Статья:

Проектирование дидактического инструментария по математике для развития творческого мышления пятиклассников

Конференция: CXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Семиколенных Е.А., Малышенко Г.А. Проектирование дидактического инструментария по математике для развития творческого мышления пятиклассников // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(134). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(134).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектирование дидактического инструментария по математике для развития творческого мышления пятиклассников

Семиколенных Елизавета Алексеевна
студент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк
Малышенко Галина Александровна
студент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк
Позднякова Елена Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, РФ, г. Новокузнецк

 

Введение. В условиях современной системы образования проблема развития творческого мышления учащихся приобретает особую актуальность. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активной творческой личности, способной делать выбор, ставить и реализовывать цели, находить инновационные решения в условиях неопределенности и множественности выбора, а также осознано оценивать свою деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует школу на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе на обеспечение роста творческого потенциала учеников, развитие креативного мышления и готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях. Поэтому перед каждым учителем стоит проблема формирования творческой личности учащихся.

Цель исследования - проектирование дидактического инструментария (системы разноуровневых заданий, приемов дозированной помощи по их решению, форм и методов работы над такими заданиями) для развития творческого мышления на уроках математики в 5  классах и оценка его эффективности методом анкетирования.

Гипотеза исследования: использование на занятиях по математике разработанного дидактического инструментария (а именно: разноуровневых творческих заданий типа “ребус”, “шифровка”, “задание на установление соответствия”, “задание на составление задачи по заданному рисунку”, “задание на составление рисунку по клеткам”; презентаций; видеоролика) будет способствовать повышению уровня мотивации учащихся к творческой деятельности.

Теоретическая часть

Одна из важнейших задач педагогической теории и практики в современном мире - формирование творческой личности. Творчество предполагает создание нового, уникального, оригинального продукта, которое осуществляется благодаря способностям, мотивам, знаниям и умениям. Уже давно в образовании является актуальным вопрос о наличии и развитии у человека творческого начала, не менее важным он остается и в наше время. [3, c. 134]

В Большой современной энциклопедии по педагогике приводится следующее определение творческих способностей: «Творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определённого вида творческой деятельности и обусловливающих уровень её результативности» [2, с. 552]. Креативность является отражением уровня творческой одарённости, способности к творчеству, составляющего относительно устойчивую характеристику личности.

В Новейшем психологическом словаре даётся следующее определение креативности: «Креативность (от лат. creatura - создание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [4, с.228].

Креативность включает в себя определенный набор способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития. К таким способностям относятся: беглость мысли, оригинальность, гибкость мысли, открытость, восприимчивость, образность, абстрактность, детальность, вербальность, стрессоустойчивость [1].

Креативное мышление учащихся - процесс формирования и совершенствования всех форм, видов и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

В настоящее время учителями математики используются различные инструменты для осуществления развития креативного мышления. Например: задачи с недостающими данными; задачи с лишними данными; задачи с несколькими решениями; задачи с меняющимся содержанием; задачи «на соображение»; логические задачи; нестандартные задачи; задачи-шутки; занимательные задания; задачи с геометрическим содержанием; задачи «на переливание».

Практическая часть

Наш дидактический инструментарий состоит из четырех заданий, в каждом из которых предусмотрено дифференцирование по уровню способностей учеников, а также дополнительного пятого задания повышенной сложности (для сильных учеников). Все задания направлены на развитие креативного мышления детей. Спроектированы следующие типы заданий:

- ребус;

- шифровка;

- составление задачи по рисунку;

- задание на установление соответствия;

- задание “рисуем по клеткам”.

Представленные задания могут использоваться в виде индивидуальных карточек, а могут быть применены для малых групп учащихся.

Приведем пример задания “ребус”.

Задание 1. Реши ребусы, получи дроби и расставь их в порядке возрастания (рис. 1).

 

Рисунок 1. Пример задания “Ребус”

 



Упрощенный вариант задания (рис.2):

 

Рисунок 2. Пример упрощенного варианта задания “Ребус”

 

Рассмотрим решение упрощенной задачи. Перед нами 3 дроби, знаменатели которых зашифрованы ребусами. Заметим, что ребусы первой и последней дроби одинаковы, следовательно у этих дробей знаменатели равны.

