ПОСТРОЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПОСТРОЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современная система образования предъявляет к обучающимся все больше новых требований, например таких как: умение учиться, самостоятельно действовать в различных трудных ситуациях, а также принимать правильные решения. Поэтому кроме развития предметных умений, у школьников должны быть сформированы и универсальные учебные действия. Ситуационные задачи, относящиеся к методическим ресурсам, могут значительно обновить содержание школьного образования, потому что позволяют обучить школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний.
Система современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов [4, с.2].
При решении ситуационных задач у школьников развиваются умения организации учебной деятельности, формируются навыки изложения действительности и способности ориентирования в ценностных вещах. В том числе, повышается уровень функциональной грамотности, а также формируются ключевые компетенции в выборе профессии.
Если рассматривать сущность ситуационной задачи, то она представляет собой описание обязательно конкретной ситуации, которая соответствует определенному виду деятельности.
Содержание ситуативной задачи ориентируется, прежде всего, на потребности и интересы определенной группы обучающихся, отталкивается от имеющегося культурного опыта и предоставляет возможность творчески осваивать новый опыт. «Это содержание включает описание условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» [2, с. 5].
Процесс проектирования ситуативной задачи представляет собой непростую деятельность и осуществляется в несколько этапов. Первый этап заключается в формулировании дидактических целей. Он включает определение места ситуационной задачи в структуре учебного курса. Построение или выбор модели ситуации отражает изучаемую деятельность. Следующими этапами в создании ситуативной задачи считается сбор информации в педагогической системе относительно модели ситуации, выбор жанра и написание текста ситуационной задачи.
При разработке ситуативных задач проводится методический учебный эксперимент, выясняющий результативность задачи – данный этап называется «Диагностика валидности ситуационной задачи».
Последними шагами в создании задачи является подготовка окончательного варианта ситуационной задачи, и соответственно, внедрение ситуативной задачи в практику обучения, которое предполагает ее применение при проведении учебных занятий, а также публикацию с целью распространения в педагогическом сообществе [5, с. 5].
Целесообразно отметить не только процесс проектирования ситуационных задач, но и сложившиеся в дидактике подходы к их конструированию.
Первый подход – задача разрабатывается на основании определенного материала школьного учебника. Второй подход основывается на выделении практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому школьнику. В третьем подходе основной упор приходится на определение жизненных трудностей, где решение проблем закладывается в учебных дисциплинах.
Из четвертого подхода следует то, что проработка предметных знаний и умений должна происходить не на отвлеченных учебных материалах, а на информации, значимой для ученика [2, с. 10].
По мнению Б. Блума, «использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет развить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды, актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе, а также вырабатывать партнерские отношения между учениками и педагогами» [3, с. 4].
На основании таксономии целей (по Б. Блуму), Л.С. Илюшин спроектировал конструктор задач, который позволяет составлять упражнения различного уровня сложности, среди которых есть задания, предусматривающие разработку определенного продукта, а также привлечение знаний из нескольких учебных предметов [1, с. 23].
Проектирование ситуативных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Закономерность разработки задач предполагает, во-первых, формулировку личностно значимого вопроса, помогающая обучающимся удостовериться в необходимости представленного знания.
Во-вторых, подбор текстов. Здесь могут быть представлены тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки, географические карты и др.
В-третьих, наличие вопросов и заданий к текстам, имеющих проблемный характер, и предполагающих обобщение информации, соотнесение содержания текста со своим жизненным опытом и ориентированы на получение продукта, например, разработку проекта.
Анализируя образовательную практику, выявлено, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования проблему развития обучающихся решается через организацию проектной деятельности.
Отметим, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе.
Сформированность УУД выступает необходимым условием успешности обучения ребенка в начальных классах. О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов и другие отмечают, что формирование УУД обеспечивает ученикам сформирование ключевой компетенции — умения учиться.
Отметим, что это умение означает готовность обучающегося самостоятельно осваивать новые знания, умения и вырабатывать навыки; организовывать свою деятельность; рефлексировать (анализировать свои поступки или мысли); контролировать и оценивать результаты своего учения.
Следовательно, при использовании в образовательном процессе ситуационных задач активизируется деятельность ребенка, формируется познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживается интерес к изучаемому, развивается творческое воображение, образное мышление, снимается утомление у детей, так как через игру процесс обучения становится увлекательным для ученика.