Статья:

Дифференцированный подход к изучению истории гигиены студентами-медиками различных специальностей

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Димухаметова А.М. Дифференцированный подход к изучению истории гигиены студентами-медиками различных специальностей // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(34).pdf (дата обращения: 27.11.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Дифференцированный подход к изучению истории гигиены студентами-медиками различных специальностей

Димухаметова Аделина Мударисовна
студент, ФГБОУ ВО Казанский Государственный Медицинский Университет Минздрава России, РФ, г. Казань
Радченко Ольга Рафаилевна
научный руководитель, д-р. мед. наук, профессор кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО Казанский Государственный Медицинский Университет Минздрава России, РФ, г. Казань

 

Современными исследователями отмечается, что изучение студентами-медиками истории становления и развития земской медицины (в том числе «общественной гигиены») должно не просто пополнить «багаж знаний» будущего врача, но и привести его к осознанию масштаба того вклада в развитие профессии, который был сделан отечественными учеными. Так же это может способствовать формированию таких качеств, как милосердие, добротворчество, высокое чувство гуманности, необходимых в будущей профессии [7, стр.44]. Изучение закономерностей формирования и деятельности системы земского здравоохранения в условиях реформирования местного самоуправления и дефицита финансирования может явиться предметом дополнительного сравнительного изучения развития современного здравоохранения [6, стр.194].

Целью работы являлось составление перечня наиболее значимых и интересных событий, достижений ученых, вошедших в историю становления и развития Казанской гигиенической школы для разных факультетов. Студентам всех специальностей необходимо знать, что гигиену в Казанском университете начали преподавать с 1814 года – с момента основания Медицинского факультета Императорского Казанского Университета, для слушателей которого преподавание элементов гигиены входило в обязанности кафедры анатомии, физиологии и судебной медицины. Позже, к 1836 году, общественная гигиена была выделена в самостоятельный курс обучения при кабинете судебной медицины. Становление и развитие первой кафедры гигиены в России связано с именем Аркадия Ивановича Якобия – основателя двух кафедр гигиены в Казанском и Харьковском университетах [1, стр. 161]. В работе нами был составлен перечень наиболее значимых событий в истории становления Казанской гигиенической школы, научных трудов и достижений ученых-гигиенистов для лечебного, медико-профилактического, педиатрического, фармацевтического факультетов.

Лечебный факультет.

Работы И.П.Скворцова, выдающегося ученого-гигиениста, будут актуальны для студентов лечебного факультета. Развивая концепцию о тесной связи жизнедеятельности человека с окружающей средой, условиями труда и быта, И. П. Скворцов уделял особое внимание изучению влияния физических, химических и биологических факторов окружающей среды на здоровье человека. [6, стр.194] Работы В.В.Милославского, заслуженного деятеля науки РСФСР и Татарской АССР, а именно труд «Проблема этиологии эндемического зоба» несет в себе немаловажный интерес для студентов лечебного факультета.  Валериан Владимирович принимал участие в экспедициях, целью которых являлось изучение эндемического зоба в разных районах СССР (в Марийской АССР, на Урале, в Забайкалье и др.), показал важность особенностей питания в этиологии заболеваний. [6, стр.287]

Следует отметить научный труд «Борьба с дифтеритом» М.Я.Капустина, профессора гигиены Варшавского и Казанского университетов. М.Я.Капустин принимал участие в работе комиссии медицинского факультета Казанского университета, занимавшейся разработкой дифтерийной сыворотки. [6, стр.256]

Казанское общество врачей открыло в 1918–1920 гг. курсы «по борьбе с острозаразными болезнями» для помощников врачей, сестёр милосердия, дезинфекторов и санитаров, а также для педагогов детских учреждений. [1, стр.163]

Члены общества активно работали в «Лиге борьбы с венерическими болезнями», которая была создана в 1918 г. После Гражданской войны они были организаторами первых диспансерных учреждений Казани — туберкулёзного диспансера и «Дома слабого ребёнка» в 1921 г. [1, стр.162]

Медико-профилактический факультет.

Очерк И.И. Моллесона (1871 г.), выпускника Казанского Императорского университета, первого земского санитарного врача Российской Империи – одна из первых публикаций по развитию санитарно-профилактического направления медицины. Данный труд будет актуален для студентов медико-профилактического дела. Его работа «Земская медицина» – одна из первых «фундаментальных работ по организационным проблемам земской медицины» [4, стр.3].

Работы П.Е. Заблудовского, известного историка медицины, будут интересны для студентов медико-профилактического факультета. В монографии, посвященной проблемам здравоохранения дореволюционной России, автор рассматривает вопросы зарождения и развития гигиены. Большое внимание автор уделяет роли ученых, таких как Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, В.А. Субботин, И.П.Скворцов, М.Я. Капустин в развитии санитарной медицины. В этой работе содержится анализ деятельности земских санитарных врачей по организации противоэпидемической работы, по проведению медико-топографических и санитарно-статистических исследований. [6, стр.289]

Среди работ советского периода, необходимо отметить монографию А.П. Жука «Развитие общественно медицинской мысли в России в 60 – 70 гг. XIX века». Один из разделов его работы посвящен Обществу врачей Казани. Автор отражает работу Общества, направленную на формирование санитарной организации. [6, стр.147].

