Статья:

Педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Огородова С.С. Педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(52).pdf (дата обращения: 20.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические условия формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Огородова Светлана Сергеевна
студент, Соликамский государственный педагогический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Пермский государственный национальный исследовательский университет", РФ, Соликамск

 

На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития является одной из наиболее насущных проблем дошкольного образования. Множество проведенных психолого-педагогических исследований свидетельствует о наличии специфики познавательного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В частности на данном этапе развития специальной психологии и педагогики по-прежнему актуальной остается потребности разработки эффективных методов и форм коррекции недостатков развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Недостаточная степень развития свойств внимания является одной из причин образования сложных и вариативных нарушений в познавательной деятельности детей с ЗПР. Что обуславливает необходимость реализации  коррекционной работы на основе комплексного подхода и индивидуализации.

Дети данной категории зачастую не могут справиться без специальной коррекционной помощи с программным содержанием обучения в детском саду. Данная проблема становится особенно острой в старшем дошкольном возрасте на этапе поступления в школу, когда у детей с ЗПР диагностируется недостаточный уровень готовности к школьному обучению.

Цель исследования – изучение педагогических условий формирования внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Внимание, будучи познавательным процессом, изучается в русле психологической науки. Согласно определению А.Г. Маклакова, внимание представляет собой процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой информации [9, с.119]. Внимание, согласно В.В. Лебединскому, - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [5, с.90].

Внимание в отечественной психологии изучается отчасти не как отдельный познавательный процесс, оно трактуется как качественная характеристика всей познавательной психической деятельности человека.

К основным причинам нарушения внимания у детей с ЗПР относятся склонность к астеническим явлениям, недостаточный уровень сформированности механизма произвольности, и поддержания мотивационной установки на удержание внимания, когда ослабевает познавательный интерес. В частности, по мнению Т.В. Егоровой [4], внимание у детей с ЗПР характеризуется нестабильностью, неустойчивостью, что детерминирует повышенную отвлекаемость, неразвитость умения на произвольной основе сосредоточиться на воспринимаемых объектах, что в целом дает значительное снижение работоспособности и познавательной активности. В.В. Лебединский отмечал, что внимание детей с ЗПР зачастую характеризуется быстрым ослабеванием, что проявляется в отвлекаемости и низкой концентрации [5]. Так у детей с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися можно отметить трудности в развитии свойств внимания, а именно  трудности в осуществлении переключаемости, распределяемости и избирательности внимания, как следствие, в процессе обучения ребенок с ЗПР  является рассеянным, дезорганизованным, не способным запоминать инструкции и выполнять задания.

Согласно Е.А. Стребелевой [10], к педагогическим условиям формирования свойств внимания у детей в старшем дошкольном возрасте с задержкой психического развития относятся следующие:

1.Системность проведения коррекционной работы;

2.Соблюдение единства коррекционной и диагностической работы;

3.Приоритет деятельностной направленности в коррекционной работе;

4.Индивидулизация коррекционной работы;

5.Комплексное применение методов воздействия;

6.Активное привлечение семьи в участии в коррекционной работе;

7.Постепенное усложнение коррекционных задач;

8.Поддержание эмоционально благоприятной обстановки коррекционной работы для ребенка.

Коррекционная работа по формированию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР должна быть реализована комплексно, то есть содержать такие направления работы как диагностика, коррекция, консультативно-просветительская работа, профилактика, организационно-методическая работа. При этом особенно важен аспект взаимодействия и сотрудничества со специалистами и педагогами дошкольного учреждения, а также с семьей ребенка, что позволит своевременно корректировать программные задачи на основе данных об изменениях в обучении, воспитании и развитии детей [10].

