Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема современного образовательного пространства
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема современного образовательного пространства
STUDENT FAILURE AS A COMPLEX PROBLEM OF MODERN EDUCATIONAL SPACE
Valentina Peshkova
Student оf Armavir state pedagogical University,
Russia, Armavir
Anastasia Barabashina
Student оf Armavir state pedagogical University,
Russia, Armavir
Elena Khabibulina
Student оf Armavir state pedagogical University,
Russia, Armavir
Mikhail Migunov
Student оf Armavir state pedagogical University,
Russia, Armavir
Nikolai Shevelev
Student оf Armavir state pedagogical University,
Russia, Armavir
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме неуспеваемости учащихся в школе. Рассмотрены различные позиции исследователей на указанную проблему. В статье выделены причины, порождающие неуспеваемость в обучении, а также в общем виде сформулированы принципы коррекционной работы с неуспевающими школьниками.
Abstract. This article is devoted to the problem of undergraduates in school. Different positions of researchers on this problem are considered. The article highlights the causes that lead to underachievement in training, and in general formulate the principles of corrective work with underachieving students.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость; отставание; трудности в обучении.
Keywords: school failure; backlog; learning difficulties.
Сегодня школа переживает ряд значительных перемен. В современное время возрастает ответственность школы за уровень воспитания и обучения учащихся, так как стране требуются высококвалифицированные кадры в различных областях производства. И одной из главных задач современной школы является повышение эффективности образовательного процесса и его качества. Но эту задачу невозможно реализовать без учета реальных возможностей участников образовательного процесса в школе – учителя и ученика, и условий, в которых протекает образовательный процесс [1, с.191].
Проблема успеваемости школьников волновала педагогов, родителей, а также в некоторой мере и детей во все времена. И до сих пор одним из самых «больных» мест школы является слабая неуспеваемость учеников, чем и обуславливается актуальность указанной проблемы для массовой общеобразовательной школы.
Из результата анализа литературных источников можно сделать вывод о том, что проблема неуспеваемости изучается многими авторами. Большинство педагогов рассматривает проблему неуспеваемости как один из факторов школьной дезадаптации [2, с.35]. Следует отметить, что среди педагогов нет единого мнения по поводу определения понятия школьной дезадаптации. В общем виде, школьная дезадаптация – это нарушение механизмов адаптации в школьной среде в силу определенных причин, которое приводит к различным трудностям в усвоении учебного материала и осложнениям социальных контактов. Одним из последствий дезадаптации в школе как раз и является неуспеваемость. Преодоление неуспеваемости среди школьников является важной задачей практической педагогики и методики обучения.
Анализирую данную проблему, следует разграничить такие понятия, как «неуспеваемость» и «отставание в обучении», которые зачастую выступают в качестве синонимов. Отечественный дидакт Валентина Самуиловна Цетлин называла «отставанием» отдельный элемент неподготовленности, который «соотносится с неуспеваемостью как часть с целым» [3, с.10]. То есть отставание, если его во время не ликвидировать, со временем разовьется в неуспеваемость.
Отставание создает реальные трудности в образовательной деятельности ребенка особенно на раннем этапе обучения, так как, упустив базовый уровень материала, прочно не овладев учебными навыками на младшей ступени обучения, в средней и старшей школе учащиеся не в состоянии справляться с возрастающим уровнем сложности и объемом поступающих знаний. Трудности, непонимание материала по учебному предмету накапливается с каждым уроком, неделей, месяцем, вследствие чего к концу года школьник вообще как бы выпадает из учебного процесса. Поэтому очень важно во время диагностировать трудности в овладении учебным материалом у конкретных учеников и уделять им больше внимания с целью преодоления неуспеваемости по предмету.
Чтобы лучше понять сущность такого явления, как неуспеваемость школьника, следует рассмотреть причины его возникновения, мешающие полноценному усвоению материала [4, с. 182].
В общем виде исследователи выделяют 3 большие группы причин:
- Социальные причины, связанные с масштабными изменениями в обществе. Например, снижение ценности образования, нравственного и интеллектуального уровня среди молодежи, падение авторитета школы как образовательно-воспитательного учреждения либо же неблагополучные условия в семье учащегося.
- Психолого-педагогические причины, к которым можно отнести следующие элементы: недостаточная педагогическая подготовка ребенка к школе, психологическая неготовность к школе, отсутствие мотивации и интереса к обучению, некачественная работа педагогов, а также слабость дидактических воздействий на учащихся.
- Физиологические причины кроются в дефектах здоровья неуспевающих школьников. Естественно, что ребенок с какими-либо отклонениями в здоровье не в состоянии полноценно выдержать и усвоить учебную нагрузку.
На разных возрастных и школьных этапах может преобладать та или иная причина над остальными. Указанные выше причины могут проявляться как по отдельности, так и в комплексе.
В области преодоления неуспеваемости школьников накоплен достаточный опыт в педагогике, психологии, а также и в методике обучения. В общем виде, можно выделить следующие принципы коррекционной работы с неуспевающими школьниками:
- Своевременная и эффективная коррекционная работа поможет ученику полноценно освоить образовательную программу.
- Учет всех факторов и причин, влияющих на неуспеваемость учащегося, для успешной коррекционной работы.
- В первую очередь, нужно работать над причинами, которые вызвали неуспеваемость у ребенка.
- Помощь неуспевающим школьникам должна оказываться не одноразово, а системно с учетом происходящих изменений.
- Коррекционная работа с детьми, имеющими трудности в обучении, должна проводиться комплексно, т.е. с участием педагога, психологов, родителей, возможно и других специалистов в области коррекционной работы, например, логопеда.
Подводя итог, следует отметить, что рассмотренная проблема является сложной, многоаспектной. Она требует дальнейшего изучения с целью выявления эффективных методов и путей преодоления неуспеваемости, что позволит повысить качество образования на современном этапе. Нужно отметить также, что решение этой проблемы должно проводиться комплексно, учитывая мнения различных специалистов, работавших и ныне работающих по указанной проблематике.