Статья:

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конференция: CCLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Таборская А.С., Таборская Н.А. ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(252). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(252).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Таборская Анастасия Сергеевна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Таборская Надежда Алексеевна
учитель начальных классов, МБОУ «Кушкопальская СШ №4», РФ, Архангельская область
Макарова Ольга Васильевна
научный руководитель, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Читательская грамотность – одно из важнейших функциональных умений современности. Работа с бумажными и электронными источниками – чтение, переработка, хранение, трансляция информации становятся актуальными в условиях постоянно растущего объёма информации. Задача школы связана с обучением учащихся навыкам ориентирования в потоках информации и умениям применять её для решения как учебных, так и жизненных задач [4, 8].

Ключевым определением нашего исследовательского эксперимента стало понятие читательской грамотности. Мы приняли трактовку, предложенную И.В. Куропятником и, вслед за ним считаем, читательская грамотность заключена в умениях «читать, понимать, оценивать и использовать информацию, заключенную в письменных текстах разной сложности» [3]. Мы также разделяем мнение автора в том, что читательская грамотность в виде комплекса умений существенно влияет на успешность ученика в будущем обучении и жизненных ситуациях.

Формирование читательских умений происходит в ходе изучения всех учебных предметов, однако в начальной школе имеет место уникальный предмет, где формирование читательских умений – не метапредметный, а предметный результат обучения. Это «Обучение грамоте (чтение и письмо)» в первый год обучения. Именно на этих уроках закладывается основа обучения чтению, года ученик развивается и воспитывается как компетентный читатель. Программа первого года обучения содержит в себе особый – букварный период. Он посвящён обучению первоклассников умению читать и работать с текстами. Перед учителем стоит нелёгкая задача: научить первоклассников не только бегло переводить буквы в слова (раскодирование информации), но и читать целыми словами, побудить интерес к чтению, помочь детям научиться анализировать тексты.   

Формирование навыков чтения у младших школьников строится на применении разнообразных способов обучения – методов и приемов. Среди них работа с учебником и словарем, распределение времени, поиск и исправление ошибок, построение логических цепочек, аргументация своей точки зрения, умение вести диалог и многие другие. Один из традиционных способов развития читательской грамотности у младших школьников — использование читательского дневника. Наши многолетние наблюдения практики применения читательского дневника (в школе работает несколько поколений нашей семьи) показали, что дневник эффективен только в определённые моменты обучения и только тогда, когда он  представляет собой интерес не только для учителя, но и для детей.

Возникает проблема, касающаяся поиска и обоснования условий, при которых читательский дневник станет эффективным средством формирования у первоклассников читательских умений как основы читательской грамотности.

В читательском дневнике первоклассник может фиксировать целый комплекс информации, представляя её в самых различных формах. Так, например, ученик будет обращать внимание на название литературного произведения и автора/авторов, поскольку в дневнике есть специальное задание.

Большая сложность для современных детей кроется в продуцировании образов по сюжету прочитанного, представлении облика и осознании мотивов поступков главных героев. Для этого также считаем целесообразным включение в дневник специальных заданий на рисование, распознавание среди похожих, поиск ошибок.

Во времена, когда книга была единственным источником самостоятельного получения информации, мнение о ней передавалось людьми из уст в уста. И мнение это, как правило, было развёрнутым – оно включало в себя интересующие факты, эмоциональные фрагменты, критику и рекомендации. Сегодня выпускник начальной школы испытывает серьёзные затруднения, связанные с устным обменом информации о прочитанном. Часто ребёнок не может сформулировать своё мнение о произведении, чтобы им поделиться или порекомендовать книгу. Следовательно, и такой тип заданий должен быть в читательском дневнике.

Нами был разработан необычный вид дневника читателя. Его основное отличие от обычной учебной тетрадки в том, что он постепенно пополняется новыми страницами с заданиями, ответами, рисунками и прочими материалами. Чем больше читает ученик, чем больше выполняет заданий – тем толще его читательский дневник. Визуальное восприятие «растущего» средства обучения эмоционально захватывает ученика, побуждает к выполнению читательских действий. Поддерживает интерес и соревновательность ситуации.

Охарактеризуем дневник как средство формирования читательской грамотности. Дневник – это тетрадь на кольцах. Начальный блок состоит всего из трёх страниц – титульный лист, чек-лист и список книг на месяц (карточка - задание на первую книгу). В нашем случае апробация дневника началась в послебукварный период первого года обучения – в марте. В течение оставшегося года обучения (март, апрель, май) дневник пополнялся новыми чек-листами, списками литературы, страницами с карточками с заданиями.

Дневник имеет свою структуру. Основной единицей структуры является раздел. Рассмотрим каждый раздел дневника.

Первые девять страниц дневника (по одной на каждый месяц) представляют собой чек-листы на каждый месяц. В нашем случае в первом классе их было только три – на март, апрель и май.

