Статья:

ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сибгатуллина И.Т. ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕПОДАВАНИЕ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Сибгатуллина Ильсия Тависовна
студент, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Казань
Латыпов Нияз Растамович
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

В современном мире трудно опровергнуть тот факт, что знание иностранных языков играет важную роль. Прежде всего, это затрагивает английский язык. По статистике в одном из популярных источников мира «Этнолог: языки мира» (“Ethnologue: languages of the world”) от 2022 года английский входит в тройку самых популярных языков мира по количеству носителей и занимает последнее место в этом рейтинге, уступая китайскому и испанскому языкам. Это обуславливается следующим историческим фактом: в 19-20 веке Британская империя распространяла свое влияние на все континенты мира, имея политическое и военное лидерство среди других стран. На данный момент английский язык является языком дипломатии, торговли и бизнеса.

В настоящий момент Россия играет одну из ключевых ролей в современной политике, а также занимает является одним из ключевых участников в экономическом, научно-техническом, международном плане. Для современной молодежи открыты возможности быть посредником делового общения, работать за рубежом, в совместных и иностранных фирмах на территории России, приобщаться к мировой культуре, искусству, научно-техническому прогрессу. Вследствие того, что образование выступает в качестве ведущего и определяющего начала в процессе воспитания и социализации, перед школой стоит первоочередная задача включения школьников в реальную действительность, приобщения к социо-культурным ценностям общества. Как полагают методисты, эффективность обучения иностранным языкам зависит в значительной степени от мотивации учащихся, основанной не только на потребности в общении на иностранном языке вообще, но и, прежде всего, на наличии реальной возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни.

Цель данного исследования — изучить методические особенности преподавания делового стиля английского языка.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости создания, адаптации и включении учащихся в новые социально-культурные условия для дальнейшего применения в профессиональной деятельности.

В концепции модернизации Российского образования, а также в ФЗ «Об образовании в РФ»; письмом Минобразования России от 13.11.2003 № 14-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении» ставится задача создания системы специальной подготовки в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной на индивидуализацию и социализацию учащихся с учетом образовательных траекторий, выбранными обучающимися, и с учетом возможностей образовательной организации. Актуальной задачей перед педагогами становится обладание определенной специфики преподавания делового английского языка. Обучая учеников деловому английскому языку, преподаватель вовсе не обучает навыкам ведения бизнеса. Задача педагога – помочь обучающимся развить языковые компетенции, которые пригодятся в будущих рыночных отношениях [2, c. 17].

В российских образовательных учреждениях: в школах с углубленным изучением иностранного языка, в высших учебных заведениях вводится в учебные планы такая дисциплина, как «деловой иностранный язык» (далее ДИЯ), а также более узконаправленные дисциплины, например, как «обучение деловой письменной коммуникации» [3, c. 21].

С одной стороны, кажется, что ДИЯ ничем не отличается от общего английского языка: используются в основном одни и те же слова, похожие грамматические конструкции, работают одни и те же правила. Но в то же время нельзя не отметить некоторые различия:

1. В деловом иностранном языке акцент делается на деловой лексике. Нельзя также забывать о большом количестве клише и устойчивых выражений, использующихся в современном бизнес-английском  [1, c. 105].

2. Активное использование страдательного залога. Характерной особенностью делового английского является широкое использование пассивного залога. Это обусловлено тем, что для деловых бумаг свойственно обобщенное указание на действие как на факт, а не на поступательный процесс [4, c. 10].

3. Употребление неологизмов. Для коммерческой документации характерны неологизмы-термины и неологизмы-профессионализмы. Активное использование неологизмов в деловой переписке на английском языке является результатом технического прогресса.

4. Частое употребление инфинитивов. Употребление инфинитивов обуславливается тем, что помогает подчеркнуть обязательность действий говорящего или адресата, точность высказывания и полноту выражения [6, c. 25].

