Статья:

Обучения "особых" детей иностранному языку в системе инклюзивного образования

Конференция: CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Масимова Г.С. Обучения "особых" детей иностранному языку в системе инклюзивного образования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(114). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(114).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучения "особых" детей иностранному языку в системе инклюзивного образования

Масимова Гульмира Сайдахметовна
магистрант, Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы
Шаяхметова Дана Бексултановна
научный руководитель, канд. пед. наук, ассоциированный профессор, Казахский Национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

 

Сейчас одним из приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня в Казахстане, в отличие от традиционной формы обучения в образовании, появился новая, признанная многими ведущими странами инклюзивная форма обучения, которая дает право каждому ребенку учиться в общеобразовательных школах со всеми необходимыми условиями.

«Инклюзив у нас долгое время воспринимался просто как обеспечение без барьерной среды, когда мы занимались пандусами. Но когда мы решили вопросы пандусов, без барьерной среды, мы столкнулись с тем, что самое главная проблема - в содержании. Это методика, готовность педагогов работать с этими детьми, система оценивания, специальные программы», - сказал министр образования Асхат Аймагамбетов [1].

Одним из приоритетов государственной политики Казахстана является гуманизация образования. Так как это образование рассматривается как реализация права человека на получение качественного образования согласно Конвенции Юнеско запрещающее любое исключение или ограничение возможностей получения образования на основании социально приписываемых или предполагаемых различий, таких как социальное происхождение, пол, этническое происхождение, язык, религия, национальность, способности и т. д. Значение самого слова "ИНКЛЮЗИ́В" (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. includo – включать, заключать) а значит, включение детей с умственными и физическими недостатками в общее образование. Инклюзивное образование - это подход к обучению детей с особыми образовательными потребностями, это гибкая индивидуализированная система обучения с особыми потребностями в общеобразовательных школах в колледжах и в высших учебных заведениях.

Состояние инклюзивного образования во многих странах сильно различается, существует глубокая неуверенность в том, как создать инклюзивную среду и преподавать инклюзивно ,но зарубежные страны имеют опыт и созданы разные  модели обучения, где система образования, ориентированная на интересы и потребности детей.

Дети с ограниченными возможностями такие как слабовидящие, слабослышащие, дети-инвалиды, дети-аутисты, дети с нарушением нервной системы и тд. будут обучаться вместе со своими нормально развивающимися сверстниками. К этим особенностям относятся низкий уровень когнитивной мотивации, отсутствие организации и ориентации на цель, большое количество ошибок. Наиболее яркая умственная работоспособность детей с нарушением обучаемости характеризуется: низкой продуктивностью и самостоятельностью, нестабильностью. Детям сложно установить точные дифференциальные отношения. При выборе существенных черт и свойств их мышление прочно связано с конкретной ситуацией, в них отмечают отсутствие аналитических и синтетических операций.

На уроках иностранного языка применяются 4 языковых навыка как чтение, письмо, слушание и говорение (4 language skills: speaking, reading, writing, listening) Для обучающихся с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. На каждом уроке английского языка используется не только рациональный, но и эмоциональный компонент, что обязательно в условиях внедрения. Согласно С.В. Алехиной, современный урок иностранного язык не должен быть однообразным, а менять вид деятельность постоянно, чтобы удержать интерес и внимание учащегося.

Различают типы современных образовательных технологий таких как:

1.Проектная технология - характеризуется созданием модели социального взаимодействия между учениками.

2.Коммуникативная - предназначена для формирования навыков коммуникативной компетентности, необходимы ученикам для адаптации к формам и моделям коммуникации в современных культурах.

3.Технология применения ИКТ. Данная технология характеризуется применением компьютерных программ, которые используют для перевода текстов или поиска нового материала.

4.Дифференцированная технология - познание предмета осуществляется с учетом их личных интересов, навыков и сильных сторон.

5.Модульная технология - предусматривает, что современный урок английского языка, а также его содержание (автономные модули, подразделы) интегрируются в один общий курс.

