Психолого-педагогические условия воспитательного потенциала народных подвижных игр в начальных классах
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Психолого-педагогические условия воспитательного потенциала народных подвижных игр в начальных классах
В условиях современного общества возрастает потребность в здоровых и крепких духом людях, способных работать в различных сферах деятельности, требующих сил, быстроты, выносливости; в сферах, требующих творческие способности; людях, которые будут беречь общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбия, верности слову. Но в современной жизни здоровых людей мало, т.к. современные дети всё больше проводят время за компьютерными играми и в сети Интернет, за просмотром мультфильмов, и поэтому у них не развиваются двигательные умения, нравственные принципы, эстетические качества. Всё это в совокупности ведёт к тому, что в мире возрастает количество больных людей, не способных решать свои проблемы, креативно мыслить, склонных к агрессии. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее действенных средств и методов для повышения физической и нравственной сформированности учащихся. И среди множества различных средств, одним из них является народная подвижная игра.
На уроках начальных классов применяются игры разного рода, но среди многочисленной разновидности предпочтение отдаётся народным подвижным играм, в которых школьники втягиваются в активные физические действия.
Игра является не только средством веселья и телесного развития, но и средством многостороннего воспитания и развития психологической готовности к разным ситуациям в жизни общества [2]. Народные подвижные игры вырабатывают у детей внимательность, ловкость и скорость, умение выполнять движения одновременно с группой, волевые качества: способность решать трудные задачи, следовать правилам, радоваться как победе, так и поражению, выслушивать замечания, уважать мнения других; развивают умение выражать находчивость, самообладание, фантазию, изобретательность, волю [4]. Всё это ведёт к тому, что школьник сравнивает свои действия с конкурентом, что способствует тому, что ребёнок делает первые шаги к самооценке и самоконтролю, что положительно скажется не только в учебной работе, но и в жизни самого ученика. Развитие человека, как полноценной личности без игры невозможно. Подчеркнем, что школьникам мир игры ближе, понятнее и доступнее, чем большинству взрослых. Дети в мире игры действительно "свои", а не "гости". [1]
Кудрявцев В. А. отмечает, что народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также развитию способности к действиям в коллективе, ориентироваться в пространстве, следовать правилам игры [3]. С точки зрения А.В. Кенеман, народные подвижные игры – это традиционное средство педагогики, отражающее образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои [2].
Применение народных подвижных игр весьма обширно: они могут выступать, как составная часть урока и содействовать процессу обучения, тренировки и контролю за подготовленностью учеников; как средство отбора учащихся в спортивную секцию; употребляться во внеурочное время на различных уроках; подготавливают к существенным многофункциональным перегрузкам; народные подвижные игры успешно используются для спортивной тренировки. Но чтобы их воздействие на детей было эффективным, применяя народные подвижные игры в учебной деятельности учащихся начальных классов, надо учитывать следующие психолого-педагогические условия их проведения: учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей; беседа с детьми о восприятии победы и поражения; создание условий для переживания радости; соблю-дение детьми правил игры; педагогически грамотное распределение ролей.
При учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, содержа-ние игр должно согласовываться с уровнем развития и подготовленности учащихся игры, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового [6]. Стоит также учитывать и личностные характеристики каждого ученика, гендерную принадлежность учащихся и характер межличностных взаимоотношений, обращать внимание на общее состояние класса. Если дети возбуждены, то стоит провести малоподвижную, спокойную игру без сложных для восприятия правил. Если же учащиеся долгое время провели за партами, то им необходимы энергичные действия.
Беседа с детьми о восприятии победы и поражения играет большую роль. Дети в процессе народных подвижных игр вступают в сложные отношения друг с другом, которые переплетены моментами соревнования и взаимной поддержки. Дети, сильно желающие одержать победу в игре, так или иначе на пути встречаются и с трудностями и проигрышами, в результате чего они могут переживать отрицательные эмоции разочарования и тревоги. В таком случае стоит провести с ними ряд бесед на тему: «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы следует подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть». Стоит привести в пример некоторых спортсменов и знаменитых людей, которые не сразу получили славу и признание, а также испытывали чувство разочарования.
Так же необходимо создавать условия для переживания радости детей в процессе игры. Стремление детей «быть лучше, чем все» организовывает причины для достижения успеха, который является одной из предпосылок для развития волевых качеств и образования рефлексии, т.е. способности понимать свои достоинства и недостатки. А это значит, что у детей следует увеличивать уровень притязаний, иногда применяя целенаправленное создание ситуации успеха: начать следует с простых игр, где каждый учащийся сможет одержать победу. Затем требуется поддерживать стремление «быть лучше всех», ведь это позволит ребёнку стать решительным, уверенным в себе и более активным в деятельности и общении.
Соблюдение детьми правил игры также важное является важным условием. Подвижные игры всегда включают в себя правила, что привносит игре объективный характер: все участники игры подчиняются её правилам и, конечно же, ценна победа игрока, который честно соблюдал их. Чтобы помочь каждому занять почтенное место среди товарищей и соперников, побороть неуверенность робких детей, пробудить желание осуществлять не только побочную, но и главную роль в игре, желательно ввести правила поведения, которые гласят о том, что каждый ребёнок имеет право на участие в игре; дети, которые желают играть, должным вместе прийти к решению о том, в какую игру они будут играть; ведущий игры выбирается с общего согласия всех детей, которые участвуют в игре; при обсуждении кандидатов стоит пояснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют; дети должны самостоятельно проанализировать и решить спорные вопросы; если кто-то из детей больше не хочет играть, то ему следует сказать ведущему игры и её участникам о причине своего ухода; все дети, которые участвуют в игре, обязаны уважительно отно-ситься друг к другу; право давать советы, совершенствовать условия игры, дополнять её содержание и правила с общего согласия игроков имеет право не только ведущий, но и остальные участники игры.
Соблюдение правил игры ведёт к тому, что дети усваивают новый социальный опыт, у них постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что ведёт к выработке произвольности поведения [4].
Один из ответственных моментов в народной подвижной игре, как и в любой другой, – распределение ролей. При распределении командных ролей участникам игры, учитель должен помнить о том, что роль должна помогать неавторитетным детям укрепить авторитет; пассивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными, новичкам и избегающий детского коллектива – проявить себя, подружиться со сверстниками. Учителю необходимо следить за тем, чтобы в игре не возникало зазнайство, превышение власти руководящих ролей над второстепенными, чтобы у роли было действие: иначе ребёнок заскучает и выйдет из игры. Исключено употребление в игре отрицательных ролей.[6].
Таким образом, чтобы народная подвижная игра должна оказывать на ребёнка благоприятное воздействие и не повредила ему, нужно учитывать психолого-педагогические условия их проведения. Нравственное содержание таких игр очень высоко, так как сюжет игры содержит противостояние мира добра и зла, конфликт которой разрешается всегда в пользу добра, поэтому она имеет большое воспитательное значение. Народные подвижные игры можно воспринимать как повседневное детское развлечение, которое удовлетворяет потребность организма в двигательной активности, групповой деятельности и положительных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития детей младшего школьного возраста. Результат народной подвижной игры полностью зависит от знаний методических, психолого-педагогических аспектов руководства народными подвижными играми и неравнодушия учителя в развитии у школьников качеств, которые пригодятся им для жизни в социальном обществе.