Условия эффективного использования метода проектов в обучении английскому языку в школе
Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Условия эффективного использования метода проектов в обучении английскому языку в школе
Политика, проводимая правительством Российской Федерации, направлена на повышение качества образования. Одной из важнейших задач реформирования является внедрение в практику обучения новых педагогических технологий, соответствующих, во-первых, обновленным стандартам образования, и, во-вторых, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Одним из наиболее эффективных методов преподавания иностранного языка в условиях современной общеобразовательной школы является метод проектов (или проектная методика).
Изучению метода проектов посвящено немало исследований, как в отечественной, так и зарубежной науке. И хотя проектная методика и носит статус сравнительно новой, современной педагогической технологии, её научным описанием и практическим внедрением занимались американские философы и педагоги (Д. Дьюи, У. Килпатрик, Э. Коллинс) ещё во второй половине XIX века [10, с. 65-66]. В нашу педагогику метод проектов пришел в 20-е годы XX века, но не применялся в течение долгих десятилетий [7, с. 312]. Интерес к проектной методике в России возник только в конце прошлого века, но быстро набрал популярность. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторые изменения: он унаследовал лишь часть черт первоначального замысла, таких как учёт интересов учащихся, специфические особенности их деятельности и функции учителя на разных этапах деятельности. Новациями в проектном обучении можно считать большее количество видов проектов, более детальную регламентацию деятельности учителя на каждом этапе и преобладание теоретического материала над практическим [7, с. 317].
На сегодняшний день известно множество определений метода проектов. Мы считаем, что метод проектов это способ организации совместной деятельности педагога и воспитанников, направленный на поэтапное решение исследовательской или социально значимой проблемы в ходе практической деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, развитие критического и творческого мышления, формирование умения самостоятельно мыслить, конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве [5, с. 145]. По мнению Б.М. Бим-Бад, эта педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть органично применена в образовательном процессе наряду с другими методами и технологиями обучения и воспитания [2, с. 140-141].
Проектная деятельность на уроке даёт возможность раскрыть и развить творческий потенциал ученика. В процессе работы над проектом у учащегося появляется возможность выразить себя, проявить самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс [6, с. 149]. Необходимо отметить, что проектная деятельность осуществляется не только в рамках урока. Она является частью внеклассной научно-исследовательской работы. Как правило, такие проекты носят долгосрочный характер, требуют использования большого количества дополнительного материала, и их презентация и защита проходят не только на уроке, но и на научно-практических конференциях и фестивалях [1, с. 51].
Практический опыт использования метода проектов в школе показывает, что эта педагогическая технология, безусловно, имеет положительные результаты: рост познавательного интереса и мотивации учащихся, развитие творческого потенциала, расширение кругозора и развитие коммуникативной культуры. Однако нельзя не отметить, что иногда учителю приходится сталкиваться с определенными трудностями. Работа над проектом – это объемный и кропотливый труд, особенно если он связан с поиском информации или социологическим опросом. Серьёзную трудность представляет и подготовка к выступлению на английском языке, когда учащиеся ищут дополнительную информацию по теме в русских источниках. Именно поэтому учитель сталкивается с необходимостью предупреждать и снимать эти трудности: дополнительно вводить необходимую лексику, учить приёмам компрессии текста, поиска информации и оформления презентаций [1, с. 52].
Одной из основных задач при организации проектной деятельности учащихся является создание в классе такого интеллектуального и эмоционального фона, где каждый ученик был бы вовлечен в активный познавательный процесс. От учителя требуется высокий профессионализм и умение вдохновлять, эмоционально и интеллектуально «зажигать» учащихся [9, с. 178]. Для преодоления трудностей, связанных с организацией проектной деятельности на уроках английского языка, и повышения эффективности использования этой педагогической технологии учитель должен учитывать особенности коллектива участников проекта, грамотно формировать группы, развивать у учащихся навыки проектной деятельности и др.
При организации проектной деятельности, учитель должен учитывать ряд требований. Е. С. Полат формулирует следующие требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой для учащихся проблемы или задачи, решение которой требует исследовательского поиска;
2) практическая, теоретическая и познавательная значимость результатов;
3) самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) на уроке или во внеурочное время;
4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
5) использование исследовательских методов. Этот пункт, в свою очередь, предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [10, с. 68].
