Формирование ценностных ориентаций младших школьников
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование ценностных ориентаций младших школьников
Младший школьный возраст - важный и ответственный период развития нравственных качеств личности ребенка. В данном возрасте закладываются основы ценностно-смысловой сферы личности, формируется система ценностных ориентаций, которые являются одним из критериев в отношении человека к окружающему миру[3]. Ценностные ориентации определяют социальное взаимодействие людей, согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека. В связи с этим структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа.
Выбором темы нашей статьи послужила педагогическая рефлексия ситуации на уроке по литературному чтению в третьем классе, связанная с чтением сказки Б.Заходера «История Гусеницы». Данную сказку сам автор относил к циклу «Сказок для людей» и пояснял в предисловии, что их «рассказывают сами звери» и рассказывают их людям, чтобы они стали добрее и относились к зверям хорошо. Таким образом, автор выбирает древнейшую категорию идеала, которая осмысливается им и с позиции общественной морали и личностной добродетели человека.
Конкретно в данной сказке автор в аллегорической форме противопоставляет духовные потребности (по отношению к гусенице, это «способность летать») и физиологические потребности («есть вкусную крапиву»). Так, главная героиня сказки гусеница превращается в бабочку и приобретает крылья только тогда, когда у нее возникает желание увидеть лес, речку, луг, а не только «жевать» любимую вкусную крапиву.
В процессе учебного диалога, направленного на способность учащихся охарактеризовать главных героев сказки, обучающиеся задали вопрос учителю: «А что такое «духовные ценности»?». Детям было не понятно, что можно еще, кроме вещей и предметов, называть ценностью? Это послужило предметом для педагогической рефлексии учителя, нацеленной на понимание особенностей мышления современных детей, их суждений о мире.
Известно, что современный мир отличается ценностным плюрализмом, сложностью и неоднозначностью оценок различных социальных явлений и человеческих поступков. В связи с этим, мы считаем, что в процессе образования, необходимо активизировать психологические механизмы понимания и переживания ребенком различных жизненных ситуаций, когда дети сами смогли бы вынести нравственную оценку, сделать личностный выбор.
Проведя педагогическую рефлексию, нами было решено организовать воспитательное мероприятие на тему: “Ценности человека”. Целью занятия является создание психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций младших школьников. Задачи, которые необходимо было решить:
1. определить понятия «ценности» как выражения человеческих потребностей;
2. воспитывать духовные потребности личности обучающихся;
3. развивать способность младшего школьника к самоопределению в системе ценностей современного общества.
На занятии было использовано следующее оборудование: карточки с текстом для самостоятельной работы, текст притч, “цветок” ценностей, презентация к уроку, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, словарь С.И. Ожегова.
В начале занятия детям предлагалось послушать две притчи и сказать, что является ценностью для героев?
Притча №1: «Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты»[4].
Притча №2: «В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой… Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились»[4].
К данным притчам были заданы вопросы, задача учеников состояла в том, чтобы определить ценности для каждого из героев, представленных в притчах.
Обучающимся предлагалось самим дать определение понятию “ценность”. Дети давали неожиданные для нас ответы: «Ценность – это то, ради чего живет человек…», «ценность – это то, что он хочет иметь сам и желает своим близким…» и др.
Обратившись к словарю С.И. Ожегова, дети убедились в правильности своих догадок: «Ценность – важность, значение… ценный предмет, явление. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности (все, что имеет денежную основу)» [2].
