Статья:

Условия эффективного использования метода проектов в обучении английскому языку в школе

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Фархутдинова С.С. Условия эффективного использования метода проектов в обучении английскому языку в школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 05.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия эффективного использования метода проектов в обучении английскому языку в школе

Фархутдинова Софья Сириновна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Политика, проводимая правительством Российской Федерации, направлена на повышение качества образования. Одной из важнейших задач реформирования является внедрение в практику обучения новых педагогических технологий, соответствующих, во-первых, обновленным стандартам образования, и, во-вторых, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Одним из наиболее эффективных методов преподавания иностранного языка в условиях современной общеобразовательной школы является метод проектов (или проектная методика).

Изучению метода проектов посвящено немало исследований, как в отечественной, так и зарубежной науке. И хотя проектная методика и носит статус сравнительно новой, современной педагогической технологии, её научным описанием и практическим внедрением занимались американские философы и педагоги (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллинс) ещё во второй половине XIX века [10, с. 65-66].  В нашу педагогику метод проектов пришел в 20-е годы XX века, но не применялся в течение долгих десятилетий [7, с. 312]. Интерес к проектной методике в России возник только в конце прошлого века, но быстро набрал популярность. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторые изменения: он унаследовал лишь часть черт первоначального замысла, таких как учёт интересов учащихся, специфические особенности их деятельности и функции учителя на разных этапах деятельности. Новациями в проектном обучении можно считать большее количество видов проектов, более детальную регламентацию деятельности учителя на каждом этапе и преобладание теоретического материала над практическим [7, с. 317].

На сегодняшний день известно множество определений метода проектов. Мы считаем, что метод проектов это способ организации совместной деятельности педагога и воспитанников, направленный на поэтапное решение исследовательской или социально значимой проблемы в ходе практической деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умения самостоятельно мыслить, конструировать свои знания и  ориентироваться в информационном пространстве [5, с. 145]. По мнению Б.М. Бим-Бад, эта педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично применена в образовательном процессе наряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания  [2, с. 140-141].  

Проектная деятельность на уроке даёт возможность раскрыть и развить творческий потенциал ученика. В процессе работы над проектом у учащегося появляется возможность выразить себя, проявить самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс [6, с. 149]. Необходимо отметить, что проектная деятельность осуществляется не только в рамках урока. Она является частью внеклассной научно-исследовательской работы. Как правило, такие проекты носят долгосрочный характер, требуют использования большого количества дополнительного материала, и их презентация и защита проходят не только на уроке, но и на научно-практических конференциях и фестивалях [1, с. 51].

Практический опыт использования метода проектов в школе показывает, что эта педагогическая технология, безусловно, имеет положительные результаты:  рост познавательного интереса и мотивации учащихся, развитие творческого потенциала, расширение кругозора и развитие коммуникативной культуры. Однако нельзя не отметить, что иногда учителю приходится сталкиваться с определенными трудностями. Работа над проектом – это объемный и кропотливый труд, особенно если он связан с поиском информации или социологическим опросом. Серьёзную трудность представляет и подготовка к выступлению на английском языке, когда учащиеся ищут дополнительную информацию по теме в русских источниках. Именно поэтому учитель сталкивается с необходимостью предупреждать и снимать эти трудности: дополнительно вводить необходимую лексику, учить приёмам компрессии текста, поиска информации и оформления презентаций [1, с. 52].

Одной из основных задач при организации проектной деятельности учащихся является создание в классе такого интеллектуального и эмоционального фона, где каждый ученик был бы вовлечен в активный познавательный процесс. От учителя требуется высокий профессионализм и умение вдохновлять, эмоционально и интеллектуально «зажигать» учащихся [9, с. 178]. Для преодоления трудностей, связанных с организацией проектной деятельности на уроках английского языка, и повышения эффективности использования этой педагогической технологии учитель должен учитывать особенности коллектива участников проекта, грамотно формировать группы, развивать у учащихся навыки проектной деятельности и др.

При организации проектной деятельности, учитель должен учитывать ряд требований. Е. С. Полат формулирует следующие требования к использованию метода проектов:

1) наличие значимой для учащихся проблемы или задачи, решение которой требует исследовательского поиска;

2) практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) на уроке или во внеурочное время;

4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

5) использование исследовательских методов. Этот пункт, в свою очередь,  предусматривает  определенную последовательность действий: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [10, с. 68].

Опираясь на анализ педагогической литературы и собственный опыт реализации проектной работы, мы выделили следующие условия эффективного использования метода проектов на уроке английского языка:

1. При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность и мотивацию учащихся в работе над проектом. В достижении этой цели учителю помогают такие заложенные в метод проектов механизмы как практическая и общественная польза решения проблемы, заманчивость самостоятельной деятельности, мотивация личного участия в работе, соответствие темы проекта возрастным особенностям школьников и возможность рассказать о своих достижениях, проделанной работе и полученных результатах [8, с. 535].

