Расширение словарного запаса у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
Конференция: CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Расширение словарного запаса у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
Проблема развития младших школьников с ОВЗ опосредовала введение особых государственных стандартов обучения, обосновавших необходимость учета не только индивидуальных и возрастных особенностей таких обучающихся, но и их особых образовательных потребностей, что в отношении организации образовательного процесса определило создание обязательной специальной образовательной среды для детей с ОВЗ.
Многочисленные исследования и практический опыт педагогов доказали, что содержание учебно-воспитательного процесса младших школьников, в том числе, и с нарушениями слуха, должно определяться также спецификой нарушений развития ребенка. Современные достижения коррекционной педагогики позволяют с высокой эффективностью реализовывать процессы адаптации и абилитации обучающихся начальной школы с нарушениями слуха, создавая условия для познавательной и творческой деятельности таких детей. С другой стороны, до сих пор нерешенной остается проблема подготовки детей с нарушениями слуха. Во-первых, существует проблема подготовки детей с нарушенным слухом к началу школьного обучения, особенно в речевом и коммуникативном аспектах, что существенно затрудняет достижение требуемых ФГОС НОО образовательных результатов. Во-вторых, в коррекционных школах не хватает дефектологов, имеющих высокую профессиональную компетентность, так как многие специалисты не имеют базового дефектологического образования, а проходят переподготовку, часто заочную, что значительно снижает качество организуемого ими коррекционного процесса. В-третьих, выявляется нехватка специалистов для работы с глухими или слабослышащими с 3-4 степенью глухоты, в том числе владеющих уверенным навыком жестового языка, что также требует высокой компетентности педагога. В-четвертых, в силу разных причину педагогов снижается мотивация к качеству реализации коррекционного процесса, что не позволяет полноценно учесть компенсаторные возможности младших школьников и оказать им помощь в сенситивный период развития, не всегда выполняется рабочий функционал по разработке рекомендаций для родителей и их консультаций. В-пятых, нарушен принцип взаимодействия семьи и школы: многие родители в силу занятости или трудностей жизненной ситуации отказываются участвовать в реализации коррекционного процесса, считая, что это задача школы, тогда как многие методики работы с детьми с нарушениями слуха предполагают регулярную тренировку навыков, соблюдение которой обеспечивает успешность образовательного процесса. Таким образом, проблема речевого развития младших школьников с нарушениями слуха остается актуальной.
А.Г. Зикеев [2] указывает, что при обучении младших школьников с нарушением слуха нужно выстраивать для них индивидуальную образовательную траекторию в зависимости от следующих факторов:
- степень сохранности слуха и его качественных показателей;
- возраст начала проявлений отклонений развития;
- сроки выявления проблем со слухом;
- время начала получения медицинской и педагогической помощи;
- специфику аномального развития, множественность нарушений;
- социальную ситуацию развития.
В независимости от степени выявленных нарушений развитие глухого или слабослышащего ребенка дефицитарно, так как перцептивные процессы, особенно слуховое восприятие, нарушены. Это негативно влияет на формирование всех психических процессов его познавательной сферы, в первую очень, на мышление и речь, что проявляется, в том числе, в виде речевой депривации, а нередко, и в общем интеллектуальном отставании. Следовательно, возникает необходимость организации специального коррекционного процесса, направленного на формирование коммуникации обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха, результатом которого должна стать успешная социализация таких детей благодаря созданию достаточных условий для их социального, личностного и речевого развития.
Р.М. Боскис [1] отмечает, что речевое развитие младших школьников с нарушениями слуха обусловлено не только не владением грамматическим строем речи, но показателями словарного запаса, так как последний через обозначение элементов окружающей действительности позволяет мышлению человека осознать структурные свойства каждого явления, а значит, обеспечить становление индивидуальности личности, связанной с картиной мира. О важности развития объема словаря ребенка говорит и А.Т. Зикеев [2]. Количественные характеристики словарного запаса были оценены С.А. Зыковым и Л.Н. Носковой.
