Статья:

Расширение словарного запаса у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

Конференция: CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Семёнова С.Н. Расширение словарного запаса у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(114). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(114).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Расширение словарного запаса у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста

Семёнова Светлана Николаевна
магистрант, Челябинский Государственный Университет, РФ, г. Челябинск
Гольдфарб Ольга Сергеевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Челябинский Государственный Университет, РФ, г. Челябинск

 

Проблема развития младших школьников с ОВЗ опосредовала введение особых государственных стандартов обучения, обосновавших необходимость учета не только индивидуальных и возрастных особенностей таких обучающихся, но и их особых образовательных потребностей, что в отношении организации образовательного процесса определило создание обязательной специальной образовательной среды для детей с ОВЗ.

Многочисленные исследования и практический опыт педагогов доказали, что содержание учебно-воспитательного процесса младших школьников, в том числе, и с нарушениями слуха, должно определяться также спецификой нарушений развития ребенка. Современные достижения коррекционной педагогики позволяют с высокой эффективностью реализовывать процессы адаптации и абилитации обучающихся начальной школы с нарушениями слуха, создавая условия для познавательной и творческой деятельности таких детей. С другой стороны, до сих пор нерешенной остается проблема подготовки детей с нарушениями слуха. Во-первых, существует проблема подготовки детей с нарушенным слухом к началу школьного обучения, особенно в речевом и коммуникативном аспектах, что существенно затрудняет достижение требуемых ФГОС НОО образовательных результатов. Во-вторых, в коррекционных школах не хватает дефектологов, имеющих высокую профессиональную компетентность, так как многие специалисты не имеют базового дефектологического образования, а проходят переподготовку, часто заочную, что значительно снижает качество организуемого ими коррекционного процесса. В-третьих, выявляется нехватка специалистов для работы с глухими или слабослышащими с 3-4 степенью глухоты, в том числе владеющих уверенным навыком жестового языка, что также требует высокой компетентности педагога. В-четвертых, в силу разных причину педагогов снижается мотивация к качеству реализации коррекционного процесса, что не позволяет полноценно учесть компенсаторные возможности младших школьников и оказать им помощь в сенситивный период развития, не всегда выполняется рабочий функционал по разработке рекомендаций для родителей и их консультаций. В-пятых, нарушен принцип взаимодействия семьи и школы: многие родители в силу занятости или трудностей жизненной ситуации отказываются участвовать в реализации коррекционного процесса, считая, что это задача школы, тогда как многие методики работы с детьми с нарушениями слуха предполагают регулярную тренировку навыков, соблюдение которой обеспечивает успешность образовательного процесса. Таким образом, проблема речевого развития младших школьников с нарушениями слуха остается актуальной.

А.Г. Зикеев [2] указывает, что при обучении младших школьников с нарушением слуха нужно выстраивать для них индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от следующих факторов:

  • степень сохранности слуха и его качественных показателей;
  • возраст начала проявлений отклонений развития;
  • сроки выявления проблем со слухом;
  • время начала получения медицинской и педагогической помощи;
  • специфику аномального развития, множественность нарушений;
  • социальную ситуацию развития.

В независимости от степени выявленных нарушений развитие глухого или слабослышащего ребенка дефицитарно, так как перцептивные процессы, особенно слуховое восприятие, нарушены. Это негативно влияет на формирование всех психических процессов его познавательной сферы, в первую очень, на мышление и речь, что проявляется, в том числе, в виде речевой депривации, а нередко, и в общем интеллектуальном отставании. Следовательно, возникает необходимость организации специального коррекционного процесса, направленного на формирование коммуникации обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха, результатом которого должна стать успешная социализация таких детей благодаря созданию достаточных условий для их социального, личностного и речевого развития.

Р.М. Боскис [1] отмечает, что речевое развитие младших школьников с нарушениями слуха обусловлено не только не владением грамматическим строем речи, но показателями словарного запаса, так как последний через обозначение элементов окружающей действительности позволяет мышлению человека осознать структурные свойства каждого явления, а значит, обеспечить становление индивидуальности личности, связанной с картиной мира. О важности развития объема словаря ребенка говорит и А.Т. Зикеев [2]. Количественные характеристики словарного запаса были оценены С.А. Зыковым и Л.Н. Носковой.

