Цифровые образовательные ресурсы в экологическом образовании младших школьников
Конференция: XCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Цифровые образовательные ресурсы в экологическом образовании младших школьников
Аннотация. В данной статье автор актуализирует вопрос о проблемах, возникающих в современном российском образовательном пространстве в связи с необходимостью и особенностями формирования экологических компетенций младших школьников. Автором определены методические подходы по преодолению противоречий, характерных для некоторых аспектов процесса экологического образования.
Ключевые слова: экологическое образование, цифровые образовательные ресурсы, цифровая среда, экологическая культура
Согласно ФГОС НОО, к основным задачам реализации содержания предметной области «Окружающий мир» младшими школьниками относятся: освоение основ экологической грамотности, развитие навыка устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна включать планируемые результаты по формированию основ экологической культуры. Также ФГОС НОО предусматривает включение в будни российских школ элементов ИКТ [10].
В это же время, одним из важнейших федеральных проектов национального проекта «Образование» остаётся создание Цифровой образовательной среды (далее ЦОС) поставлена задача интегрирования в процесс преподавания отдельных предметов современные технологии [9].
Обучение с помощью современных технологий предполагает активное внедрение в образовательный процесс интернет-ресурсов, геймификацию образовательных траекторий (внедрение Эдьютейнмент-технологий), виртуальной реальности, дополненной реальности [4]. В свете всего вышеуказанного, перед педагогами, методистами, общественными активистами и родителями встаёт вопрос применения цифровых технологий в процессе обучения школьников в целом и в процессе формирования экологических компетенций младших школьников, в частности.
С одной стороны, уже нельзя отрицать, что развитие технологий привело к образованию реальной и виртуальной сфер существования человека, значение которых необходимо сбалансировать. Поэтому школа не может не реагировать на цифровизацию жизни, изменение контекста культуры. Современные дети являются теми, кто уже родился в условиях информационной революции. Школа обязана научить детей работать с объёмами информации, которые ещё не присутствовали в жизни ни одного поколения, поэтому на передний план выходит задача формирования умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Однако, исследования показывают, что перед представителями цифрового информационного общества встаёт проблема не только работы с информационными потоками, но и запоминания, глубокого усвоения информации, изменения когнитивных способностей [7]. Знания отходят на второй план, уступая первенство предметным и метапредметным умениям и навыкам, эту тенденцию подкрепляет и отсутствие мотивации школьников к запоминанию материала: «зачем мне это учить, если под рукой всегда смартфон с поисковыми сервисами?»
Отсюда возникает необходимость изменения способов предоставления информации, внедрения в образовательный процесс современных технологий и поиска способов повышения ценности знаниевого компонента и мотивации школьников к запоминанию фактов.
Особенно это важно в вопросах экологического образования и воспитания. Ведь формирование высокого уровня экологической культуры со школьной скамьи – важнейшая посылка для решения ряда глобальных проблем [5], содержание экологических компетенций должно соответствовать ценностям культуры постмодернизма: сохранение жизни, природного разнообразия на планете, укрепление сотрудничества как модели поведения в вопросах природопользования. ЮНЕСКО ещё во второй половине прошлого века подчеркнула роль экологического образования: «... призвано помочь обрести понимание проблем окружающей среды ...получить набор навыков и знаний для постепенного улучшения жизненных условий». В 2005 г. ЕЭК ООН была разработана Стратегия для образования в интересах устойчивого развития. В ней обозначена необходимость реформ в системах образования для интеграции вопросов устойчивого развития в образование на всех уровнях [8]. До сих пор в содержание российского начального образования не включено даже само понятие целей устойчивого развития, что соответствует общей картине эффективности предпринимаемых в российском образовании мер по их достижению.
В учебниках для начальной школы ребёнку предъявляется первый рекомендуемый ему государством и педагогикой канон приоритетных образов, отражающих набор способов взаимодействия с природным миром и ценностных ориентаций. Экологический компонент школьных учебников по курсу «Окружающий мир» транслирует парадигму «социальной доминанты» человека над природой в противовес вышеизложенным принципам современного экологического образования, встречаются и программы, транслирующие концепцию сотрудничества [6], но встаёт вопрос об их эффективности для детей – цифровых аборигенов. Кроме электронных учебников, копирующих содержание печатных версий, никакими цифровыми образовательными ресурсами программы не сопровождаются. Отсюда возникает необходимость в поиске и разработке ЦОР, обеспечивающих учебный процесс, для практикующих педагогов. Для снижения нагрузки на рядовых учителей необходима система готовых практических решений по внедрению ЦОР в экологическое образование, коррелируемая с основными УМК, входящими в рекомендованный Министерством Образования перечень учебников по дисциплине «Окружающий мир».
Проблему применения цифровых образовательных ресурсов в процессе экологического образования младших школьников призвана решить разрабатываемая нами система исследовательских дневников для младших школьников «Юные друзья планеты Земля». Задачами системы являются: оказание методической помощи педагогам в процессе педагогической деятельности, как в рамках работы на уроках «Окружающий мир», так и в рамках внеурочных занятий, что соответствует требованиям ФГОС к формированию экологических компетенций младших школьников. Каждый дневник системы предполагает работу ученика над решением исследовательских задач [3], возможность дифференцирования содержания и построения индивидуальных образовательных траекторий, а также соблюдение основных принципов педагогики, таких как «от близкого к далёкому» и «от знакомого к незнакомому» и формирование ууд, предусмотренных ФГОС НОО.
Примером интеграции ЦОР в формирование экологической культуры является использование технологии дополненной реальности посредством QR-кодирования. Так, в разработанном нами «Дневнике юного орнитолога» при выполнении задания «Портрет незнакомки» по составлению описания неизвестной до этого ребёнку птицы он может заполнить пункты составленного самостоятельно плана в печатной версии дневника с помощью информации электронных энциклопедий, доступ к которым предоставляется посредством сканирования QR-кода[1].
В качестве примера приведём также «Дневник юного зоолога», где дети, знакомясь с интерактивным текстом могут перейти от печатной версии Дневника к электронной также с помощью смартфона и отметить географические объекты Национальных парков, упомянутые в нём, на собственной карте в сервисе Google-карты или перейти на карту учителя и узнать о них больше: прочитать информацию и просмотреть иллюстрации. В конце работы с несколькимидневниками из предложенной серии, детям в группах предстоит создать проект экскурсий по маршруту, включающему те или иные географические объекты Национальных парков, упомянутых ранее, причём использовать при этом следует не платформу Google-карт, а творческие способы: драматизацию, создание иллюстрированного справочника, что будет способствовать не просто грамотному включению цифровой среды в жизнь ребёнка, но и формированию творческих способностей, укреплению в памяти информации об изученных местах на основе более глубокой её проработки и ярких эмоциональных впечатлений[2].
Таким образом, разрабатываемая нами серия дневников «Юные друзья планеты Земля» отвечает вызовам современного общества в вопросах экологического образования и обучения детей в контексте нового цифрового мира, способствует решению проблемы применения цифровых образовательных ресурсов в процессе экологического образования младших школьников.