В качестве основных направлений коррекционной работы по формированию свойств внимания детей с ЗПР необходимо рассмотреть:

1.Оздоровительное направление

Реализация данного направления проводится с учетом положения о тесной взаимосвязи физического и психического развития в детском возрасте. В рамках данного направления необходимо реализация традиционных оздоровительных мероприятий в ДОУ и в семье, к ним относятся соблюдение режима дня ребенка, соблюдение нормальных жилищно-бытовых условий, соблюдение рационального режима дня и т.д.[2]

2.Применение нейропсихологических методов в коррекционной и развивающей работе с целью компенсации нарушений психического развития, в зависимости от степени сложности дефекта. Так учет вида и степени ЗПР позволяет правильно выбрать методологический инструментарий и эффективно реализовать коррекционный процесс. И что характерно для старшего дошкольного возраста, достичь наиболее высоких (с учетом специфики дефекта развития) результатов обучения навыкам, необходимым при поступлении в школу (счет, письмо, чтение).

3.Развитие сенсорной и моторной сфер ребенка

Реализация данных задач наиболее актуальна при наличии сложного дефекта развития, когда задержка психического развития обусловлена сложной структурой взаимосвязи органического дефекта развития, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на коррекцию дефектов сенсорной сферы и опорно-двигательного аппарата. Так стимуляция сенсорного развития является основополагающим фактором всей коррекционной работы и образовательно-развивающего направления работы  [3, с.114].

4. Развитие эмоциональной сферы ребенка

Данное направление реализуется посредством проведения работы по  повышению эмоциональной компетентности детей, в рамках которой проводится обучение детей овладению умением понимать свои эмоции и эмоции другого человека. Что позволит детям с ЗПР более адекватно проявлять свои эмоции и регулировать эмоциональные проявления, что крайне важно на пороге школьного обучения.

5.Формирование ведущих видов деятельности, свойственных определенному этапу дошкольного детства: игровая, продуктивная (рисование, конструирование), учебная, общение, трудовая. В коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее важным аспектом является формирование навыков именно учебной деятельности посредством коррекции и развития познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка [10].

Нарушения развития внимания у детей с ЗПР детерминирует потребность в удовлетворении специальных образовательных потребностей, выраженных необходимостью применения специальных педагогических приемов и методов, позволяющих оптимально индивидуализировать коррекционный и образовательный процессы.

Рассмотрим примеры специфических приемов формирования внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:

1.Наличие низкой степени устойчивости внимания у детей с ЗПР требует того, чтобы внимание детей было специально направлено педагогом, посредством применения упражнений, развивающих все виды внимания.

2. При организации занятий необходимо учитывать, что дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить необходимый способ деятельности.

3.Наличие интеллектуальной недостаточности детей ЗПР выражается в том, что для детей сложные инструкции бывают недоступны. Поэтому объяснение должно быть максимально простым и задание разделенным на более короткие, позволяющие поэтапно выполнить учебную задачу [6, с.156].

4. Наличие высокой степени истощаемости нервной системы детей с ЗПР часто приводит к утомлению, и снижению продуктивности обучения, что необходимо учитывать при организации занятий. В среднем длительность этапа работы для ребенка не должна превышать 10 минут.

5. Дети с ЗПР в большей степени, чем нормально развивающиеся дети нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале, так каждый этап работы должен быть положительно отмечен педагогом, необходимо постоянно фиксировать результаты [11, с.58].

Таким образом, наличие трудностей в развитии внимания у детей с ЗПР  требует проведения специальной коррекционной работы, основанной на комплексном подходе, направленной на компенсацию нарушений психического развития, осуществляемой в тесном сотрудничестве с семьей ребенка, педагогами и специалистами.

 

Список литературы:
1. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников: Популярные пособия для родителей и педагогов. - Ярославль, 2012. – 234с.
2. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 2007. № 12. – 85с.
3. Гавриков К.В. Система медицинского контроля готовности и адаптации детей 6-него возраста к обучению в школе: Информационное методическое письмо. - Волгоград, 2013. – 118с.
4. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. - Балашов: Николаев, 2012. - 80 с.
5. Идеи В. В. Лебединского в психологии аномального развития. / Сб. науч. ст. / Под ред. М. К. Бардышевской, Л. С. Печниковой, А. Л. Рыжова — М: Акрополь, 2012. – 223с.
6. Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду. - М., 2014. – 258с.
7. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - М., 2014. – 223с.
8. Князева Т.Н. Изучение самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2012. – 78с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология.  Учебное пособие. - СПб.: 2008. - 583с.
10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2015. – 147с.
11. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2014. – 68с.