Статья:

Роль информационных технологий в подготовке учителя музыки

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Безверхая Т.В. Роль информационных технологий в подготовке учителя музыки // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль информационных технологий в подготовке учителя музыки

Безверхая Татьяна Викторовна
студент, Филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ», РФ, г. Смоленск

 

Подготовка учителя музыки – сложный и многогранный процесс. Цель его – воспитание разностороннего музыканта-педагога, чей профессиональный уровень отвечал бы требованиям современной школы. Во все времена пытливая педагогическая мысль нацеливалась на реализацию полноценного и возможного в конкретных социокультурных условиях музыкального воспитания молодёжи. Многие методики, наработанные в предыдущие годы, потеряли свою актуальность в связи с изменившейся социальной обстановкой, поменявшимися воспитательными приоритетами, резко шагнувшим вперёд техническим прогрессом. Сегодня появилась необходимость пересмотреть, обновить известные в музыкальной педагогике методические принципы, подходы к вопросам подготовки специалиста в области музыкального воспитания, использовать новые технологии, отвечающие особенностям современного образования.

Характерной чертой общего образования на современном этапе является повышенное внимание педагогов к применению компьютера как средства обучения школьников. Применение компьютерно-технических средств в процессе обучения определяют ряд достоинств: индивидуальный характер образования, активизация приобретения знаний и навыков, фиксированность полученных результатов, возможность их изменения. Цифровая технология позволяет объединить текст, графическое и видео изображение, речевое и музыкальное сопровождение; на базе данной технологии реализуются мощные новые средства представления передачи знаний, а также средства обучения, которые стимулируют механизм познавательной активности на занятии, развивают интерес обучающихся.

Как известно, в настоящее время молодое поколение испытывает особый интерес к техническим новинкам, и в отношении музыкально-компьютерных технологий в частности, поэтому преподавателю следует уметь владеть таким компьютером так же свободно, как клавишами фортепиано, и вовлекать учеников в работу с музыкальным репертуаром, с применением компьютерного сопровождения, так как это определенно преображает музыкальные уроки. Именно на воспитание такого творческого и технически «подкованного» учителя-музыканта и должно нацеливаться обучение в организации педагогической направленности [1].

В музыкальном образовании компьютерные программы используются для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана). Они также применимы в развитии музыкального слуха, в обучении игре на инструменте, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста. Для получения разной музыкальной информации используется сеть Интернет.

Работа с информационными технологиями должна подчиняться следующим требованиям: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, высокий уровень организации детей на уроке, их подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств личности) [2]. В целом программы, используемые в процессе получения музыкально-педагогического образования, можно поделить на следующие группы:

·     музыкальные редакторы;

·     энциклопедии;

·     игровые программы;

·     программы-тесты и викторины;

·     комбинированные программы.

Выбор же программ зависит соответственно от цели, поставленной преподавателем и специфики предмета. Цель введения компьютера для изучения какой-либо темы – привлечение внимания обучающихся и ориентирование на самостоятельное изучение предмета, развитие навыков отбора и анализа большого количества информации. В процессе обучения должен делаться акцент на актуальность изучаемой темы, на связь с жизнью. Эффективность использования компьютера на уроках музыкального цикла зависит только от личного творчества педагога. И здесь важно отметить, что важным является не насыщение урока максимальной информацией, а соблюдение принципов, вытекающих из природы искусства – целостности, образности, ассоциативности, художественности.

В учебном плане по специальности «музыкальное образование» такие предметы, как «Основы теории и методики игры на синтезаторе» и «Компьютерная аранжировка» непосредственно связаны с обучением студентов новым компьютерным технологиям. Знакомство с различными музыкальными редакторами открывает студентам возможности для экспериментирования с электронными звуками. Учащийся может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки, записать знакомую мелодию, составить свою, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов [3]. Владение электронными музыкальными инструментами, умение создавать аранжировки, фонограммы – очень важно для будущего учителя музыки. При разучивании песен на уроках в школе, так называемые «минусовки», по мнению преподавателей и психологов, намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, в курсе вышеперечисленных дисциплин у студентов выявляются личные интересы и развиваются творческие способности.

В курсе дисциплин музыкально-теоретического цикла: «Теория музыки», «Гармония», «Сольфеджио» возможно применение программ-тестов и викторин. Такие программы педагог может создавать для своего урока с учетом его конкретной цели и содержания, а также для закрепления и проверки усвоенного материала. Существуют CD «Сольфеджио – караоке», «Тестирование музыкального слуха», «Музыкальная грамота», которые можно успешно применять в работе со студентами. Использование таких программ ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.

Расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность обучения может использование телекоммуникационной технологии – сети Интернет. Получение и обработка через Интернет разнообразной музыкальной информации становится новым направлением в развитии познавательного интереса студентов к музыке, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства. Интернет может применяться в музыкальном обучении для получения доступа к современным оригинальным учебным материалам, значительного усиления индивидуализации обучения, обеспечения информационной деятельности преподавателя и учащихся, развития музыкального интереса студентов.

В курсе дисциплин используются энциклопедические компьютерные программы, причём на различных типах уроков: объяснения нового, обобщающих, уроках повторения и закрепления знаний. Такие программы представляют собой базу данных и предназначены для индивидуальной работы студентов с компьютером. Перед студентами ставятся задачи: подготовить сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т.п. Желательно, чтобы задания носили аналитический характер. Помимо энциклопедических программ, в настоящее время создаются комбинированные программы с расширенным диапазоном возможностей, предоставлением исследовательской среды. Пример такой программы «Чайковский, Жизнь и творчество».

Таким образом, необходимо понимать, что в использование компьютерных музыкальных программ в процессе обучения будущих преподавателей очень важно. Педагог должен знать и уметь пользоваться программными продуктами, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и получать доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература. Имеющийся опыт показывает, что использование информационных технологий позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, развивать индивидуальные способности обучающихся, усилить междисциплинарные связи в обучении. Это, естественно, благотворно сказывается на качестве подготовки современного специалиста в области музыкального воспитания.

 

Список литературы:
1. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» // Современное музыкальное образование, 2013. – С. 33–35.
2. Труды II Международного конгресса ЮНЕСКО. Информатика и образование. Политика в области образования и новые технологии. В 4 т. – УДК 378 007. – Произ-но изд-е перед. «Глобус»: – М., 2012.
3. Интернет и музыкальное образование школьников II Искусство и образование. – К. – 2012. – № 1. – С.45–50.