Композиционное мышление: условия и особенности формирования
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Композиционное мышление: условия и особенности формирования
Compositional thinking: conditions and features of formation
Tat'yana Ovchinnikova
student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности и условия формирования композиционного мышления подростков 12-14 лет в ДШИ. Обозначена причина выбора возрастной категории, рассмотрен вариант изучения композиционного мышления в обстановке «погружения» в урок.
Abstract. This article discusses the features and conditions of formation of compositional thinking of adolescents 12-14 years old in DSHI. The reason for the choice of age category is designated, the variant of studying of compositional thinking in the situation of "immersion" in a lesson is considered.
Ключевые слова: композиция; мышление; композиционное мышление; особенности формирования.
Keywords: composition; thinking; compositional thinking; peculiarities of formation.
В настоящее время система российского художественного образования главным образом выделяет три основных предмета: рисунок, живопись и композиция.
От уровня освоения данных предметов, зависит не только грамотность исполнения работы, но и развитие композиционного мышления. Грамотно сформирование композиционное мышление способствует успешному творческому становлению учащихся, поэтому так важно обратить внимание на его развитие уже на начальных стадиях обучения.
В школьной практике преподавания композиции, мы часто сталкиваемся с проблемой развития композиционного мышления у детей 14-16 лет. Причиной этого является недооценка воспитательной роли художественной композиции. Это зависит так же от личного отношения педагога, некоторые считают, что невозможно сформировать композиционное мышление, так как четкие и строгие правила отсутствуют и композиция это дело индивидуальное, зависящее от интуиции художника и его субъективного мнения.
Непосредственно вопросам композиции посвящена работа М.В. Алпатова - «Композиция в живописи». Она написана в форме исторического очерка. На примерах из истории живописи многих эпох автор показывает композиционные приемы, использованные старыми мастерами в своих работах. Он определяет термин «композиция», делает интересные исследования композиции в природе и в различных видах искусства. Работы М.В. Алпатова являются первым опытом создания учебных пособий по композиции. Изучив их, мы понимаем, что глубокое и всесторонне изучение законов композиции, осуществляется лишь при участии мышления, которое является высшим познавательным процессом[1].
Именно композиция становится неким «мостом» от познания искусства к познанию себя и окружающего мира. Композиционные приемы, законы, исследования так же применимы к повседневной жизни человека. Например, значимое событие является «центром композиции», а выполняемые каждый день действия, можно описать, как определенный «ритм». Поэтому основной задачей педагога, становится развитие композиционного мышления не только на уроке «композиция», но и его развитие на метапредметном уровне.
В современной школе роль мышления и метапредметности все больше и больше становится актуальна. Так же огромное значение мышлению придают и стандартах образования. И это вполне логично. Мышление выступает не только как определенная предметная способность, но и как способность ребенка применять его не только на уроках, но и в жизни.
Вопрос формирования композиционного мышления остро встает в более осознанном возрасте учащегося, потому, что в начальной школе происходит изучение основ композиции, ее методов, приемов, видов и т.д. К третьему классу учащийся накопив определенную базу знаний, готов применять ее на практике, но если создавать произведение искусства по сухим и строгим законам композиции, оно не передаст индивидуальный подход автора. Именно здесь появляется востребованность в формировании композиционного мышления. Условно говоря, подростковый период, является периодом более существенных изменений в развитии и мышлении.
В подростковом возрасте принято рассматривать две возрастные группы: младшие подростки (11–12 лет) и старшие (12–15). За этот маленький промежуток времени мышление претерпевает значительные изменения: происходит переход от конкретного к формальному или теоретическому мышлению. Причём этот переход происходит не сразу, а постепенно: младшие подростки уже способны к логическим рассуждениям, но приоритетным мышление становится только у старших подростков [2].
Младший подростковый возраст особенно важен с воспитательной точки зрения. Он очень чувствителен не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшем главные жизненные выборы. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что развитие композиционного мышления будет более актуально в старшем подростковом возрасте, когда ученик уже готов мыслить логически и готов действовать исходя из своей логики.
Как и любой познавательный процесс, мышление является отражением реальности, поэтому уже при обучении необходимо приобретать знания, навыки, навыки, осваивать существующие способы человеческой деятельности, осваивать творческий подход к ее реализации.
Это означает, что задача формирования творческого мышления учеников выходит на первый план. Как отмечает польский педагог В. Оконь в настоящее время «нужно произвести изменения в иерархии дидактических понятий. В этой иерархии занимаемое до сих пор место памяти должны занять мышление и деятельность самих учеников» [3].
Развитие композиционного мышления на уроках ИЗО будет иметь больший успех, если занятия будут проходить в творческой атмосфере, игровой увлекательной форме.
Тогда у детей будет возможность развития мыслительных операций сразу в нескольких направлениях.
Таким образом, творческая деятельность ребенка, основанная на комбинирующей способности нашего мозга, называется фантазией или воображением. Поэтому так важно на уроках создавать определенные условия, в которых у ребенка будет возможность развивать свое воображение, а значит заставлять мозг работать. И как мы уже говорили, мышление, в первую очередь, тесно связано со знанием. Тем самым, развивая свое мышление, мы получаем новые знания.
Таким образом, следует помнить, что для развития композиционного мышления в каждом возрасте, должны создаваться определенные условия, в которых ребенок будет не только комфортно чувствовать себя, но сможет получить определенные знания, которые в дальнейшем помогут ему научиться мыслить в разных направлениях, нестандартно решать задачи, и самое главное, помогут проявить себя, как личность.
Что касается определения «композиционное мышления» - это знания, умения и навыки, но которые применяются не только на уроке «Композиция» в художественной школе, но в будущем будут применяться как нетрадиционное решение проблем, посредством компоновки проблем в целое решение.