Актуальность проблемы адаптационных конфликтов участников учебно-воспитательного процесса
Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Актуальность проблемы адаптационных конфликтов участников учебно-воспитательного процесса
Аннотация. В данной статье рассмотрены понятия и проблемы адаптационных конфликтов участников учебно-воспитательного процесса.
Учебно-воспитательный процесс – это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессу развития, его составной части. В учебно-воспитательном процессе задействовано большое количество участников: это и администрация, педагоги, дети и родители. Мир стремительно меняется, проблема адаптации всех участников учебно-воспитательного процесса остается одной из актуальных. В педагогических исследованиях адаптация характеризуется, как процесс приспособления личности к существующим социальным отношениям, нормам и традициям общества. Эти приспособления могут повлечь за собой появление внутриличностного конфликта или конфликта между участниками учебно-воспитательного процесса. Одним из видов внутриличностного конфликта является адаптационный конфликт, который понимается как в широком смысле, т.е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (профессиональными, физическими, психологическими) [1].
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. [2, с.445]. На сегодняшний день перед участниками учебно-воспитательного процесса стоит очень серьезная, трудная, а в наши дни практически невыполнимая задача, состоящая в том чтобы быстро и безболезненно адаптироваться к постоянно поступающим нововведениям. Одним из таких нововведений является «дистанционная педагогика», которое активно поддерживается государством Федеральный закон от 29.12.2012 г. ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»[3].
Образование трансформируется в более динамичный и гибкий процесс обучения, но всемирная проблема пандемии короновируса, в результате чего были приняты меры по переведению всех школьников на дистанционное обучение, показала яркое проявление адаптационного конфликта, а именно между требованиями действительности и возможностями не только человека, но и техники, которая давала сбой.
Все участники учебно-воспитательного процесса были вынуждены адаптироваться к новым требованиям. Администрация школ была озабочена, как внедрять данное новшество, выявилась проблема работников школ, у которых отсутствует понимание методик онлайн-преподавания и навыков удаленной передачи знаний. Возросла нагрузка на учителей. Школьники вынуждены заниматься самообучением, высокий уровень тревожности по поводу большого количества домашних заданий. Если поднимать вопрос о качестве выполнения домашних заданий, здесь так же возникнет множество спорных вопросов, какие знания осядут на подкорке мозга школьников? Тревожность родителей за получение детьми знаний, оценивание выполненных домашних заданий сказывается на детях. Актуальна проблема недостатка необходимого оборудования для онлайн-обучения.
Главной целью учебно-воспитательного процесса способствовать общему развитию личности, поэтому он строится так, чтобы личность развивалась равномерно как в обучении, так и в воспитании. Проблема конфликтов адаптации к учебно-воспитательному процессу, возникших в результате вынужденных внедрений, дает возможность понять и осознать возникшие проблемы, особенно взрослым участникам данного процесса, какой пример они подают своим детям, которые наблюдая всю происходящую ситуацию, формируют свое мировоззрение и ориентацию в будущей жизни.