2. Учитель должен учитывать загруженность школьников. Не рекомендуется планировать проведение проектной работы в конце четверти, так как на этот период приходится большое количество контрольных и проверочных работ. Реализация метода проектов в это время приведет к тому, что ученики не будут с должной ответственностью подходить к выполнению заданий.

3. При выборе тематики следует учитывать учебную программу школьников. Такой подход не только не перегружает учащихся, но и способствует более эффективному запоминанию лексического и грамматического материала по теме урока. Кроме того, видение практического применения получаемых на уроках знаний повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности.

4. Одним из основных условий успешной реализации метода проектов является создание интеллектуального и эмоционального фона в классе, где каждый ребенок вовлечен в познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Именно сотрудничества, а не соперничества. Во время проектной деятельности строятся новые отношения между учениками и учителем, который, в свою очередь, должен проявлять высокий профессионализм и эмоциональную устойчивость [9, 177]. Психологический контакт между учителем и учеником играет очень важную роль при работе над проектом. Учитель должен хвалить за успехи, даже незначительные, одобрять за победу над самим собой (преодоление собственной лени или нерешительности), за помощь другим [3, с. 56].

5. Обязательно проведение занятия по обучению учащихся методу проектов, подробное объяснение и описание основных этапов, типов проектов, способов их реализации и презентации, а также критериями оценивания проектных работ учащихся [3, с. 56]. Проведение подобной презентации значительно облегчает работу над проектом, так как способствует систематизации развития навыков проектной работы.

6. При организации работы учащихся над той или иной темой, учитель должен ознакомить их с разными источниками информации и способами ее обработки. Следует обратить внимание школьников на виды собираемой информации (мнения, жизненные истории, статистика), опрашиваемую аудиторию, виды сбора информации (интервью, опросы) и использование аутентичных книг, газет, журналов, интернет-источников и словарей. При этом  стоит обратить внимание на то, что не любая доступная в Интернете информация является достоверной, и что следует пользоваться только проверенными источниками.

6.  Известно, что по количеству участников выделяются индивидуальные, парные и групповые проекты. При организации работы в группах необходимо методически правильно ее организовать. Стоит учитывать такие принципы как равенство всех членов группы, отсутствие соревновательной атмосферы в классе, активность и вклад в работу  каждого ученика, одинаковая ответственность всех участников команды за достигнутый результат, а также учет психологической совместимости учащихся внутри группы [4, с. 63].

7. Выбирая вид презентации проекта, учитель должен учитывать поставленную цель, интересы и способности учеников, а также предполагаемую аудиторию. Рекомендуется сочетать письменные и устные формы презентации результатов. Для литературных и страноведческих проектов возможны театрализованные постановки [9, с. 181].

8. Необходимо уделять большое внимание этапу презентации результатов проектной работы и рефлексии, так как подведение итогов дает ощущение законченности большой работы. Рефлексия, самоанализ и оценка собственной деятельности позволит школьникам более осознанно подойти к работе над проектами в дальнейшем.

Правильно организованная проектная деятельность представляет особую ценность, как для учителя, так и для учащихся. Она даёт возможность получить удовлетворение не только от конечного результата, но и от самого процесса познания и от развития своих интеллектуальных способностей. Проектная деятельность представляет огромный потенциал для развития коммуникативных навыков учащихся, позволяет приобретать опыт публичных выступлений, общаться на английском языке и вести дискуссию. Все эти составляющие помогают ученикам обретать личностный смысл в процессе развития языковой способности на английском языке.

 

Список литературы:
1. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 6. – С. 50–52.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с. 
3. Ваторопина Е.В. Проектная деятельность по английскому языку: сотрудничество учителя и учащихся // Перевод и сопоставительная лингвистика. – 2013. – № 9. – С. 55–58.
4. Куркова С.В. Проектная технология на уроке английского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – № 4. – С. 62–64.
5. Лукина И.Г. Организация проектной деятельности на уроке как способ раскрытия творческого потенциала учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – С. 144–148.
6. Паутова И.В. Проектная деятельность учащихся как один из приемов повышения мотивации изучения английского языка // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 148–151. 
7. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. – 2010. – С. 307–318. 
8. Пикеева Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка // Молодой учёный. – 2014. – № 7. – С. 534–536.
9. Семенова Ю.Л. Технология организации проектной деятельности в диалоге культур на уроках английского языка // Педагогическое образование. – 2007. – № 1. – С. 176–182.
10. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский дом «Академия», 2002. – 272 с.