АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Конференция: LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
Аннотация. В статье рассматривается перспектива поступления в Японию в ВУЗ по направлению инноватики и инженерных специальностей.
Ключевые слова: образование, COVID19, поступление, Япония, наука, инноватика.
Одним из главных двигателей образования в стране, с 1984 году, стал Государственный комитет по реформе образования, который принимал решения относительно политики в сфере образования. Комитету была поставлена задача проанализировать состояние образования и разработать рекомендации по ее реформе.
Для проведения наиболее важных преобразований при комитете стали формироваться советы.
В Японии особое внимание уделяется высшему образованию. Для этого и был создан в свое время Совет Японии по формированию высшего образования будущего. Его мероприятия связаны с формирования фонда грантов, нацеленных на содействие развития в вузах факультетов науки и техники. Весной 2022 года правительственный Совет Японии по формированию высшего образования будущего, объявил ряд предложений, которые должны увеличить долю студентов, изучающих естественные науки, в общем их числе.
Был создан фонд, в котором находится более 70 млрд долл. Все для того, чтобы сделать японские университеты конкурентоспособными с ведущими университетами мира.
Планируется начать с реорганизации научных и инженерных факультетов – увеличить долю изучающих естественные науки студентов с нынешних 35% до 50%.
Стране нужно развивать направления, связанные с инновациями, так как сами инновации во всем мире все больше сосредотачиваются в областях, не относящихся к традиционной компетенции Японии.
К таким областям можно отнести: искусственный интеллект, финансовые технологии и биотехнологии, а также программное обеспечение.
Для создания таких факультетов, факультетов связанным с инновациями, планируется смягчить правила их финансирования. В основном, за счет снижение требования расходов к преподавательскому составу, а также снижение финансовой нагрузки студентов и абитуриентов. Например, увеличить категорию студентов, которая может претендовать на стипендию, по мимо требования к годовому доходу семьи, но все при условии, что студент будет изучать научную или инженерную специальность.
Из чего следует, что в ближайшее время в Японии, появится много вакантных студенческих мест по направлению, связанному с инженерным делом и инновациями, а по мимо этого студенты смогут получать дополнительное финансирование в виде стипендии, выплат на частичное покрытие учебы или её полной оплаты.
По мимо этого, комитет по реформе образования, обсуждает вопрос о том, чтобы изменить план вступительных экзаменов. Сейчас это проходит два этапа. Сначала абитуриенты сдают школьную программу, аналог ЕГЭ, где просто нужно выбирать правильные ответы. А потом, сдают экзамены в университете, примерно по той же схеме Вопрос-Ответ, но уже со свободным выбором (зачастую, без вариантов ответа). Так как большая часть подготовки сводится к заучиванию правильных ответов, но при этом никто не смотрит на способности абитуриента к критическому мышлению, восприятию информации, действиям в нестандартных ситуациях. Что может, в какой-то мере, для кого-то упростить поступление, а для кого-то наоборот усложнить. Но при этом, будут отбираться люди, которые могут искать нестандартные подходы к обычным вещам.
Но не стоит забывать, что для поступления в университеты Японии, мало знать школьную программу. Не обходимо знать японский язык. И сдать специальный экзамен на знание японского языка – JPLT. Что привлекает не всех иностранных студентов.
Поэтому с каждым годом, увеличивается число программ на английском языке.
И так будет продолжаться дальше. Вузам нужно привлекать иностранных студентов и преподавателей, а для изучения японского языка у людей уйдут годы, поэтому программы на английском языке, дают не плохие перспективы.
А вузов в Японии не мало. Всего насчитывается порядка 80 высших учебных заведений. Из них в топ 100 за 2022 год попали 5 университетов (Токийский университет – 23, Киотский университет – 33, Токийский технологический институт – 56, университет Осаки – 75, университет Тохоку – 82).
Не стоит забывать и то, что в Японии учатся иностранные студенты. И их количество примерно такое же, как и иностранных студентов в России. В Японии из всего населения, около 125 млн человек, получают высшее образование около 3,7 млн ежегодно, при этом иностранных студентов всего около 150 тысяч человек.
Так же и в России, на население 145 млн человек, лишь 3 млн получают высшее образование и при этом 175 тысяч иностранных студентов. Что наталкивает на мысль, что в скором будущем будет применяться больше попыток к привлечению иностранных студентов, чтобы как-то повысить статус международных учреждений и разнообразить данные направления (инженерия и инноватика).
Даже несмотря на то, что Японские вузы очень тесно сотрудничают с Американскими, уровень и порядок получения образования очень отличается. По большей мере, как мне кажется, это связанно с историей Японии и воспитания самих японцев.
Например, если взять свод правил для школы в США, то там будет перечень вещей, которые запрещено делать.
А взяв такой же перечень правил в Японии, уже наоборот будет написано то, что делать можно. И такая маленькая вещь уже говорит о многом. Японцев с ранних лет учат делать все правильно, как положено, по шаблону. Поэтому, поступая в вузы, у них сформировывается одинаковая общая база понимания вещей.
Это же касается и самого момента обучения. Если взять США, или даже Россию, все сейчас переходят на гаджеты (планшеты, компьютеры, электронные доски, телефоны и т.п. устройства), в Японии (не везде) придерживаются старым традициям (писать на листочках, на доске, а электроника под запретом).
То есть в Японии большой упор делается на традиции, которым уже не одна сотня лет. И, как мне кажется, чтобы вырастить людей технически подкованных и творчески мыслящих, то нужно пересмотреть содержание подготовительной программы, как в высших учебных заведения, так и в начальной/средней школах. И начать делать акцент на вещах, которых не хватает современной Японии, для того чтобы составить конкуренцию в областях инженерии и инноватики таким странам, как США, Китай и Республика Корея.
Да, после последствий COVID-19, многие страны, и Япония не исключение, перевели свою образовательную программу, частично на дистанционную платформу.
Что играет японской системе образования на руку. Можно привлекать больше иностранных студентов, при этом сильно экономить их средства и при этом не в убыток знаниям. В Японии нет проблем с цифровыми технологиями, их достаточно.
Скорее дело в желание идти вне традиций, где нужно сидеть по несколько часов за листком бумаги и заниматься каллиграфией.
В общем и целом, хочется сказать, что японское образование и по сей день ценится во всем мире.
Но стоит отметить, что диплом университетов Японии, начинает терять свою актуальность по многих направлением. И если не принять меры и не идти в ногу со временем, то в дальнейшем могут начаться проблемы. А перспектива иностранных студентов и местного населения, на получения образования в самой Японии, будет падать.