6.Игровая технология - основывается на раскрытии потенциала и развитии творческого мышления учащихся во время совместного рассмотрения и решения поставленных задач. К примеру, применяя популярную игру «Испорченный телефон», ученики развивают навык последовательного или синхронного перевода.

7.Технология развития критического мышления - предназначена для развития в ученике разносторонней личности, которая может критически и с вниманием относиться к полученной информации. Данная технология становится крайне актуальной при литературном переводе художественных произведений, стихотворений и т.д.

В условиях инновационного образования современному учителю необходимо соответствовать требованиям инклюзивного образования, а также требуется специальная подготовка к уроку для внедрения актуальных образовательных технологий.

А значит важно знать, что при планировании урока для внедрения нового материала важно определить количество материала, последовательности и все условия, созданные для комфортного обучения. Соответственно, рассмотрим модель для создания учебных целей, методов, материалов и оценок, которые работают для всех, - не единого универсального решения, а достаточно гибких подходов, которые могут быть настроенным и приспособленным к индивидуальным потребностям. Здесь можно вспомнить теорию множественного интеллекта, которую открыл профессор Гарвардского университета Говард Гарднер, где говорит, что «Есть уровень, в которой студенты обладают разным умом и, следовательно, учатся, запоминают, действуют и понимают по-разному».

Согласно универсальному дизайну процесса обучения (UDL — Universal Design for Learning) что разработали американские учёные, существуют три основные сети мозга, которые отвечают за то, как человек учится: сеть распознавания, стратегическая сеть и аффективная сеть. Три основных принципа UDL - представление (что изучается), действие и выражение (как учиться), Вовлеченность (зачем учиться) - были сформированы на основе этих трех сетей мозга. Понимание основы UDL - принципов и сетей мозга - обязательно для учителей, которые хотят внедрить UDL в классе. Универсальный дизайн меняет концепцию составления школьной программы, выводя на первый план многообразие учащихся и строя программу так, чтобы она была более гибкой и приспособленной к потребностям детей.

Луис Перес, автор книги «Мобильное обучение для всех», предлагает начать с малого. В нем говорится об использовании «множественных средств представления». В то время как некоторые учащиеся обучаются визуально, другие могут лучше усваивать информацию, когда она представлена ​​в виде текста, или когда она произносится устно или преподается посредством кинестетического обучения. Некоторым ученикам лучше всего удается сочетать вышеперечисленное. Хотя эти дифференцированные методы обучения могут удовлетворить потребности учащихся с ограниченными возможностями, они также предлагают разнообразное обучение всему классу, давая каждому учащемуся возможность учиться так, как он умеет. Точно так же в инклюзивных классах важно использовать различные средства для представления информации и вовлечения учащихся.

Хотя важно и тот факт спроектировать внешнюю среду, чтобы она могла поддерживать мотивацию и участие, также важно развивать присущие учащимся способности регулировать свои собственные эмоции и мотивации. Способность саморегулироваться—стратегически модулировать свои эмоциональные реакции или состояния, чтобы быть более эффективными в борьбе и взаимодействии с окружающей средой—является критическим аспектом человеческого развития. Хотя многие люди самостоятельно развивают навыки саморегулирования, либо путем проб и ошибок, либо путем наблюдения за успешными взрослыми, многие другие имеют значительные трудности в развитии этих навыков. Как и в других видах обучения, индивидуальные различия более вероятны, чем единообразие. Успешный подход требует предоставления достаточных альтернатив для поддержки учащихся с очень разными способностями и опытом, чтобы эффективно управлять своим участием и влиять на него.

Разрабатываются и активно применяются новые методы и технологии обучения для эффективного процесса изучения иностранных языков для "особых "учеников. Несомненно, это оптимизирует процесс обучения, но каждый преподаватель должен адаптировать эти технологии индивидуально для каждого ученика отдельно. Каждый ребенок имеет право на образование, и мы должны в полной мере способствовать раскрытию его таланта по возможностям. Есть над чем работать и есть чему учиться...

 

Список литературы:
1. Закон РК «Об образовании». Режим доступа:http://online.zakon.kz/Document/doc_id=30118747
2. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие — М.: Гуманитарный изд. центр В Л АД ОС, 2011. - 1 6 7 с.