РАЗВИТИЕ БЫТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ БЫТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Привести современное школьное образование в соответствие требованиям современного, постоянно изменяющегося, уже не мыслимого без информационных технологий общества, – одна из задач Федеральных государственных образовательных стандартов.
Как утверждают Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин [1], компьютерная грамотность – это владение навыками использования средств вычислительной техники. Иными словами, понимание роли информационных технологий в современном мире.
Одной из важнейших задач современного мира является формирование компьютерной грамотности. Как считает А.М. Коротков [3], компьютер становится неотъемлемым средством для формирования у молодежи готовности к жизни и работе в информационной эпохе, в настоящее время. Эффективность широкого использования вычислительной техники и перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества зависит от того, насколько успешно будет развита компьютерная грамотность общества.
Формирование компьютерной грамотности является сложным и многоплановым процессом, требующим для своего воплощения особого подхода к отбору содержания курсов и их методов и форм преподавания с учетом особенностей обучения на различных ступенях образования и требований к уровню знаний и умений обучающихся.
Определение понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что оно содержит несколько аспектов. Юрий Абрамович Первин [4], советский ученый в области информатики и педагогики, выделяет три вида компьютерной грамотности: бытовая, профессионально-научная и интеллектуальная.
Бытовая компьютерная грамотность – это уровень знаний и умений, которые необходимы для правильной и эффективной работы с компьютером в повседневной жизни. Она включает в себя базовые навыки работы с компьютером и программами, как то: установка и настройка программ, обработка текста, работа с электронной почтой, хранение и организация файлов, использование Интернета, безопасность в сети и т.д. Бытовая компьютерная грамотность становится все более важной в связи с широким распространением компьютеров и Интернета, а также с тем, что многие аспекты нашей жизни связаны с компьютерной технологией. Недостаток грамотности может привести к различным проблемам, включая утечку личной и конфиденциальной информации, ошибки в работе с программами и технические неполадки в компьютере. Овладение данными навыками соответствует требованиям современной информационной эпохи и поможет школьнику успешно адаптироваться в обществе и на рабочем месте в будущем.
Рассмотрим составленные нами задания для развития бытовой компьютерной грамотности обучающихся 7 класса на уроках информатики в соответствии с УМК Л.Л. Босовой [2].
Глава 3. Обработка графической информации. §3.3 Создание графических изображений
Задание. Преобразование фрагментов.
- В графическом редакторе Paint откройте файл Лягушка.png (рис. 1).
Рисунок 1. Преобразование фрагментов
- Вам необходимо составить иллюстрацию к сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница». Для этого выделите поочередно прямоугольные фрагменты и переместите их, переворачивая при необходимости.
- Сохраните файл с изменениями.
Приведённое выше задание способствует закреплению обучающимися навыков работы с графическим редактором Paint.
Глава 4. Обработка текстовой информации. §4.3 Форматирование текста
Задание. Изменение свойств символов.
- В текстовом процессоре откройте файл Поиск.docх (рис. 2)
Рисунок 2. Изменение свойств символов
- Выполните следующее форматирование текста:
- для всего текста задайте тип шрифта Times New Roman;
- для заголовка сделайте выравнивание по центру, размер шрифта 16 пунктов, цвет шрифта – синий;
- для основного текста сделайте выравнивание по ширине;
- для названий типов поиска задайте начертание – полужирное, размер – 14 пунктов;
- для описания типов пункта задайте начертание – курсив, размер – 12 пунктов.
- Сохраните файл с изменениями.
Таким образом, с помощью данной задачи обучающиеся 7 класса закрепят навыки работы с текстом, увидят, что отформатированный текст визуально воспринимается лучше.
Данные задания, направленные на развитие бытовой компьютерной грамотности, помогут школьникам развить навыки обращения с компьютером и программным обеспечением. Кроме того, выполнение подобных задач на уроках информатики способствует пониманию принципов работы компьютера и различных программных приложений, что является необходимым для успешного использования компьютера в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Развитие компьютерной грамотности в 7 классе отражает знания и навыки, а также формирует обучающихся как личностей, способных к анализу, рефлексии и умениям применения собственных знаний в повседневной жизни.