ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Конференция: CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
FEATURES OF ARBITRARY MEMORY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION
Fevzie Fevzieva
Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Aliye Ibragimova
Scientific director, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Особую роль в системе развития памяти младших школьников играет такой компонент, как запоминание. Изучение произвольной памяти имеет большое практическое значение. Эта форма памяти занимает большое место в жизни и деятельности людей, она является ведущей формой памяти у детей на протяжении всего младшего школьного возраста, которая напрямую связана с усвоением знаний учащимися, с формированием навыков и умений.
Abstract. A special role in the system of memory development of younger schoolchildren is played by such a component as memorization. The study of arbitrary memory is of great practical importance. This form of memory occupies a large place in people's lives and activities, it is the leading form of memory in children throughout primary school age, which is directly related to the assimilation of knowledge by students, with the formation of skills and abilities.
Ключевые слова: задержка психического развития; память; произвольная память; мышление; запоминание; воспроизведение.
Keywords: mental retardation; memory; arbitrary memory; thinking; memorization; reproduction.
Память – важнейшая психическая функция. Она лежит в основе формирования речи, эмоций, мышления, индивидуального опыта, двигательных навыков ребёнка. Память является важным условием развития я и обучения, становления личности ребёнка с задержкой развития, а также она обеспечивает накопление знаний, которые необходимы для успешного обучения.
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний о мире и о себе, овладение нормами поведения, приобретение навыков(привычек) – все это связано с работой памяти. Школьное обучение предъявляет особенно высокие требования к памяти ребенка.
Целенаправленное, систематическое приобретение знаний и умений, которые предусмотрены школьной программой, предполагает определенный уровень развития детской памяти, в том числе произвольной, логической памяти ребенка, то есть памяти, которая основана на понимании, на специальной умственной обработке материала с целью его запоминания и воспроизведения [2, c. 315].
По характеру участия воли в процессах запоминания память делится на:
– непроизвольное запоминание (происходит автоматически, без особых усилий со стороны учащегося);
– произвольное запоминание (процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий) [4, c. 78].
Произвольное запоминание – это продукт специальных мнемонических действий, то есть таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана со спецификой его целей, мотивов и методов осуществления.
Немов Р.С. В своих работах писал о том, что одной из главных причин трудностей у детей с задержкой развития является снижение произвольной памяти. Учебный процесс, в основном, опирается на произвольную память, в связи с этим без достаточного уровня сформированности произвольной памяти полноценное обучение невозможно [3, c. 200].
Задержка психического развития – это незрелость эмоциональной волевой сферы у детей и темповое отставание психических процессов. У учащихся недостаточный уровень развития речи, моторики, памяти, внимания, регуляции, неустойчивость эмоций и плохая успеваемость в школе.
Главное условие произвольного запоминания четкая постановка задачи запоминать материал полно, последовательно и точно.
Младшие школьники лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях. Это связано с тем, что они плохо понимают воспринимаемый материал. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и взаимосвязи, потому что не знают, как их вычленить. Запоминание впечатлений внешнего мира иногда принимает ярко выраженную патологическую форму и называется фотографической памятью. Дети с такой памятью, отвечая на уроке, как будто продолжают видеть страницу учебника перед глазами, но не в состоянии передать ее содержание своими словами [3, c. 121].
Приступая к обучению, дети уже умеют запоминать непроизвольно. Так младший школьник не может запомнить то, что учитель задал на дом, так как для этого требуется произвольное запоминание, но они очень быстро и легко запоминают то, что у них вызывает сильные эмоции и чувства, так как это непроизвольно. У детей с задержкой психического развития произвольная память развита слабо.
Учебная деятельность требует от младших школьников волевых усилий.
Запоминать, держать в уме учебный материал, независимо от того, интересует он его или нет. Производительность зависит от условий, которые созданы учителем и способами, которые ребенок использует для запоминания. Чем меньше дети, тем большую роль играет сенсорное восприятие, поэтому для запоминания используется наглядный материал: макеты, картинки, схемы, таблицы и т.д. Все это следует использовать не только при запоминании, но также и при воспроизведении [1, c. 75].
Продуктивность запоминания зависит от мотивов для усвоения материала, ребенок должен выяснить, почему он запоминает материал, и захотеть этого добиться. Объем запоминаемого материала увеличивается, если он включен в игровую или трудовую деятельность и с ним были выполнены какие-либо действия. Большое количество психологов и педагогов говорят о том, что детская память – это интерес [4, c. 141].
Для детей младшего школьного возраста очень важна интенсивность эмоционального фона обучения. Показатели продуктивности произвольной памяти существенно меняются с возрастом. Вопреки распространенному мнению, показатели продуктивности у детей младшего школьного возраста ниже, чем у старших школьников. Кроме того, младшие школьники быстро устают, поэтому их не следует перегружать материалом, который они должен запомнить [2, c. 115].
Учителю необходимо стараться обеспечить, то, чтобы запоминание опиралось на различные типы памяти в учебном процессе. Один и тот же материал может быть представлен устно, проиллюстрирован образно, зафиксирован письменно и т.д.
Приемы произвольного запоминания можно разделить на две основные группы:
– основанные на выявлении внутренних связей, существующих в самом материале;
– на введении искусственных связей извне в запоминаемый материал (мнемонические приемы) [1, c. 99].
Память играет важную роль в развитии и формировании познавательной деятельности ребенка. Обучение детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в большей степени опирается на процессы памяти, которые характеризуются большой оригинальностью. Память учащихся с задержкой психического развития характеризуется нарушениями памяти, то есть отсутствием осмысленности и непоследовательности, зависимость от содержания материала, сохранением, то есть повышенной забывчивостью, слабой логической обработкой и воспроизведением. Также следует отметить несовершенство их памяти, которое обусловлено плохой обработкой воспринимаемого материала [1, c. 100].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что произвольная память играет большую роль в освоении учащимися основной образовательной программы начального общего образования, так как в процессе обучения в школе дети должны научиться умению принимать и сохранять образовательную цель и задачу, планировать ее выполнение, контролировать и оценивать свои действия, анализировать и воспринимать информацию и тексты, использовать широкий спектр логических операций и так далее.