Большого внимания заслуживают работы М.Я.Капустина. Ему принадлежит ряд работ, посвященных земскому здравоохранению. В работах «Основные вопросы земской медицины»,«Главные основания проекта сельской земской больницы» он проанализировал основные направления земского здравоохранения в 60-е –80-е гг. 19 века.[6, стр.53] Большой научный интерес представляет работа Н.И. Жучковой. В сферу внимания автора попало и влияние, оказанное казанским Обществом врачей на развитие земской медицины. Особо подчеркивается роль земских врачей в изучении здоровья рабочих и организации врачебно-питательных пунктов, инфекционных бараков, статистических бюро в местах большого скопления рабочих: на рынках, узловых железнодорожных станциях, пристанях. [3, стр.12]

Педиатрический факультет.

Необходимо отметить А.И.Смирнова, заведующего кафедрой школьной гигиены Казанского государственного медицинского института. Научно-исследовательская работа А.И.Смирнова велась по разделу гигиены питания, школьной гигиены и гигиены труда.

Особую роль в развитии земской медицины И.В. Егорышева отводит женщинам врачам, которым, не смотря на дискриминацию, «принадлежали большие заслуги в борьбе с инфекционными заболеваниями и детской смертностью, в пропаганде гигиенических знаний среди населения, развитии земской санитарной статистики, специализированной медицинской помощи для сельского населения» [6, стр.53]. В 1909г. было создано Казанское общество борьбы с детской смертностью и заразными болезнями. Его организаторами были В.К. Меньшиков, врачи П.И. Пичугин, В.Н. Осипова и К.Г. Трубина. Одним из основных результатов деятельности общества стало открытие амбулатории, где женщины получали бесплатные консультации по вскармливанию и уходу за детьми грудного и старшего возраста, по гигиене ребёнка. [1, стр.165]

Фармацевтический факультет.

Н.Н.Коротеева, занимаясь изучением земского аптечного дела Курской губернии, указывает на трудности его развития. Причиной тому было то, что земские аптеки подчинялись требованиям аптечной монополии: установленным нормам численности населения и количества рецептов на одну аптеку. [6, стр.198] В развитии земской фармации этой губернии положительную роль сыграло Общество курских врачей. В своих заседаниях члены Общества рассматривали вопросы повышения качества и снижения цены на лекарственные препараты, указывая, что управление аптеками губернии должно осуществляться провизорами. [5, стр.56] Положительным результатом работы казанского земства является бесплатное лекарственное обеспечение населения. К концу 19 века практически во всех уездах губернии при уездных земствах действовали склады медикаментов. Ими заведовали провизоры с аптекарскими помощниками. [10, стр.57]

Таким образом, нами был составлен перечень наиболее значимых событий и достижений казанских гигиенистов с целью разработки дифференцированного похода к изучению истории развития и становления кафедры гигиены Казанского государственного медицинского университета для студентов различных медицинских специальностей.

 

Список литературы:
1. Альбицкий, В.Ю. Роль казанских ученых в развитии отечественной гигиены / В.Ю. Альбицкий, А.Б. Галлямов, М.М. Гимадеев // Казанский медицинский журнал. — 1994. — № 3. C.161—166.
2. Егорышева И. В. Первые женщины-врачи в земской медицине / И.В.Егорышева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2004. - №6. - С.46 - 49.
3. Жучкова Н.И. Казанское общество врачей и его место в общественной медицине России (1868 – 1917): автореф. дис. … докт. мед. наук / Н.И. Жучкова. – Казань, 1969. – С. 12.
4. Здравоохранение Республики Татарстан / Научн. ред. Альбицкий В.Ю., Зыятдинов К.Ш. - Казань: Медицина, 2000. - С. 3.
5. Коротеева Н.Н. Роль Общества курских врачей в организации бесплатной лекарственной помощи населению губернии / Н.Н. Коротеева // Здравоохранение РФ. - 2006. - №4. - С. 56 - 57.
6. Морозова Е.В. Организация земского здравоохранения в казанской губернии во второй половине 19 – начале 20 века / Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по специальности 07.00.10 – история науки и техники (медицинские науки). – Казань. - 2014 г. –С.53-289
7. Островская Л.В. Формирование педагогической культуры и этики в системе подготовки студентов-медиков / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01. – Москва. – 2004. – 44 с.
8. Труды седьмого съезда земских врачей и ветеринаров Казанской губернии 2 - 12 сентября 1896 года. - Казань: Типография В.М. Ключникова, 1896. - С. 57.