Среди характеристик словарного запаса младших школьников с нарушениями слуха в зависимости от тяжести дефекта и компенсаторных возможностей исследователи (Р. М. Боскис, А.Т. Зикеев и другие) выделяют следующие:

  • замедленное формирование мыслительной операции «обобщение», что проявляется в назывании одним словом, как предметов, имеющих внешнее сходство, так и типичных действий, связанных с предметом;
  • скудный, по сравнению с нормотипическими сверстниками, объем как пассивного, так и активного словаря;
  • ошибочное понимание смысла некоторых слов;
  • называние одним словом всех предметов, имеющих схожие функции;
  • трудности в понимании частей речи, особенно служебных слов, местоимений и т.д.;
  • определение объектов через называние его отдельной структурной части;
  • невозможность узнавания знакомых слов в новых грамматических формах;
  • путаница в склонениях, спряжениях, родах, падежах, временах, лицах глаголов и т.п.;
  • рассогласование частей речи в процессе построения предложений и словосочетаний;
  • затруднение в овладении абстрактными понятиями;
  • сложности в формулировке характерных признаков объектов или явлений;
  • из-за возможности понять лишь ритмический рисунок слова использование близких по звучанию слов как синонимов;
  • называние общей ситуации, а не нужного предмета;
  • сложности с пониманием даже самых простых текстов в процессе чтения;
  • активный перифраз и т.д.

Таким образом, для младших школьников с нарушениями слуха в связи с проблемой словарного запаса часто характерна полная замена лексического значения слова, основанная на их семантической общности или звуковом подобии, следовательно, в процессе обучения младших школьников с нарушениями слуха необходимо проводить целенаправленную работу по расширению их словарного запаса.

Кроме того, актуальность проблемы развития словарного запаса у обучающихся начальной школы с нарушением функционирования слухового анализатора связана с требованиями ФГОС НОО, согласно которым младших школьник должен уметь решать коммуникативные и познавательные задачи на основе полноценного владения средствами речи и лексикой.

Е.П. Кузьмичева [3] указывает, что современные подходы к проблеме развития речи детей с нарушениями слуха включает в себя следующие методики: 1.системная работа специалистов коррекционных школ, целью которой является освоение или тренировка навыка использования дактиля и письменной речи; 2. методика Э.И Леонгарда с использованием слуховых аппаратов, активно вовлекающая родителей в процесс обучения; 3. Билингвистический метод, направленный на комплексном обучении младшего школьника как жестовой, так и словесной речи; 4. Верботональная методика, базирующая на тактильно-вибрационном и слуховом восприятии звуков, предназначенная, как правило, для младших школьников с остаточным слухом, также включающая сотрудничество с родителями.

А.Т. Зикеев [2] указывает, что процесс развития словарного запаса младших школьников с нарушениями слуха должен основываться не только на изучении вышеописанных факторов, определяющих степень дефекта, но и диагностическом материале определения уровня речевого развития, например, по методике Л.П. Назаровой. На основании таких показателей, как имеющийся объем пассивного и активного словаря, понимание речи собеседника при прямом обращении, соответствие речевого материала программному делается вывод об уровне сформированности словарного запаса. В качестве диагностического материала рекомендуется использовать слова, связанные с предметами, реально окружающими младшего школьника (существительные, прилагательные, глаголы, связанные с бытом и учебной деятельностью) и обобщающие понятия (признаки природных явлений и простых предметов, окружающих ребенка; названия профессий; определение связей между членами семьи);

Высокий уровень развития словарного запаса у ребенка с нарушением слуха может быть определен, если младший школьник демонстрируется полное осознание смысла задаваемых ему вопросов, способен достаточно полно, с соблюдением большинства правил грамматики дать ответ по смыслу. Предложения в высказывании между собой согласованы.

Средний уровень развития словарного запаса у обучающегося начальной школы с нарушением слуха определяется в случае возникновения относительных трудностей при формулировке ответов, например, не могут связно назвать выполняемые действия; допускают отдельные ошибки грамматического и/или лексического характера; диалогическая речь недостаточна сформирована: наблюдаются паузы, перебор имеющихся слов, активное включение невербального компонента коммуникации, потребность в помощи собеседника.