Среди характеристик словарного запаса младших школьников с нарушениями слуха в зависимости от тяжести дефекта и компенсаторных возможностей исследователи (Р. М. Боскис, А.Т. Зикеев и другие) выделяют следующие:
- замедленное формирование мыслительной операции «обобщение», что проявляется в назывании одним словом, как предметов, имеющих внешнее сходство, так и типичных действий, связанных с предметом;
- скудный, по сравнению с нормотипическими сверстниками, объем как пассивного, так и активного словаря;
- ошибочное понимание смысла некоторых слов;
- называние одним словом всех предметов, имеющих схожие функции;
- трудности в понимании частей речи, особенно служебных слов, местоимений и т.д.;
- определение объектов через называние его отдельной структурной части;
- невозможность узнавания знакомых слов в новых грамматических формах;
- путаница в склонениях, спряжениях, родах, падежах, временах, лицах глаголов и т.п.;
- рассогласование частей речи в процессе построения предложений и словосочетаний;
- затруднение в овладении абстрактными понятиями;
- сложности в формулировке характерных признаков объектов или явлений;
- из-за возможности понять лишь ритмический рисунок слова использование близких по звучанию слов как синонимов;
- называние общей ситуации, а не нужного предмета;
- сложности с пониманием даже самых простых текстов в процессе чтения;
- активный перифраз и т.д.
Таким образом, для младших школьников с нарушениями слуха в связи с проблемой словарного запаса часто характерна полная замена лексического значения слова, основанная на их семантической общности или звуковом подобии, следовательно, в процессе обучения младших школьников с нарушениями слуха необходимо проводить целенаправленную работу по расширению их словарного запаса.
Кроме того, актуальность проблемы развития словарного запаса у обучающихся начальной школы с нарушением функционирования слухового анализатора связана с требованиями ФГОС НОО, согласно которым младших школьник должен уметь решать коммуникативные и познавательные задачи на основе полноценного владения средствами речи и лексикой.
Е.П. Кузьмичева [3] указывает, что современные подходы к проблеме развития речи детей с нарушениями слуха включает в себя следующие методики: 1.системная работа специалистов коррекционных школ, целью которой является освоение или тренировка навыка использования дактиля и письменной речи; 2. методика Э.И Леонгарда с использованием слуховых аппаратов, активно вовлекающая родителей в процесс обучения; 3. Билингвистический метод, направленный на комплексном обучении младшего школьника как жестовой, так и словесной речи; 4. Верботональная методика, базирующая на тактильно-вибрационном и слуховом восприятии звуков, предназначенная, как правило, для младших школьников с остаточным слухом, также включающая сотрудничество с родителями.
А.Т. Зикеев [2] указывает, что процесс развития словарного запаса младших школьников с нарушениями слуха должен основываться не только на изучении вышеописанных факторов, определяющих степень дефекта, но и диагностическом материале определения уровня речевого развития, например, по методике Л.П. Назаровой. На основании таких показателей, как имеющийся объем пассивного и активного словаря, понимание речи собеседника при прямом обращении, соответствие речевого материала программному делается вывод об уровне сформированности словарного запаса. В качестве диагностического материала рекомендуется использовать слова, связанные с предметами, реально окружающими младшего школьника (существительные, прилагательные, глаголы, связанные с бытом и учебной деятельностью) и обобщающие понятия (признаки природных явлений и простых предметов, окружающих ребенка; названия профессий; определение связей между членами семьи);
Высокий уровень развития словарного запаса у ребенка с нарушением слуха может быть определен, если младший школьник демонстрируется полное осознание смысла задаваемых ему вопросов, способен достаточно полно, с соблюдением большинства правил грамматики дать ответ по смыслу. Предложения в высказывании между собой согласованы.
Средний уровень развития словарного запаса у обучающегося начальной школы с нарушением слуха определяется в случае возникновения относительных трудностей при формулировке ответов, например, не могут связно назвать выполняемые действия; допускают отдельные ошибки грамматического и/или лексического характера; диалогическая речь недостаточна сформирована: наблюдаются паузы, перебор имеющихся слов, активное включение невербального компонента коммуникации, потребность в помощи собеседника.