Чек-лист представляет собой страницу, на которой изображены сектора книг, куда ребенок будет вписывать, сколько страниц прочитал за день, обозначать смайликом модальность эмоций от процесса чтения (положительные, нейтральные и отрицательные эмоции).

Особое внимание отводится времени чтения, что оговаривается специально. Так, в 1 классе время на чтение увеличивается с 10 до 15-20 минут; рекомендуемое и реальное время специально фиксируются учеником на странице.

Считаем, что такой чек-лист позволяет ученику формировать умения  самоконтроля, воспитывать в себе волевые качества. Для учителя чек-лист – информация мониторинговая: она читает ли ребёнок, сколько страниц в день, какие эмоции при этом испытывает, есть ли динамика в развитии умения читать.

Второй раздел дневника содержит три или девять страниц и представляет собой список книг на месяц. Список составляет учитель с учетом интересов и психолого-педагогических особенностей детей. Список выдается накануне наступления нового месяца или по требованию ученика, когда все предложенные на месяц книги уже прочитаны и задания выполнены. Ученики вставляют страницу со списком в дневник.  

Страница со списком представляет собой таблицу, содержащую информацию о названии, авторе произведения и отдельную графу для условных обозначений. Работа со списком состоит не только в произвольном выборе названия книги, но и в первичном её осмыслении. После прочтения ученик закрашивает название прочитанной книги (о цвете дети договариваются). Цветовой маркер позволяет ученикам наглядно увидеть объём прочитанного и его нарастание. В колонке для условных обозначений ученики фиксируют свои представления об эмоциях и оценочных суждениях, динамике её чтения.

Следующий раздел дневника содержит в себе карточки с заданиями по содержанию каждого произведения. Ориентируясь на название, ученик из картотеки (она находится у учителя) выбирает нужную карточку с заданием и вставляет её в свой дневник. Вопросы и задания карточки направлены на формирование широкого ряда литературно-творческих знаний и умений. Среди них умения понимать и воссоздать в воображении образы, соответствующие содержанию, интерпретировать авторскую позицию с опорой на текст, целостно воспринимать образы персонажей и осмыслить своё отношение к ним, устанавливать разноплановые причинно-следственные связи, определять изобразительно-выразительные средства и устанавливать их значение для восприятия текста.

Выполненное заданий поддерживается наградой – ЧИТАЛЫШ (круглый или квадратный жетон, см. в приложении). Его ребенок хранит в кармашке или конвертике в конце дневника читателя. Собрав большое количество ЧИТАЛЫШЕЙ дети в конце года смогут обменять их на ценный приз. Например, книга, канцелярия, творческие наборы.

В конце каждого месяца проводится итоговое занятие – литературная игра или викторины. На ней выявляются самые активные, самые внимательные, самые творческие читатели. В конце учебного года подводятся итоги и награждаются победители. В четвертом классе в конце каждого полугодия организуются две литературные гостиные. Содержание событий формируется по сюжетам из прочитанных книг.

Читательский дневник как средство развития читательских навыков был апробирован на 1 классе МБОУ «Кушкопальская СШ №4» в ходе педагогической практики. С 1 февраля 2024 в течение трёх месяцев шло наблюдение за реакцией детей и развитием навыков чтения у них. Нами было отмечено, что дети с удовольствием читают предложенные книги, выполняют задания, заполняют свои дневники.

Для определения качества чтения, необходим контроль понимания прочитанного. Вслед за М.Н. Карасёвой (статья «Как понять прочитанный текст»), мы ориентировались на три уровня понимания прочитанного [1, 1]. Первый уровень – фактический – характеризуется тем, что ученик может распознать утверждения, отдельные факты из содержания прочитанного текста. Второй, более высокий уровень – интерпретационный – показывает, насколько ученик понимает контекст информации и как её в дальнейшем реконструирует.  Третий уровень самый высокий, связан этот уровень с осознанием произведения; ученик осознает общее настроение произведения, отношение автора к описанным событиям, дает им собственную оценку, характеризует персонажей с опорой на текст. Результаты анализа читательских умений представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты техники чтения за февраль - март

Ученик

Уровень понимания, прочитанного текста

Ребёнок №1

Фактический

Ребёнок №2

Фактический

 

В ходе практической части исследования по теме «Читательский дневник как средство развития читательской грамотности у первоклассников» было выявлено, что использование читательского дневника действительно способствует развитию навыков чтения и понимания текста у обучающихся начальной школы. Учащиеся проявили большой интерес к чтению, стали более внимательными к деталям текста, улучшили своё понимание прочитанного и умение выражать свои мысли на бумаге.

Читательский дневник также помог учащимся развить свою креативность, аналитические способности и эмоциональное восприятие произведений. Учащиеся стали активнее обсуждать прочитанные книги, выражать свои чувства и впечатления, что способствовало формированию их личностного развития.