Так мы определили понятие ценностей и их видов – материальных и духовных ценностях. Материальные ценности - это всё то, что можно увидеть, потрогать, использоватьдля обеспечении жизни. Духовные ценности - это то, что невозможно увидеть, но можно пережить в процессе человеческих отношений. Это – любовь, уважение к близким, свобода, радость, творчество. Мы намеренно не противопоставляли материальные и духовные ценности, а поясняли необходимость и тех и других для человека, попытались донести до детей важность выбора человеком тех ценностей, которые являются для него основополагающими. Каждая из ценностей важна, как духовная, так и материальная (пример, здоровье - духовная ценность, лекарство - материальная ценность). Следующим заданием для обучающихся было выбрать из предоставленного списка ценностей 10 ценностей для себя наиболее значимых[1]. Дети выбрали ценности из предложенного списка, а после того как задание было выполнено, разыгрывалась ситуация: «Во многих русских сказках можно встретить сюжет, когда к главному герою сказки обращается какой-либо сказочный персонаж, например, Водяной в сказке о Марье-царевне со словами: «Отдай то, что дома не оставил». В данной ситуации главный герой обычно отдает то, что не имеет, или то, что не так жалко отдавать. А вы бы, что из выбранных ценностей смогли отдать? Какие ценности Вы бы отдали?». Детям предлагалось вычеркнуть их списка две ценности менее значимые для них. По нашим наблюдениям, дети не сразу смогли сделать это. Некоторое время думали, рассуждали. Потом, мы пояснили, что из оставшихся ценностей надо отдать еще две. Мы видели, как это непросто давалось это детям. В итоге в списке остались только те, которые действительно были основополагающими. Оставшиеся ценности ученики выписывали на индивидуальный лепесток с последующим объяснением своего выбора. Из всех лепестков был сделан «цветок ценностей». Это был «цветок» личностных ценностей детей!
Для более глубокого понимания воспитательной темы, мы обратились к знакомой детям сказке В. Катаева “Цветик-семицветик”. Бала продумана система вопросов по теме урока: «На какие чудеса «потратила» Женя волшебные лепестки Цветика-семицветика?», «Какие ценности приобрела Женя?», «Какой ценностью поделилась Женя, оторвав последний листок?», «Какие ценности сделали ее счастливой?».
Дети отмечали, что Женя от преследования ее большим количеством игрушек испугалась и решила от них избавиться, на Северном полюсе она замерзла и пожелала вернуться обратно домой к маме, а вот подарив больному мальчику здоровье, сделала его счастливым и долго бегала с ним по двору и играла в салки. Именно такая ценность как здоровее, добро делает человека счастливым. Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что цель внеурочного мероприятия по созданию психолого-педагогических условий формирования ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста была достигнута.
На заключительном этапе урока ученики вспоминали определения понятия “ценности”, их виды, приводили примеры. Полученный на уроке материал позволил нам провести исследование об особенностях ценностных ориентаций младших школьников.
После ранжирования ценностей получились следующие результаты:
● Самым важным для учеников 3-го оказалась ценность «семья» (любить семью, близких), так как ее отметили 14,4 %;
● Не менее важным по значимости является жизнь и помощь родителям, составив 11,2%;
● Ниже следует такая ценность, как «доброта» (быть добрым), выбрали 8% опрошенных;
● 5,6% - 7,2%. В эту категорию вошли ценности: дом, квартира, забота, природа, сочувствие, дружба;
● 0,8% - 4%. В эту категорию вошли ценности: деньги, игрушки, книги, картины, скульптуры, творчество, одежда, свобода, справедливость, еда, уважение, образование;
● Не вошли в список ценностей учеников 3-го класса: преданность и развлечения.
Итак, для учеников 3-го класса важнее всего: жизнь, семья, помощь родителям и доброта. Следовательно, можно сказать, что дети в качестве основополагающих выбирают духовные ценности.
В заключении мы сделали вывод, что формирование ценностных ориентаций учащихся, системы их установок и убеждений должно строиться на взаимном сотрудничестве и заинтересованности общим делом. Для становления положительного отношения к ценностям необходим опыт их эмоционального переживания и рефлексии. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников необходимо диагностировать, проводить своевременную коррекционную работу (при проявлении асоциальности), вести психологическое просвещение и консультирование родителей и педагогов, а также важно выявлять психолого-педагогические условия, способствующие формированию ценностных ориентаций младших школьников.