Статья:

РАЗВИТИЕ БЫТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Конференция: CCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Вострикова В.А. РАЗВИТИЕ БЫТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(215). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(215).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ БЫТОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Вострикова Варвара Александровна
студент, Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Куйбышев
Дудковская Ирина Алексеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры Математики, информатики и методики преподавания, Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Куйбышев

 

Привести современное школьное образование в соответствие требованиям современного, постоянно изменяющегося, уже не мыслимого без информационных технологий общества, – одна из задач Федеральных государственных образовательных стандартов.

Как утверждают Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин [1], компьютерная грамотность – это владение навыками использования средств вычислительной техники. Иными словами, понимание роли информационных технологий в современном мире.

Одной из важнейших задач современного мира является формирование компьютерной грамотности. Как считает А.М. Коротков [3], компьютер становится неотъемлемым средством для формирования у молодежи готовности к жизни и работе в информационной эпохе, в настоящее время. Эффективность широкого использования вычислительной техники и перспективы научно-технического, экономического и социального развития общества зависит от того, насколько успешно будет развита компьютерная грамотность общества.

Формирование компьютерной грамотности является сложным и многоплановым процессом, требующим для своего воплощения особого подхода к отбору содержания курсов и их методов и форм преподавания с учетом особенностей обучения на различных ступенях образования и требований к уровню знаний и умений обучающихся.

Определение понятия «компьютерная грамотность» осложняется тем, что оно содержит несколько аспектов. Юрий Абрамович Первин [4], советский ученый в области информатики и педагогики, выделяет три вида компьютерной грамотности: бытовая, профессионально-научная и интеллектуальная.

Бытовая компьютерная грамотность – это уровень знаний и умений, которые необходимы для правильной и эффективной работы с компьютером в повседневной жизни. Она включает в себя базовые навыки работы с компьютером и программами, как то: установка и настройка программ, обработка текста, работа с электронной почтой, хранение и организация файлов, использование Интернета, безопасность в сети и т.д. Бытовая компьютерная грамотность становится все более важной в связи с широким распространением компьютеров и Интернета, а также с тем, что многие аспекты нашей жизни связаны с компьютерной технологией. Недостаток грамотности может привести к различным проблемам, включая утечку личной и конфиденциальной информации, ошибки в работе с программами и технические неполадки в компьютере. Овладение данными навыками соответствует требованиям современной информационной эпохи и поможет школьнику успешно адаптироваться в обществе и на рабочем месте в будущем.

Рассмотрим составленные нами задания для развития бытовой компьютерной грамотности обучающихся 7 класса на уроках информатики в соответствии с УМК Л.Л. Босовой [2].

Глава 3. Обработка графической информации. §3.3 Создание графических изображений

Задание. Преобразование фрагментов.

  1. В графическом редакторе Paint откройте файл Лягушка.png (рис. 1).

 

Рисунок 1. Преобразование фрагментов

 

  1. Вам необходимо составить иллюстрацию к сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница». Для этого выделите поочередно прямоугольные фрагменты и переместите их, переворачивая при необходимости.
  2. Сохраните файл с изменениями.

Приведённое выше задание способствует закреплению обучающимися навыков работы с графическим редактором Paint.

Глава 4. Обработка текстовой информации. §4.3 Форматирование текста

Задание. Изменение свойств символов.

  1. В текстовом процессоре откройте файл Поиск.docх (рис. 2)

 

Рисунок 2. Изменение свойств символов

 

  1. Выполните следующее форматирование текста:
  • для всего текста задайте тип шрифта Times New Roman;
  • для заголовка сделайте выравнивание по центру, размер шрифта 16 пунктов, цвет шрифта – синий;
  • для основного текста сделайте выравнивание по ширине;
  • для названий типов поиска задайте начертание – полужирное, размер – 14 пунктов;
  • для описания типов пункта задайте начертание – курсив, размер – 12 пунктов.
  1. Сохраните файл с изменениями.

Таким образом, с помощью данной задачи обучающиеся 7 класса закрепят навыки работы с текстом, увидят, что отформатированный текст визуально воспринимается лучше.

Данные задания, направленные на развитие бытовой компьютерной грамотности, помогут школьникам развить навыки обращения с компьютером и программным обеспечением. Кроме того, выполнение подобных задач на уроках информатики способствует пониманию принципов работы компьютера и различных программных приложений, что является необходимым для успешного использования компьютера в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности. Развитие компьютерной грамотности в 7 классе отражает знания и навыки, а также формирует обучающихся как личностей, способных к анализу, рефлексии и умениям применения собственных знаний в повседневной жизни.

 

Список литературы:
1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – Москва : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Информатика : методическое пособие для 7-9 классов / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 472 с.
3. Коротков А.М. Готовность старшеклассников к учебной деятельности в компьютерной среде: Методология, теория и практика формирования: Монография. – Волгоград : Перемена, 2003. – 306 с.
4. Первин Ю.А. Дети, компьютеры и коммуникации / С. П. Первин // Информатика и образование. – 1994. – № 1. С. 41-44.