Таким образом, результаты практической части исследования подтверждают эффективность использования читательского дневника как средства развития читательской грамотности у первоклассников. Рекомендуется продолжить работу над данной методикой с целью дальнейшего улучшения навыков чтения и понимания текста у учащихся начальной школы.

 

Список литературы:
1. Карасёва М. Н. Как понять прочитанный текст, 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/689724 (дата обращения: 15.05.2024)
2. Киселева Н. В. Прочитать. Понять. Применить. Всё, или почти всё, о читательской грамотности: методическое пособие / Н. В. Киселева. — Электрон. текстовые дан. (1,23 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023. — (Федеральные государственные образовательные стандарты). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/kgd/2023/Izdaniya/2023-Metodicheskoe_posobie_CHitatelskaja_gramotnost.pdf (дата обращения: 15.05.2024)
3. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя, 2012. –№ 6. (дата обращения: 15.05.2024)
4. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://search.rsl.ru/ru/record/01009511376 (дата обращения: 15.05.2024)
 

Приложение

Рисунок 1. Чек-лист

Таблица 1.

Список произведений на февраль

Произведение

Сколько всего времени читал/читала

Понравилась ли книга?

Хотел бы обсудить её?

«Теремок»

 

 

 

«Курочка Ряба»

 

 

 

«Колобок»

 

 

 

«Репка»

 

 

 

«Волк и семеро козлят»

 

 

 

«Каша из топора»

 

 

 

«По щучьему веленью»

 

 

 

«Три медведя»

 

 

 

«Гуси-лебеди»

 

 

 

«Морозко»

 

 

 

 

Таблица 2.

Страница с карточкой заданием

Теремок

  1. Перечисли главных героев сказки? Зачеркни лишних (1 уровень)
  2. Проверь порядок заселения жителей в теремок (см картинки в предыдущем задании) (2 уровень)
  3. Представь себе теремок. Где размещался каждый его новый житель?
  4. 4. Подумай, каким делом занимался каждый?
  5. Почему теремок сломался, ведь жители пустили в него медведя? (3 уровень)
  6. * Нарисуй новый теремок.

Курочка Ряба

  1. Перечисли главных героев сказки? (1 уровень)
  2. Что было бы, если мышка не разбило яйцо?
  3. Какими качествами обладала Курочка Ряба?
  4. *Нарисуй комикс к сказке.

Колобок

  1. Как бы изменилась сказка "Колобок", если бы главный герой был не колобок, а другой предмет или существо?
  2. Какие концовки могли бы быть у сказки "Колобок"?
  3. Как бы вы изменили сюжет или диалоги сказки "Колобок", чтобы сделать ее более современной или актуальной для сегодняшнего времени?

Репка

  1. Как бы вы представили "Репку" в современном мире?
  2. Проверь порядок героев в сказке (см картинки в предыдущем задании).
  3. Если бы "Репка" была анимационным фильмом, какие бы были ее главные характеристики и стиль анимации?
  4. Какие альтернативные способы могли бы использоваться для того, чтобы вытащить репку из земли?

Волк и семеро козлят

  1. Какие уроки о безопасности и доверии можно извлечь из сказки "Волк и семеро козлят"?
  2. Какие другие животные могли бы помочь козлятам в борьбе с волком, если бы они были включены в сказку?
  3. Был ли выбор у козлят в сказке? И почему?

Каша из топора

  1. Как вы представляете себе процесс приготовления каши из топора?
  2. Если бы каша из топора стала популярным блюдом, какие были бы возможные варианты упаковки и рекламы этого продукта?
  3. Какие были бы способы подачи и декорирования каши из топора, чтобы сделать ее более аппетитной?
  4. Как бы вы описали вкус и текстуру каши из топора?

По щучьему веленью

  1. Какие фольклорные элементы можно увидеть в сказке "По щучьему веленью"?
  2. Поменяется ли смысл сказки, если заменить героя щуку на другого? Почему?
  3. Придумай другое название сказке.

Три медведя

  1. Предположи другие концовки сказки?
  2. Оцените поведение Машеньки в сказке? Правильно ли она поступила с чужими предметами?
  3. Напишите какими предметами девочка могла воспользоваться и каким способом?

Гуси-лебеди

  1. Какие моральные уроки можно извлечь из поступков героев?
  2. Какие другие развития сюжета могли бы быть интересными для сказки "Гуси-лебеди" с учетом современности?
  3. Проверь порядок встречи Аленушки с другими героями (см картинки в предыдущем задании)

Морозко

  1. Каким образом автор создает атмосферу волшебства и загадочности в сказке "Морозко"?
  2. Каково значение темы времени и его изменчивости в сказке "Морозко" и как это отражается на развитии персонажей и сюжета?
  3. Могли отец поступить по-другому? Почему?
  4. *Нарисуй обложку к сказке.
 

Рисунок 2. ЧИТАЛЫШ