Низкий уровень проявляется в явных трудностях восприятия речи собеседника, в том числе, непонимание вопросов или поручений; непонимание отдельных слов; отрывочные, неточные ответы; практическое отсутствие диалогической речи; преимущественно невербальная коммуникация; наличие грубых лексических ошибок; отсутствие согласования частей речи; короткие, слабо связанные по смыслу между собой предложения.
Методические источники определяют работу по расширению словарного запаса у детей с нарушениями слуха как словарную и выделяют следующие её задачи:
- Регулярный мониторинг пассивного и активного словарей младшего школьника с помощью приемов проверки сущности понимания конкретных слов после их восприятия: выделение громкостью, повторы, элементы дактилирования, запись, звукобуквенный анализ. Также применяются поручения, показ называемых объектов, диалог, выполнение действий по просьбе учителя, составление монологического высказывания с определенным словом и прочее.
- Непосредственное расширение словарного запаса младших школьников через их ознакомление с новыми словами с упором на разнообразие частей речи, в первую очередь, знаменательных. Еще один способ ввода новых слов – метод словообразования с анализом состава слова. Отбор слов должен опираться на познавательные возможности обучающихся, в особенности, на уровень сформированности абстрактного мышления. При ознакомлении с реально существующими предметами можно использовать не только формы электронной наглядности, но и максимально подключать тактильный анализатор обучающихся.
- Проверка точности понимания смысла уже имеющихся в словаре у обучающихся слов, углубление их значений и коррекция при необходимости.
- Расширение словарного запаса за счет слов и выражений, имеющих переносное значение. Знакомство с понятием многозначности слова, омонимами и фразеологизмами.
- Перевод слов из пассивного в активный словарь с использованием приемов контекста, закрепления, группировки, сопоставления на синонимичность-антонимичность и прочее, т.е. активизация словарного запаса. Полезны приемы работы с наглядностью, направленные на описание материалов, составление рассказов, анализа происходящего, построения монологических высказываний на основе предложенного набора слов и т.д.
- Внедрение установки на лексическую зоркость через отработку навыка самоконтроля.
- Формирование навыка верного использования понятия в письменной и устной речи с коррекцией при необходимости. Большее внимание важно уделять этапу актуализации.
Все перечисленные задачи взаимосвязаны, последовательны и требуют комплексного подхода. Необходимо подчеркнуть, что словарная работа должна основываться на активизации познавательной деятельности обучающихся с нарушениями слуха и опираться на ознакомление с окружающей младшего школьника действительностью, реализуя принцип единства интеллектуального и речевого развития.
Среди методов словарной работы с младшими школьниками с нарушениями слуха свою эффективность доказали: наглядные (в связи с компенсаторной функцией зрительного анализатора); дидактические игры (в связи с возрастными особенностями обучающихся), словесные, практические (конструирование, подражание, повторы и декламация, драматизация, решение речевых кейсов, работа со словарем и другие, реализующие деятельностный подход).
Также повысить эффективность развития словарного запаса младших школьников с нарушениями слуха возможно при использовании информационно-коммуникативных технологий, в том числе, электронных презентаций, видео и аудио материалов, интерактивных тренажеров, особенно при наличии интерактивной доски.
Таким образом, развитие словарного запаса у обучающихся начальной школы с нарушением слуха должно определяться особенностями дефекта развития слуха. При оценке результативности формирования словарного запаса важно учитывать не только непосредственный объем усвоенных понятий, но и включенность в процесс мыслительных операций, в частности, обобщения. При отсутствии целенаправленной коррекционной работы в данном направлении речь у таких детей практически не формируется и не становится средством коммуникации. Основной задачей в этом аспекте должно оставаться создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, максимально приближенной к естественной устной речи на основании комплексного решения задач словарной работы с разнообразием применяемых методов, что позволит удовлетворить особые образовательные потребности таких обучающихся и достичь требуемых ФГОС НОО образовательных результатов.