Статья:

ПОСТРОЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шаповал А.В. ПОСТРОЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(149). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(149).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОСТРОЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шаповал Анастасия Владимировна
магистрант, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Феттер Инна Витальевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Современная система образования предъявляет к обучающимся все больше новых требований, например таких как: умение учиться, самостоятельно действовать в различных трудных ситуациях, а также принимать правильные решения. Поэтому кроме развития предметных умений,  у школьников  должны быть сформированы и  универсальные учебные действия. Ситуационные задачи, относящиеся к методическим ресурсам, могут значительно обновить содержание школьного образования, потому что позволяют обучить школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний.

Система современного образования раскрывается через качество его результатов и условий, созданных для достижения результатов [4, с.2].

При решении ситуационных задач у школьников развиваются умения организации учебной деятельности, формируются навыки изложения действительности и способности ориентирования в ценностных вещах. В том числе, повышается уровень функциональной грамотности, а также формируются ключевые компетенции в выборе профессии.

Если рассматривать сущность ситуационной задачи, то она представляет собой описание обязательно конкретной ситуации, которая соответствует определенному виду деятельности.

Содержание ситуативной задачи ориентируется, прежде всего, на потребности и интересы определенной группы обучающихся, отталкивается от имеющегося культурного опыта и предоставляет возможность творчески осваивать новый опыт. «Это  содержание  включает описание условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» [2, с. 5].

Процесс проектирования ситуативной задачи представляет собой непростую деятельность и осуществляется в несколько этапов. Первый этап заключается в формулировании дидактических целей. Он включает определение места ситуационной задачи в структуре учебного курса. Построение или выбор модели ситуации отражает изучаемую деятельность. Следующими этапами в создании ситуативной задачи считается сбор информации в педагогической системе относительно модели ситуации,  выбор жанра и написание текста ситуационной задачи.

При разработке ситуативных задач проводится методический учебный эксперимент, выясняющий результативность задачи – данный этап называется «Диагностика валидности ситуационной задачи».

Последними шагами в создании задачи является подготовка окончательного варианта ситуационной задачи, и соответственно, внедрение ситуативной задачи в практику обучения, которое предполагает ее  применение при проведении учебных занятий, а также публикацию с целью распространения в педагогическом сообществе [5, с. 5].

Целесообразно отметить не только процесс проектирования ситуационных задач, но и сложившиеся в дидактике подходы к их конструированию.

Первый подход – задача разрабатывается на основании определенного материала школьного учебника. Второй подход основывается на выделении практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать каждому школьнику. В третьем подходе основной упор приходится на определение жизненных трудностей, где решение проблем закладывается в учебных дисциплинах.

Из четвертого подхода следует то, что проработка предметных знаний и умений должна происходить не на отвлеченных учебных материалах, а на информации, значимой для ученика [2, с. 10].

По мнению Б. Блума, «использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет развить мотивацию обучающихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды, актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе, а также вырабатывать партнерские отношения между учениками и педагогами» [3, с. 4].

На основании таксономии целей (по Б. Блуму), Л.С. Илюшин спроектировал конструктор задач, который позволяет составлять упражнения различного уровня сложности, среди которых есть задания,  предусматривающие разработку определенного продукта, а также привлечение знаний из нескольких учебных предметов [1, с. 23].

Проектирование ситуативных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Закономерность разработки задач предполагает, во-первых, формулировку личностно значимого вопроса, помогающая обучающимся удостовериться в необходимости представленного знания.

Во-вторых, подбор текстов. Здесь могут быть представлены тексты разных видов и жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, деловые инструкции, рекламные объявления, товарные ярлыки,  географические карты и др.

В-третьих, наличие вопросов и заданий к текстам, имеющих проблемный характер, и предполагающих обобщение информации, соотнесение содержания текста со своим жизненным опытом и ориентированы на получение продукта, например, разработку проекта.

Анализируя образовательную практику, выявлено, что в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования проблему развития обучающихся решается через организацию проектной деятельности.

Отметим, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования универсальных  учебных действий (УУД) в начальной школе.

Сформированность УУД выступает необходимым условием успешности обучения ребенка в начальных классах. О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов и другие отмечают, что формирование УУД обеспечивает ученикам сформирование ключевой компетенции — умения учиться.

Отметим, что это умение означает готовность обучающегося самостоятельно осваивать новые знания, умения и вырабатывать навыки; организовывать свою деятельность; рефлексировать (анализировать свои поступки или мысли); контролировать и оценивать результаты своего учения.

Следовательно, при использовании в образовательном процессе ситуационных задач активизируется деятельность ребенка, формируется познавательная активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживается интерес к изучаемому, развивается творческое воображение, образное мышление, снимается утомление у детей, так как через игру процесс обучения становится увлекательным для ученика.

 

Список литературы:
1. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] / Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. — СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2006 — 160 с. URL: http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/ 
2. Методические рекомендации по выполнению практического задания «Разработка учебных ситуационных задач по теме / разделу» - Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sites.google.com/site/innovobraz/prakticeskij-blok-kejsa/metodiceskie-rekomendacii-po-vypolneniu-prakticeskogo-zadania-razrabotka-ucebnyh-situacionnyh-zadac-po-teme-razdelu (дата обращения: 20.10.2021). 
3. Ситуативная задача в учебной деятельности младшего школьника. – [Электронный ресурс]. – URL: https://studbooks.net/2017587/pedagogika/situativnaya_zadacha_uchebnoy_deyatelnosti_mladshego_shkolnika (дата обращения: 25.11.2021). 
4. Составление и решение ситуационных задач. – [Электронный ресурс]. – URL:  https://studopedia.su/20_115637_sostavlenie-i-reshenie-situatsionnih-zadach.html/ (дата обращения: 25.11.2021). 
5. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-konstruirovaniya-situatsionnyh-zadach-v-soderzhanii-prakticheskogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 03.12.2021).