Модель системы экологического образования в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Модель системы экологического образования в Амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Важнейшей целью экологического образования является формирование экологической культуры личности и общества, причем экологическая культура становится обязательным требованием жизни в мировом сообществе и включает следующие элементы: знания, умения, идеи, мышление, нормы, правила, ценности, убеждения, сознание, мировоззрение, мотивы, потребности и деятельность.
Ученые А.Н. Захлебный, А.В. Миронов в своих работах называют три основные модели экологического образования: однопредметную, многопредметную и смешанную, отражающие по сути общие схемы экологического образования в учебных заведениях. Наиболее эффективной считается смешанная модель экологического образования, предусматривающая изучение отдельного учебного предмета «Экология» и частично экологизацию содержания отдельных учебных предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного цикла.
В настоящей работе мы представляем спроектированную модель системы экологического образования Амурского колледжа строительства и жилищно-коммунального хозяйства (АКС ЖКХ), принимая во внимание следующее определение модели: «модель ‒ мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» (Барышникова, 2012).
Теоретической основой проектирования модели системы экологического образования выступают следующие дидактические закономерности:
- единство структурных элементов системы экологического образования;
- функциональная зависимость содержания от целей и планируемых результатов экологического образования;
- единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования (Бакланова, 2015).
Данная модель (рис.1) включает следующие компоненты, придающие ей системность и целостность:
- социально-целевой компонент модели – это предвосхищенный в мышлении результат деятельности субъектов экологического образования в колледже, с учетом которого организуется учебно-воспитательный процесс;
- содержательно-структурный компонент характеризует содержание и структуру экологического образования в колледже. Он включает учебный план, содержательный компонент составляющих учебно-методического комплекса по курсу экологии.
- проектировочно-организационный компонент включает планирование обучения, организацию аудиторной и внеаудиторной работы, практико-ориентированной деятельности экологической направленности;
- процессуально-деятельностный компонент предполагает максимальное использование ресурсов информационного, материального и методического
обеспечения, ориентированное на достижение результатов учебной деятельности и обеспечивающее взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов.
Эффективность осуществляемой деятельности демонстрирует оценочно-результативный компонент, в котором указаны критерии и уровни сформированности экологических знаний, умений и других составляющих экологической культуры, указаны основные виды текущего, промежуточного и итогового контроля.
Рисунок 1. Модель системы экологического образования в АКС ЖКХ
Рассмотренная в настоящей статье модель динамична, является основой для совершенствования системы экологического образования как подсистемы учебно-воспитательного процесса в колледже, для определения и использования эффективных методов, методических приемов и средств обучения с учетом особенностей студентов различных учебных групп технической и гуманитарной направленности.