставьте ударение в следующих словах (не более 10 слов): Вечеря, обеспечение, добралась, звонит, ишиас, ходатайство, благовест, догмат, договор, каталог.

Ответ: вЕчеря, обеспЕчение, добралАсь, звонИт, Ишиас, ходАтайство, блАговест, дОгмат, договОр, каталОг.

Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ; максимальный балл-10 баллов [1].

Задание 3

В каких из приведенных контекстов является корректным употребление слова кушать? Обоснуйте свой ответ.

1) Ребенок хорошо кушает.

2) Спасибо мы уже кушали.

3) Мы всегда кушаем в 8 часов.

4) Кушать подано.

Ответ:

1) правильное употребление слова отражено в 1-м и 4-м предложениях.

2) Слово кушать этимологически означает «испытывать, пробовать» и не является полным синонимом слова есть (ср.: откушать «попробовать»). Употребление этого слова допустимо лишь по отношению к детям и в устойчивых сочетаниях.

Оценка: от 1 до 2 баллов по первой позиции и от 1 до 4 - по второй; максимальный балл – 6. 

Как видим, задания состоят из нескольких блоков, которые охватывают все уровни языка и дают возможность оценить творческий уровень участников.

В подтверждение нашей точки зрения мы провели анкетирование, на основании которого можно сделать вывод, что большая часть студентов знает происхождение слова «олимпиада» (80%), по мнению респондентов, олимпиада помогает оценить интеллектуальные способности, выявить лучшего из всех конкурсантов (75%), а также повысить общий интерес к выбранной профессии (70%). Многие студенты полагают, что олимпиады необходимо проводить в высшем учебном заведении, так как это помогает избавиться от пассивности и стрессовых ситуаций.

Также респонденты считают, что олимпиада повышает уровень знаний по русскому языку, воспитывая уверенность в себе и развивая интеллектуальные способности (90%) (см. примечание).

Таким образом, олимпиада играет значимую роль в учебной деятельности  студентов, т.к задания по русскому языку дают возможность углубиться не только  в историю русского диалекта, грамматических правил, что значительно  улучшает память, целеустремленность,  развивает умственные способности обучаемых,  но и формирует навыки профессиональной компетенции и  интеллектуально-познавательную деятельность студентов [4].

 

Примечание:

 

Список литературы:
1.   Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. — Учебник. — 5-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1987. — 67 с.
2. Кирилина А. В., Томская М. В. Лингвистические гендерные исследования. — Отечественные записки. — 2005. — № 2.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000      слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 301 с.
4. Заескова С.В. Олимпиадные задания в структуре курса «Культура научной и деловой речи». Язык в образовательном пространстве  неязыкового вуза: теория и практика: сборник научных статей: материалы международной  научно-практической конференции. —  Н.: НГТУ, 2014.  — 252 с.