Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мелихова Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(208). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(208).pdf (дата обращения: 06.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мелихова Татьяна Валериевна
студент, Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, РФ, г. Луга
Колесов Владимир Иванович
научный руководитель, д-р. пед. наук, профессор, Лужский институт (филиал) ГАОУ ВО ЛО Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, РФ, г. Луга

 

Здоровье – одна из главных жизненных ценностей человека. И формирование правильного отношения к своему здоровью, умение вести здоровый образ жизни должно становиться приоритетом с самых ранних лет жизни. Именно поэтому основы здорового образа жизни являются отражены в задачах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни» [2, с.7]. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в сфере образования назван «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека». Согласно ст. 64 названного Закона «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [3].

Изучение здоровья и основ здорового образа жизни ведется с глубокой древности. Еще в государствах Древнего Востока и античных государствах велись работы по исследованию здоровья, его составляющих, а также зародилось понимание того, что только ведение определенного образа жизни поможет сохранить здоровье на долгие годы. Единого понимания содержания понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» не сегодняшний день нет. Отчасти это связано с тем, что изучением здоровья и здорового образа жизни занимаются разные науки: от биологии до педагогики.

На сегодняшний день в здоровом образе жизни человека выделяют три основных уровня: базовый, уровень активности и уровень сохранения здоровья. К компонента здорового образа жизни относятся: 1) физическая активность; 2) рациональное питание; 3) личная гигиена; 4) закаливание организма; 5) отказ от вредных привычек; 6) психоэмоциональная культура; 7) оптимальный режим труда и отдыха. 

Оптимальным возрастом для формирования основ здорового образа жизни считается старший дошкольный возраст в силу психологических и физических характеристик. Существует большое количество разнообразных образовательных программ, которые используются в дошкольных организациях в качестве основных. Все комплексные программы уделяют большое внимание здоровому образу жизни, формированию психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

Для проверки выдвинутой гипотезы - формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при следующих условиях: создание развивающей среды в ДОО, способствующей формированию представлений о ЗОЖ; обеспечение детей и родителей информацией об основах здорового образа жизни и формирование эмоционально-положительного отношения к данному процессу; использование различных форм, методов и средств работы с детьми в рамках НОД с содержанием соответствующим целям и задачам формирования и развития ЗОЖ - была проведена экспериментальная работа на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Оредежский детский сад», п. Оредеж, Лужский район Ленинградской области. В эксперименте приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проходила в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный). Первоначальная диагностика по методике И.М. Новиковой [1] на констатирующем этапе показала, что обе группы (контрольная и экспериментальная) показывают схожие результаты – в основном, средний и низкий уровень развития обоих компонентов. Высокие результаты на констатирующем этапе не показал ни один ребенок.

На формирующем этапе был разработан и апробирован проект по формированию основ ЗОЖ в экспериментальной группе «Если хочешь быть здоров». Проект был построен на основе использования комплексной образовательной программы «Мозаика», а также на основе исследований И.М.Новиковой. Включал в себя работу с детьми, работу с родителями и создание благоприятной предметно-развивающей среды, что полностью соответствовало заявленной гипотезе исследования.

 

Рисунок 1. Динамика развития основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

Сравнение результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах выявило положительную динамику в обеих группах, но экспериментальная группа показала лучшие результаты – большее число детей с высокими баллами и минимальное – с низкими, что говорит об эффективности проделанной на формирующем этапе работы.

 

Список литературы:
1. Новикова, И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] / И. М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с. 
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) (с изм. и доп. вступ. в силу от 25 ноября 2022 г. № 1028) [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/. - (дата обращения: 29.12.2022)