Опираясь на анализ педагогической литературы и собственный опыт реализации проектной работы, мы выделили следующие условия эффективного использования метода проектов на уроке английского языка:
1. При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность и мотивацию учащихся в работе над проектом. В достижении этой цели учителю помогают такие заложенные в метод проектов механизмы как практическая и общественная польза решения проблемы, заманчивость самостоятельной деятельности, мотивация личного участия в работе, соответствие темы проекта возрастным особенностям школьников и возможность рассказать о своих достижениях, проделанной работе и полученных результатах [8, с. 535].
2. Учитель должен учитывать загруженность школьников. Не рекомендуется планировать проведение проектной работы в конце четверти, так как на этот период приходится большое количество контрольных и проверочных работ. Реализация метода проектов в это время приведет к тому, что ученики не будут с должной ответственностью подходить к выполнению заданий.
3. При выборе тематики следует учитывать учебную программу школьников. Такой подход не только не перегружает учащихся, но и способствует более эффективному запоминанию лексического и грамматического материала по теме урока. Кроме того, видение практического применения получаемых на уроках знаний повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности.
4. Одним из основных условий успешной реализации метода проектов является создание интеллектуального и эмоционального фона в классе, где каждый ребенок вовлечен в познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Именно сотрудничества, а не соперничества. Во время проектной деятельности строятся новые отношения между учениками и учителем, который, в свою очередь, должен проявлять высокий профессионализм и эмоциональную устойчивость [9, 177]. Психологический контакт между учителем и учеником играет очень важную роль при работе над проектом. Учитель должен хвалить за успехи, даже незначительные, одобрять за победу над самим собой (преодоление собственной лени или нерешительности), за помощь другим [3, с. 56].
5. Обязательно проведение занятия по обучению учащихся методу проектов, подробное объяснение и описание основных этапов, типов проектов, способов их реализации и презентации, а также критериями оценивания проектных работ учащихся [3, с. 56]. Проведение подобной презентации значительно облегчает работу над проектом, так как способствует систематизации развития навыков проектной работы.
6. При организации работы учащихся над той или иной темой, учитель должен ознакомить их с разными источниками информации и способами ее обработки. Следует обратить внимание школьников на виды собираемой информации (мнения, жизненные истории, статистика), опрашиваемую аудиторию, виды сбора информации (интервью, опросы) и использование аутентичных книг, газет, журналов, интернет-источников и словарей. При этом стоит обратить внимание на то, что не любая доступная в Интернете информация является достоверной, и что следует пользоваться только проверенными источниками.
6. Известно, что по количеству участников выделяются индивидуальные, парные и групповые проекты. При организации работы в группах необходимо методически правильно ее организовать. Стоит учитывать такие принципы как равенство всех членов группы, отсутствие соревновательной атмосферы в классе, активность и вклад в работу каждого ученика, одинаковая ответственность всех участников команды за достигнутый результат, а также учет психологической совместимости учащихся внутри группы [4, с. 63].
7. Выбирая вид презентации проекта, учитель должен учитывать поставленную цель, интересы и способности учеников, а также предполагаемую аудиторию. Рекомендуется сочетать письменные и устные формы презентации результатов. Для литературных и страноведческих проектов возможны театрализованные постановки [9, с. 181].
8. Необходимо уделять большое внимание этапу презентации результатов проектной работы и рефлексии, так как подведение итогов дает ощущение законченности большой работы. Рефлексия, самоанализ и оценка собственной деятельности позволит школьникам более осознанно подойти к работе над проектами в дальнейшем.
Правильно организованная проектная деятельность представляет особую ценность, как для учителя, так и для учащихся. Она даёт возможность получить удовлетворение не только от конечного результата, но и от самого процесса познания и от развития своих интеллектуальных способностей. Проектная деятельность представляет огромный потенциал для развития коммуникативных навыков учащихся, позволяет приобретать опыт публичных выступлений, общаться на английском языке и вести дискуссию. Все эти составляющие помогают ученикам обретать личностный смысл в процессе развития языковой способности на английском языке.