ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Актуальность проблемы формирования технологических компетенций учащихся на уроках технологии в школе заключается в необходимости модернизации российского школьного образования через развитие профильного обучения, формирование ключевых компетенций, обновление содержания и организации учебного процесса.
Важным элементом технологической компетенции является умение ученика применять определенные действия и процедуры управления на практике, сотрудничать, развивать творчество и креативность, а также обладать комплексом технологических приемов и операций.
Обучающийся, обладающий технологической компетентностью, должен следовать определенным программам и процедурам управления, применяя их в реальных ситуациях организации учебного процесса. Они направлены на развитие взаимодействия, сотрудничества, творчества и креативности. Также важно владеть целым набором технологических приемов, операций, упражнений и практических действий, которые выполняются определенным способом в определенной последовательности на всех этапах работы, включая закрепление, тренировку, совершенствование и контроль [1].
Введение образовательной области «Технология» в систему общего образования необходимо для формирования у учащегося технологической компетентности, грамотности, мировоззрения и культуры. Это предполагает овладение комплексом технологических знаний и умений, развитие трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, а также самоопределение в выборе профессии и формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Важными составляющими технологической компетенции будут способность понимать, использовать и контролировать технологии, умение решать проблемы, развитие творческих способностей, сознательности, гибкости мышления и предприимчивости [2].
При изучении предмета «технология» учащиеся знакомятся с общими принципами преобразующей деятельности человека в различных областях, включая материальные и гуманитарные. Они узнают о принципах построения технологических систем, осваивают современные и перспективные технологии в области преобразования материалов, энергии и информации. Кроме того, предмет способствует формированию у учащихся готовности к труду, развитию культуры труда, культуры работы с информацией и графическими образами, а также улучшает их навыки работы в коллективе. Все это способствует творческому, экологическому и эстетическому (дизайнерскому) развитию учащихся [5].
В соответствии с целями содержание предметной области «Технология» выстроено в модульной структуре, обеспечивая получение заявленных образовательным стандартом результатов:
- Компьютерная графика, черчение;
- 3-D моделирование, прототипирование и макетирование;
- Технологии обработки материалов, пищевых продуктов d) Робототехника
- Автоматизированные системы
- Производство и технологии
А так же дополнительные модули, описывающие технологии, соответствующие тенденциям научно-технического развития в регионе, в том числе «Растениеводство» и «Животноводство». В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков, обеспечивая получение заявленных результатов [4].
Использование цифровых образовательных технологий на различных уроках, включая уроки технологии, позволяет разнообразить процесс обучения, обогатить его мультимедийными материалами: видео- и аудиофайлами, gif-изображениями и другими. Кроме того, это позволяет повысить эффективность урока. Цифровые технологии могут быть использованы на разных этапах урока, а также в качестве домашнего задания, самостоятельной или контрольной работы. Например, на этапе актуализации знаний можно применять электронные тесты и конструкторы; на этапе объяснения нового материала - электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийные презентации и учебные видеофильмы; на этапе закрепления и совершенствования знаний - электронные тесты, тренажеры, обучающие среды и мультимедийные презентации; на этапе контроля и оценки знаний, умений и навыков - электронные тесты и кроссворды.
Внедрение новых цифровых технологий в современный образовательный процесс способствует более качественной подготовке учащихся. Поэтому важно уметь создавать цифровые образовательные технологии самому учителю. Для их создания можно использовать компоненты пакета программ Microsoft Office или специальные программы-конструкторы [2].
Рассмотрим цифровые технологии, которые можно использовать на уроках технологии:
1. LerningApps - конструктор интерактивных заданий для учебновоспитательного процесса в разных режимах - «Пазлы», «Найди пару», «Найди соответствия», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворд» и другие.
2. Компас 3D - российская система трехмерного проектирования. Создаем чертежи, проектируем 3Dмодели, создаем сборку изделий.
3. Padlet- инструмент для формирования виртуальных досок. На них можно размещать фото, заметки, ссылки, документы. Система применяется для организации дистанционного обучения, проведения дистанционных совещаний любой области деятельности [3].
Таким образом, современная жизнь пропитана цифровыми технологиями, и это воздействие не обошло стороной образование. Применение компьютеров на занятиях активно усиливает учебный процесс, повышая его интенсивность. Персональный компьютер, обладающий множеством функциональных возможностей, выступает как непревзойденное средство обучения. Использование современных компьютерных технологий становится неотъемлемым условием модернизации образовательного процесса.