Статья:

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Волкова В.Г. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(50).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ В ВОКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Волкова Валерия Геннадьевна
студент Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань
Решетникова Светлана Владимировна
научный руководитель, канд. искусствоведения, старший преподаватель кафедры вокального искусства Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, РФ, г. Казань

 

Аннотация. В статье рассматривается комплексный музыкально-педагогический подход при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классе сольного пения.

 

Ключевые слова: индивидуальный подход, вокальные упражнения, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, репертуар, темперамент ребенка.

 

«Музыкальное воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка» [4, C. 34]. Способности каждого ребенка уникальны и чтобы их развить необходимо придерживаться индивидуального подхода в обучении – это прежде всего доброжелательность, учет качеств характера и типа психики, уважение ученика как индивида. Учитель должен создать необходимые условия для роста и становления творческой личности [5, C. 78]. Великий русский и советский пианист, педагог Генрих Нейгауз считал, что таланты создать нельзя, но можно создать почву, на которой они особенно успешно произрастают.

При начале занятий нужно комплексно подходить к музыкальному развитию ребенка. Музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма, чистота интонации и память. Самые первые уроки для детей от 3 до 6 лет рекомендуется проводить не дольше 15–20 минут, а для 6–8 леток по 25–30 минут [1, C. 55]. Занятия на начальных этапах проводятся в игровой форме, так малышу будет легче усвоить новый материал. Ребенок 3–6 лет уже хорошо различает звуки, извлекаемые различными животными. Подражая голосам животных и птиц, он постепенно переходит от разговора к пению, находит примарный тон (находящийся в среднем участке диапазона). Также необходимо приучать ребенка к слушанию музыки [1, C. 67]. Привить простейшие навыки, закладывающие первоосновы культуры слушателя бывает не просто, ввиду того, что необходимо многому научиться: дослушивать произведение до конца, запоминать и угадывать его при повторном прослушивании, определять его характер и общее настроение. В обучении пению можно использовать вспомогательные музыкальные инструменты, такие как бубен, колокольчик, трещетки, ложки. С помощью игры на вышеперечисленных инструментах ребенок научится воспринимать ритм, определять звуковысотность и чистоту интонации, различать динамические оттенки – что играет большую роль на начальном этапе обучения.

Музыкально-ритмические упражнения, включающие скороговорки и распевки дают возможность выразить свои чувства с помощью движений, освобождают от скованности и излишней стеснительности. Ребенок учится согласовывать с музыкой следующие составляющие: передавать различные образы игрового характера, ритмично выполнять движения с разными предметами и без них. Скороговорки помогают правильно сформировать речь и скоординировать работу артикуляционного аппарата. В скороговорках необходимо делать акцент на проблемных звуках. Для каждого ребенка это индивидуально. Для одних детей сложности составляют шипящие согласные (ш, ч, щ), для других – сонорные (л, м, н). Полезным бывает разучивание в игровой форме стихотворений, пословиц, поговорок, с участием рук и пальцев, ввиду того, что это существенно развивает внимание и память ребенка.

Следующим этапом при обучении является выбор программы. Важно учитывать интересы и вкусы ребенка. Дети обладающие ярким темпераментом холерика предпочитают яркие, игровые и подвижные песни, в сопровождении музыкальных инструментов (бубна, треугольника или ложек). Безусловно, чтобы «уравновесить» темперамент ребенка нужно приучать к спокойствию и собранности, поэтому произведения на кантилену с наличием legato тоже должны присутствовать в репертуаре ученика. Несомненно, кроме подбора соответствующего по возрасту и предпочтениям репертуара, педагог должен предостерегать детей от форсированного пения. При выборе репертуара нужно обращать внимание на диапазон произведений. Также на начальных этапах очень важно не предлагать детям более двух-трех песен, так как материал должен усваиваться постепенно и ученик не должен уставать психически или физически.

На самых первых этапах игровой подход к занятиям является наиболее предпочтительной формой обучения для детей 3–7 лет. Игра помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, раскрыть способности детей. С помощью игры любая творческая деятельность приобретает эмоционально-образное содержание, развивает фантазию и воображение [2, C. 101].

Обучение пению на раннем этапе помогает сформировать музыкальную культуру личности, укрепляет и активизирует работу мышц дыхания, расширяет голосовой диапазон, способствует выразительности речи, улучшению памяти и закладывает основы образного мышления.

 

Список литературы:
1. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. – М.: Академия, 2004. – 336 c. 
2. Белобородова В. К. Развитие музыкального слуха учащихся первого класса / В. К. Белобородова. – М.: АПНРСФСР, 1956. – 231 c.
3. Бодина Е. А. История музыкальной педагогики. От Платона до Кабалевского / E. A. Бодина. – М.: Юрайт, 2017. – 234 с.
4. Дошкольное воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. – Ред. Н. А. Ветлугина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1982. – 271 c.
5. Кирнарская  Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская – М.: Таланты-XXI век, 2004. – 496 c.
6. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Ражников – М.: Музыка, 1989. – 144 с.