На первый взгляд кажется, что ответы ребусов будут разные, но, решив их, получим одинаковый ответ - «одиннадцать». Мы получили 3 дроби с равными знаменателями. Для того, чтобы сравнить дроби, у которых одинаковый знаменатель, достаточно сравнить их числители. Та дробь, чей числитель больше, соответственно больше. Сравнивая наши дроби, мы получим ответ: , ,  .

Приведем пример задания “Шифровка”.



Задание 2. Получи верное выражение, используя геометрические фигуры (рис.3).

 

Рисунок 3. Пример задания “Шифровка”

 

Геометрические фигуры дети могут рисовать, используя цветные карандаши, вклеивать при помощи клея заготовленные заранее картинки из цветной бумаги.

Приведем пример задания на составление задачи по рисунку.

Задание 3. Придумай задачу по предложенной картинке и реши ее (рис.4). 

 

Рисунок 4. Пример задания на составление задачи по рисунку

 

Вариантов условий и решений задачи может быть очень много. Именно в этом задании дети могут включить свою фантазию и придумать задачу, которой не будет ни у кого. Они могут предложить своим одноклассникам решить ее или сами продемонстрировать решение.

На основе аналогичных заданий мы создали видеоролик по теме “Действия с дробями” (https://youtu.be/_cD6g-UEyP8), который может быть использован в практике учителя математики.

Апробацию разработанного дидактического инструментария мы провели на базе МБОУ «СОШ №65» г. Новокузнецка в 5 А классе. Была проведена серия уроков математики по теме “Дроби”.

Для проверки сформулированной гипотезы была составлена анкета, позволяющая оценить уровень мотивации учащихся к творческой деятельности (таблица 1).

Таблица 1.

Анкета для оценки уровня мотивации к творческой деятельности

Инструкция. Тебе предлагается анкета для оценки уровня мотивации к творческой деятельности. Выбери один из трех возможных вариантов ответа:

2 – да; – трудно сказать; 0 – нет.

1

Мне нравится создавать необычные, фантастические или творческие проекты.

 

2

Могу представить себе то, чего не бывает на свете.

 

3

Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.

 

4

Быстро нахожу решение в трудных, нестандартных ситуациях.

 

5

В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.

 

6

Мне нравится находить причины своих неудач.

 

7

Стараюсь дать оценку действиям и эмоциям на основе анализа их причин.

 

8

Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.

 

9

Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.

 

10

Убедительно могу обосновать свою идею.

 

11

Умею сложную задачу разделить на несколько простых.

 

12

У меня часто рождаются интересные идеи.

 

13

Мне интереснее работать творчески, решать нестандартные задачи.

 

14

Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.

 

15

Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.

 

16

Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

 

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний уровень;

0-12 баллов – низкий уровень

 

Анкета была предложена ученикам 5 А класса (25 человек), в котором был проведен пилотный эксперимент, и 5 Б класса (27 человек), где подобный методический инструментарий не использовался. Результаты представлены на диаграммах (рис. 5).

В 5 А классе высокий уровень мотивации к творческой деятельности продемонстрировали 68% учеников (16 человек), средний уровень – 28 % (7 человек), низкий уровень – 4 % (1 человек). В 5 Б классе высокий уровень мотивации к творческой деятельности отмечен у 33,3 % (9 человек), средний уровень – 44,4 % (12 человек), низкий уровень – 22,3 % (6 человек). Таким образом, уровень мотивации к творческой деятельности выше у учеников 5 А класса, где проводился пилотный эксперимент.

 

Рисунок 5. Результаты анкетирования “Оценка уровня мотивации к творческой деятельности”

 

Выводы

Полученные результаты пилотного эксперимента позволяют сделать вывод о перспективности разработанного методического инструментария для развития креативного мышления и творческих способностей учащихся; поэтому мы предполагаем продолжить исследование, проводя констатирующий, поисковый и формирующий этапы педагогического эксперимента и используя статистические критерии для оценки эффективности его результатов. 

 

Список литературы:
1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – Питер; СПб, 2009. 376 с.
2. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь / под общ. ред. В. Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. 808 с.
3. Останина, С. А. Анализ проблемы творческих способностей в контексте междисциплинарных исследований / С. А. Останина // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». - 2014.-  №1. - С. 134-145.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2005. 720 с.