ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Здоровье – одна из главных жизненных ценностей человека. И формирование правильного отношения к своему здоровью, умение вести здоровый образ жизни должно становиться приоритетом с самых ранних лет жизни. Именно поэтому основы здорового образа жизни являются отражены в задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни» [2, с.7]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в сфере образования назван «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека». Согласно ст. 64 названного Закона «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [3].
Изучение здоровья и основ здорового образа жизни ведется с глубокой древности. Еще в государствах Древнего Востока и античных государствах велись работы по исследованию здоровья, его составляющих, а также зародилось понимание того, что только ведение определенного образа жизни поможет сохранить здоровье на долгие годы. Единого понимания содержания понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» не сегодняшний день нет. Отчасти это связано с тем, что изучением здоровья и здорового образа жизни занимаются разные науки: от биологии до педагогики.
На сегодняшний день в здоровом образе жизни человека выделяют три основных уровня: базовый, уровень активности и уровень сохранения здоровья. К компонента здорового образа жизни относятся: 1) физическая активность; 2) рациональное питание; 3) личная гигиена; 4) закаливание организма; 5) отказ от вредных привычек; 6) психоэмоциональная культура; 7) оптимальный режим труда и отдыха.
Оптимальным возрастом для формирования основ здорового образа жизни считается старший дошкольный возраст в силу психологических и физических характеристик. Существует большое количество разнообразных образовательных программ, которые используются в дошкольных организациях в качестве основных. Все комплексные программы уделяют большое внимание здоровому образу жизни, формированию психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.
Для проверки выдвинутой гипотезы - формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих условиях: создание развивающей среды в ДОО, способствующей формированию представлений о ЗОЖ; обеспечение детей и родителей информацией об основах здорового образа жизни и формирование эмоционально-положительного отношения к данному процессу; использование различных форм, методов и средств работы с детьми в рамках НОД с содержанием соответствующим целям и задачам формирования и развития ЗОЖ - была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Оредежский детский сад», п. Оредеж, Лужский район Ленинградской области. В эксперименте приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проходила в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный). Первоначальная диагностика по методике И.М. Новиковой [1] на констатирующем этапе показала, что обе группы (контрольная и экспериментальная) показывают схожие результаты – в основном, средний и низкий уровень развития обоих компонентов. Высокие результаты на констатирующем этапе не показал ни один ребенок.
На формирующем этапе был разработан и апробирован проект по формированию основ ЗОЖ в экспериментальной группе «Если хочешь быть здоров». Проект был построен на основе использования комплексной образовательной программы «Мозаика», а также на основе исследований И.М.Новиковой. Включал в себя работу с детьми, работу с родителями и создание благоприятной предметно-развивающей среды, что полностью соответствовало заявленной гипотезе исследования.
Рисунок 1. Динамика развития основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах выявило положительную динамику в обеих группах, но экспериментальная группа показала лучшие результаты – большее число детей с высокими баллами и минимальное – с низкими, что говорит об эффективности проделанной на формирующем этапе работы.