Олимпиада по русскому языку как формирование интеллектуально-познавательной деятельности студентов
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Олимпиада по русскому языку как формирование интеллектуально-познавательной деятельности студентов
Неотъемлемой частью учебного процесса является олимпиада как внеаудиторная форма работы.
Слово «олимпиада» произошло от греческого слова, которое означает «соревнование, состязание между соперниками»[2].
Предметные олимпиады в условиях современного вуза являются действенным средством формирования мотивации студентов к обучению, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей, стимуляцией для углубления и расширения знаний. По нашему мнению, олимпиада это одна из форм мероприятий, направленных на реализацию и развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.
Внеаудиторные формы образования предоставляют возможность для самореализации студентов с высокой мотивацией к интеллектуально-познавательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности.
На наш взгляд, олимпиада активизирует интеллектуально-познавательную деятельность студентов, цель которой обучать эффективной коммуникации, т.е. оптимальному взаимодействию в различных сферах делового и повседневного общения.
В Новосибирском государственном техническом университете проводится множество олимпиад по разным дисциплинам.
Студенты участвуют как в городских, так и в внутривузовских олимпиадах. Данные мероприятия проводятся 15 лет, где участвуют около 6 вузов г. Новосибирска. Структура олимпиады соответствует курсу «Русский язык и культура речи».
На олимпиадах предлагается за ограниченное время решить ряд заранее подготовленных задач, что развивает интеллектуальный потенциал студентов. Интеллектуальный потенциал это способность человека быстро и точно решать сложные мыслительные задачи [3]. Получаемые результаты дают возможность оценить уровень творческой и начальной профессиональной подготовки студентов, так как участники олимпиады по русскому языку должны продемонстрировать:
- владение орфоэпическими нормами современного русского языка;
- знание семантической системы современного русского языка, осведомлённость в происхождении слов или понимание закономерностей исторического развития лексического значения слов;
- знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественных текстах;
- знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;
- навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
- знания синтаксической системы и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;
- осведомлённость в области истории русского языкознания.
В отличие от стандартных вопросов, олимпиадные задания ориентированы на выявление творческих способностей участников. Критериями оценки ответов являются их правильность, полнота и оригинальность. При этом практически каждый вопрос имеет однозначный ответ. Приведём примеры некоторых олимпиадных задач и ответы на них.
Примеры олимпиадных заданий:
Задание 1
Существует ли родственная связь между словом клад и колода? Ответ обоснуйте.
Ответ: В словах клад и колода исторически разные корни.
1. Названные слова не являются парой с неполногласием и полногласием.
2. Слово клад связано по происхождению с глаголом «класть», «кладу», а слово «колода» с глаголом «колоть» (ср.: колода «чурбан, на котором колют дрова»).
Оценка: от 1 до 3 баллов за каждое правильное объяснение; максимальный балл-6.
Задание 2
Поставьте ударение в следующих словах (не более 10 слов): Вечеря, обеспечение, добралась, звонит, ишиас, ходатайство, благовест, догмат, договор, каталог.
Ответ: вЕчеря, обеспЕчение, добралАсь, звонИт, Ишиас, ходАтайство, блАговест, дОгмат, договОр, каталОг.
Оценка: 1 балл за каждый правильно данный ответ; максимальный балл-10 баллов [1].
Задание 3
В каких из приведенных контекстов является корректным употребление слова кушать? Обоснуйте свой ответ.
1) Ребенок хорошо кушает.
2) Спасибо мы уже кушали.
3) Мы всегда кушаем в 8 часов.
4) Кушать подано.
Ответ:
1) правильное употребление слова отражено в 1-м и 4-м предложениях.
2) Слово кушать этимологически означает «испытывать, пробовать» и не является полным синонимом слова есть (ср.: откушать «попробовать»). Употребление этого слова допустимо лишь по отношению к детям и в устойчивых сочетаниях.
Оценка: от 1 до 2 баллов по первой позиции и от 1 до 4 - по второй; максимальный балл – 6.
Как видим, задания состоят из нескольких блоков, которые охватывают все уровни языка и дают возможность оценить творческий уровень участников.
В подтверждение нашей точки зрения мы провели анкетирование, на основании которого можно сделать вывод, что большая часть студентов знает происхождение слова «олимпиада» (80%), по мнению респондентов, олимпиада помогает оценить интеллектуальные способности, выявить лучшего из всех конкурсантов (75%), а также повысить общий интерес к выбранной профессии (70%). Многие студенты полагают, что олимпиады необходимо проводить в высшем учебном заведении, так как это помогает избавиться от пассивности и стрессовых ситуаций.
Также респонденты считают, что олимпиада повышает уровень знаний по русскому языку, воспитывая уверенность в себе и развивая интеллектуальные способности (90%) (см. примечание).
Таким образом, олимпиада играет значимую роль в учебной деятельности студентов, т.к задания по русскому языку дают возможность углубиться не только в историю русского диалекта, грамматических правил, что значительно улучшает память, целеустремленность, развивает умственные способности обучаемых, но и формирует навыки профессиональной компетенции и интеллектуально-познавательную деятельность студентов [4].
Примечание: