Статья:

Изучение роли психолого-педагогического содействия реабилитантам в формировании компетенций волонтеров

Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Горяинов С.В. Изучение роли психолого-педагогического содействия реабилитантам в формировании компетенций волонтеров // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(36).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение роли психолого-педагогического содействия реабилитантам в формировании компетенций волонтеров

Горяинов Станислав Викторович
магистрант, Южный федеральный университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В настоящее время насущной проблемой является качество предоставляемых реабилитационных услуг. Уровень качества работы реабилитационного центра для наркозависимых во многом определяется результативностью работы специалистов – медицинского персонала, консультантов, психологов, психотерапевтов, однако, многое зависит и от характера реабилитационной программы, ее особенностей и степени ориентации на последующую социальную адаптацию, также немаловажную помощь в реабилитации наркозависимых оказывают волонтеры.

Если обратиться к значению самого слова, то волонтерами называют людей, занимаются общественно полезной деятельностью на безвозмездной основе [4]. Волонтеры привлекаются при организации различных мероприятий, помощи социально-незащищённым слоям населения, ветеранам, людям с инвалидностью, а также для помощи в реабилитационных программах центров для наркозависимых. Особенностью волонтеров, которые работают в реабилитационных центрах, является их неоднородный состав: с одной стороны, среди волонтеров есть люди, которые обладают определенным запасом компетенций, но не имеют опыта преодоления зависимости и нуждаются в развитии личностных качеств, которые помогут им выстраивать линию поведения при психолого-педагогическом содействии реабилитантам, с другой, - среди волонтеров есть те, кто сами являются реабилитантами в процессе устойчивой ремиссии, через психолого-педагогическое содействие «начинающим» осуществляя рефлексию собственного опыта прохождения программы реабилитации. Именно вторая «разновидность» волонтерства и находится в фокусе внимания магистерской диссертации, объектом исследования которой является процесс формирования компетенций волонтеров реабилитационного центра, предметом - роль психолого-педагогического содействия реабилитантам в формировании компетенции волонтеров реабилитационного центра.

Целью исследования было определено изучение сформированности компетенций волонтера реабилитационного центра в процессе осуществления им психолого-педагогического содействия реабилитантам, находящимся на более ранних стадиях освоения программы реабилитации (на примере реализации авторской реабилитационной программы «Возвращение»).

Особенностями реабилитационной программы являются: спирально-циклический принцип тематического планирования и реализации социально-педагогических и психолого-психотерапевтических групповых мероприятий; включение в программу социальной реабилитации обязательных элементов социального волонтёрства (участие в уходе за пожилыми людьми и инвалидами, организация бесплатного питания для малоимущих групп населения, другие актуальные акции социального волонтёрства на постоянной основе), а также волонтерская помощь другим реабилитантам в виде организации различных форм психолого-педагогического содействия. Таким образом, реабилитант на определенном этапе прохождения программы реабилитации становится волонтером и оказывает психолого-педагогическое содействие тем «пациентам» реабилитационного центра, кто находится вначале программы реабилитации.

Поскольку в литературных источниках нет точного определения понятия «психолого-педагогическое содействие лицам, находящимся на реабилитации», то, обобщив информацию, представленную в литературных источниках [1; 2, с. 4; 3], мы уточнили определение понятия «психолого-педагогическое содействие» с учетом особенностей деятельности волонтера реабилитационного центра» и понимаем его как особый вид деятельности волонтера в рамках реабилитационной программы, направленный на подкрепление самостоятельных усилий реабилитантов и выражающийся в предупреждении (превентивное содействие) или преодолении (оперативное содействие) их трудностей в прохождении программы реабилитации.  Превентивное психолого-педагогическое содействие ориентировано на прогнозирование трудностей и минимизации рисков их появления [1], оперативное психолого-педагогическое содействие направлено на помощь реабилитантам на различных этапах реализации реабилитационной программы.

Специфика психолого-педагогического содействия реабилитантам как части реабилитационной среды для зависимых «пациентов» заключается в том, что она, с одной стороны, - основывается переосмысленном опыте волонтеров центра и на достаточно высоком уровне их собственных достижений на пути реабилитации и ресоциализации, а с другой, - сама создает условия для развития компетентностной волонтеров.

Таким образом, в рамках магистерского исследования решались такие вопросы, как изучение роли психолого-педагогического сопровождения в формировании компетенций волонтеров, построение компетентностной модели волонтера с учетом выявленных психолого-педагогических особенностей волонтеров, работающих в реабилитационном центре, активно и успешно принимающих участие в психолого-педагогическом содействии реабилитантам.

Одним из основных выводов исследования явилось то, что для развития компетенций волонтера необходимо организовать особую экосистему, одновременно направленную и на диагностику формирования компонентов компетентностной модели волонтера (в виде отдельных компетенций) в процессе осуществления психолого-педагогического содействия, и на создание условий для целенаправленного их развития.

Также было установлено, что волонтерская деятельность реабилитанта на завершающем этапе реабилитационной программы в виде психолого-педагогического содействия другим реабилитантам (которые находятся на начальных стадиях реабилитационной программы) способствует развитию его личностных, поведенческих и социальных компетенций.

 

Список литературы:
1. Вдовина С.А., Вдовина Е.А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников// Концепт. – 2013. – № 4. [Электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm (Дата обращения 27.12 2020)
2. Кургинян С.С. Психолого-педагогическое содействие формированию у подростков адекватного отношения к себе: Автореферат дис. канд. пед. наук.  Москва, 2008. – 25 с.
3. Сыманюк Э.Э. Психологическое содействие как технология профессионального развития педагогов [Электронный ресурс] - Режим доступа. –  URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/10836/1/ippo-2005-085.pdf (дата обращения 10.01.2021)
4. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7495/d12634a3b32eea709b2c4fc1b24c6533c88154e6/  (Дата обращения 17.01 2021)