При обучении ДИЯ преподавателю стоит обратить внимание на подбор аутентичных материалов [5, c. 32].  В качестве примера можно привести один из распространенных учебник по обучению бизнес-английскому от старейшего издательства в мире “Cambridge” “Business Vocabulary in Use. Intermediate”.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 10-х и 11-х классов, желающих овладеть основами устного и письменного делового общения на английском языке. Стоит отметить, что в основе данного пособия лежит вокабуляр, слова и выражения, используемые при совершении телефонных звонков, написания деловых писем, проведения деловых встреч и переговоров. Так как целью обучения является свободное владение иностранного языка обучающимися как средства общения и коммуникации, мы рассмотрели ряд практических заданий в пособии:

1. Проекты

Некоторые учебные задания исследуемого учебного пособия представлены в виде проектов. Так, в разделе 23 “Price” обучающимся после изучения раздела предлагается узнать о компаниях, которые ориентируются на низкий чек, а также разобраться в плюсах и минусах при увеличении продаж в престижной компании с помощью дешевых продуктов.

“- Which companies in your country offer the lowest prices?

–for family cars –for home furniture –in supermarkets

- What are the advantages and disadvantages for a company with an upmarket image trying to increase its sales by offering cheap products?”

Таким образом, подобные проектные задания обеспечивают повтор пройденного лексического материала по определенной теме, а также углубление фоновых знаний в экономике и других отраслях на практическом задании.

2. Дискуссии

Данный тип учебных работ предлагается практически в каждой серии упражнений учебного пособия “Business Vocabulary in Use”. Например, при исследовании темы 10 “Businesspeople and business leaders”:

“- Who is your country’s most famous entrepreneur? What is this person famous for?

- In your opinion, are entrepreneurs born or made?”

При общении с иностранными клиентами важно иметь четкую и ясную позицию и уметь формулировать эту мысль устно или письменно на иностранном языке. Следовательно, такого рода практические упражнения помогают анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности и выдвигать аргументы и контраргументы

3. Работа с деловыми письмами

В качестве заданий для проработки написания деловых писем на английском языке можно рассмотреть следующее учебное задание 53.3 учащимся предлагается заполнить электронное письмо в виде резюме, а также предлагается написать собственное резюме, используя правильные формы выражений А и В раздела 53 “CVs, cover letters and emails”.

Использование такого задания способствует обучению письменному деловому английскому языку и письменному переводу специализированных текстов.

Данное исследование посвящено методическим особенностям преподавания делового стиля английского языка. Изучив методику преподавания на уровне среднего общего образования и работы преподавателей, мы достигли поставленной цели. В ходе изучения мы определили особенности делового иностранного языка и рассмотрели современные подходы к процессу обучения основных навыков, чтения, письма, говорения и аудирования.

Анализ теоретического материала позволил установить требования, которые необходимо учитывать учителю при обучении, составлении конспекта урока и выборе методики обучения. В практической части работы мы провели анализ УМК по английскому языку (Business Vocabulary in Use. Intermediate) на предмет усвоения аутентичного материала.

Результатом исследования стал эксперимент, который продемонстрировал эффективность применения практических заданий для овладения основ устного и письменного делового общения на уроках иностранного языка в десятом и одиннадцатом классах. Исследование контрольного тестирования позволило сделать вывод, что с применением таких работ практического характера, как проекты, дискуссии, деловые письма на занятиях, наблюдается повышение среднего балла учеников и уровня освоение лексического материала.

Мы пришли к выводу, что рекомендуем применение практических упражнений из данного аутентичного пособия на уроках, так как они способствуют поддержанию постоянного интереса школьников к предмету «английский язык». В дальнейшей перспективе можно продолжить расширять материалы исследования, для еще более тщательного изучения преподавания делового английского языка.

 

Список литературы:
1. Аверьянова Л.В. Деловой английский: банковская переписка = Business English. Banking Correspondence: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 186 с.
2. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения // Проблемы методов обучения в совр. общеобразов. школе. М.: Просвещение, 1985. – 32 с.
3. Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. М.: Просвещение. 1982-39 с.  
4. Любимцева С.Н., Тарковская Б.М., Памухина Л.Г. Английский язык для деловых людей. Пособие для.начинающих. - М.: 1991. – 56 с.
5. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. Под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, B.C. Цетлин. М.: 1967. – 225 с.
6. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М.: 1995. – 212 с.