Низкий уровень проявляется в явных трудностях восприятия речи собеседника, в том числе, непонимание вопросов или поручений; непонимание отдельных слов; отрывочные, неточные ответы; практическое отсутствие диалогической речи; преимущественно невербальная коммуникация; наличие грубых лексических ошибок; отсутствие согласования частей речи; короткие, слабо связанные по смыслу между собой предложения.

Методические источники определяют работу по расширению словарного запаса у детей с нарушениями слуха как словарную и выделяют следующие её задачи:

  1. Регулярный мониторинг пассивного и активного словарей младшего школьника с помощью приемов проверки сущности понимания конкретных слов после их восприятия: выделение громкостью, повторы, элементы дактилирования, запись, звукобуквенный анализ. Также применяются поручения, показ называемых объектов, диалог, выполнение действий по просьбе учителя, составление монологического высказывания с определенным словом и прочее.
  2. Непосредственное расширение словарного запаса младших школьников через их ознакомление с новыми словами с упором на разнообразие частей речи, в первую очередь, знаменательных. Еще один способ ввода новых слов – метод словообразования с анализом состава слова. Отбор слов должен опираться на познавательные возможности обучающихся, в особенности, на уровень сформированности абстрактного мышления. При ознакомлении с реально существующими предметами можно использовать не только формы электронной наглядности, но и максимально подключать тактильный анализатор обучающихся.
  3. Проверка точности понимания смысла уже имеющихся в словаре у обучающихся слов, углубление их значений и коррекция при необходимости.
  4. Расширение словарного запаса за счет слов и выражений, имеющих переносное значение. Знакомство с понятием многозначности слова, омонимами и фразеологизмами.
  5. Перевод слов из пассивного в активный словарь с использованием приемов контекста, закрепления, группировки, сопоставления на синонимичность-антонимичность и прочее, т.е. активизация словарного запаса. Полезны приемы работы с наглядностью, направленные на описание материалов, составление рассказов, анализа происходящего, построения монологических высказываний на основе предложенного набора слов и т.д.
  6. Внедрение установки на лексическую зоркость через отработку навыка самоконтроля.
  7. Формирование навыка верного использования понятия в письменной и устной речи с коррекцией при необходимости. Большее внимание важно уделять этапу актуализации.

Все перечисленные задачи взаимосвязаны, последовательны и требуют комплексного подхода. Необходимо подчеркнуть, что словарная работа должна основываться на активизации познавательной деятельности обучающихся с нарушениями слуха и опираться на ознакомление с окружающей младшего школьника действительностью, реализуя принцип единства интеллектуального и речевого развития.

Среди методов словарной работы с младшими школьниками с нарушениями слуха свою эффективность доказали: наглядные (в связи с компенсаторной функцией зрительного анализатора); дидактические игры (в связи с возрастными особенностями обучающихся), словесные, практические (конструирование, подражание, повторы и декламация, драматизация, решение речевых кейсов, работа со словарем и другие, реализующие деятельностный подход).

Также повысить эффективность развития словарного запаса младших школьников с нарушениями слуха возможно при использовании информационно-коммуникативных технологий, в том числе, электронных презентаций, видео и аудио материалов, интерактивных тренажеров, особенно при наличии интерактивной доски.

Таким образом, развитие словарного запаса у обучающихся начальной школы с нарушением слуха должно определяться особенностями дефекта развития слуха. При оценке результативности формирования словарного запаса важно учитывать не только непосредственный объем усвоенных понятий, но и включенность в процесс мыслительных операций, в частности, обобщения. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы в данном направлении речь у таких детей практически не формируется и не становится средством коммуникации. Основной задачей в этом аспекте должно оставаться создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи на основании комплексного решения задач словарной работы с разнообразием применяемых методов, что позволит удовлетворить особые образовательные потребности таких обучающихся и достичь требуемых ФГОС НОО образовательных результатов.

 

Список литературы:
1. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: кн. для учителя / Р. М. Боскис. - 2-е изд., испр. - Москва: Просвещение, 1988. - 125 с.
2. Зикеев, А. Г. Формирование и коррекция речевого развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений на уроках развития речи: пособие для педагога-дефектолога [Текст] / А. Г. Зикеев. - Москва: «ВЛАДОС», 2013. – 423 с.
3. Развитие устной речи у глухих школьников, Методическое пособие, Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В., 2003.