Профессионально прикладная физическая подготовка
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Профессионально прикладная физическая подготовка
Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки челoвека к определенной профессиональной деятельности.
Главным назначением ППФП является развитие в определенном направлении и поддержание на достаточно высокой планке качеств человека (психических и физических), к которым конкретная профессия устанавливает завышенные требования. А также отвечает за выработку функциональной стабильности человека к условиям работы и образование практических физических умений и навыков.
Любая профессия подразумевает присутствие у человека навыков как физических, так и психических, а иногда необходимо, чтобы они были в комплексе на определенном высоком уровне. B связи с этим появляется необходимость в профилировании в физическом воспитании студентов при подготовке к трудовой деятельности. Которая выражается в сочетании общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой.
Исследователям местности, путешественникам и геологам необходимо умение ориентироваться на местности, также он должен уметь оборудовать ночлег, приготовить еду в условия похода. Для специалистов данной области занятие туризмом будет профессиональной подготовкой.
Для того, чтобы само реализоваться работникам определенных инженерно-технических специальностей (инженер-механик, инженер-технолог и др.), нужно обладать многими физическими качествами. Им необходимо умение разделять небольшие по величине силовые нагрузки при использовании различных ручных и ножных органов управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями).
Для умственных работ (конструктор, дизайнер, юрист, экономист) характеризующихся малой подвижностью и продолжительным пребыванием в вынужденном статическом положении, необходимо развитие выносливости мышц туловища, спины, испытывающих большое напряжения во время малоподвижной работы.
Для профессиональной деятельности некоторых специальностей (портной, повар, стенографист) требуется выполнение манипуляций с небольшими предметами и инструментами, необходимы умения выполнения быстрых, точных и экономных движений, также они должны обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.
В профессиях, требующих работы с людьми (работа в отношениях человек-человек – управляющий, преподаватель, ученый) основную и главную роль играют психические качества. При умственной деятельности требующей высокой концентрации и самоотдачи особенно необходимо внимание. Его можно рассматривать в трех аспектах, внимание как способность: одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переключать внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуется развитие: интуитивного мышления, которое способно быстро и вовремя исправить положение или направить его в правильном направлении, оперативная и долговременная память, стабильность в нервно-эмоциональном плане, сдержанность, невозмутимость, уравновешенность и бесстрастие.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, профессиональная деятельность современного специалиста устанавливает ему довольно высокие требования к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки почти невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который необходим для высокопроизводительной профессиональной деятельности. Практически всегда необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Решение задач ППФП для определенной профессии возможно только после разработки профессиограммы (системы признаков, которые могут описать ту или иную профессию, а также включающие в себя требования, предъявляемые этой профессией или специальностью к работнику). В ее основу включаются детальное описание условий труда, его характера и специфики.
Далее приведен пример классификационных признаков трудовой деятельности по книге «Психология» под ред. В.Н. Дружинина.
Содержание труда: Физический, умственный, оперативный, операторский, творческий.
Средства труда: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.
Условия труда: комфортный, экстремальный, вредный и опасный.
Организация труда: статические, динамические, монотонные, индивидуальные, коллективные.
Требования к субъекту труда: уровень способностей, профессиональное образование, профессиональный опыт, состояние здоровья, физическое развитие
Определенные задачи ППФП студентов определяются спецификой их будущей работы и состоят в том, чтобы:
· вырабатывать необходимые практические знания;
· овладевать прикладными умениями и навыками;
· развивать практические психофизические качества;
· развивать прикладные специальные качества.
Прикладные знания – это знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Студент приобретает знания необходимые для дальнейшей работы на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-практических занятиях, посредством самостоятельного изучения литературы по данной теме.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в повседневной жизни и во время профессиональной деятельности. Они развиваются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Основная роль в этом принадлежит видам спорта, направленным на практическое применение: альпинизму, автомотоспорту, воднолыжный спорт и др.
Прикладные физические качества – скорость, сила, выносливость, гибкость и ловкость – это физические качества необходимые не во всех, но во многих видах профессиональной деятельности. Предварительное развитие необходимых практических физических качеств в процессе физического воспитания до требуемого уровня определенной профессии и является одной из задач ППФП.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут развиваться и на учебно-практических занятиях, и самостоятельно. При этом на этих занятиях создаются условия, которые способствуют проявлению таких волевых качеств, как настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладании, самодисциплины.
Прикладные специальные качества – это возможность организма сопротивляться специфическим воздействиям окружающей среды (холода и жары, гипоксии.). Они могут развиваться путем закаливания, дозированной тепловой тренировки,
Средства ППФП – это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но которые подобраны с учетом задач профессиональной подготовки специалистов.
К средствам ППФП относятся:
· прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;
· практические виды спорта;
· естественные природные условия и гигиенические факторы;
· вспомогательные средства.
Прикладные физические упражнения и отдельные части различных видов спорта, которые нужны для формирования и развития одного или нескольких физический качеств
Практические виды спорта напрямую решают задачи ППФП для отдельных профессий. Например, для работников полиции необходимо знание рукопашного боя это и является профессионально прикладной подготовкой.
Естественные силы природы и гигиенические факторы. К ним относится условия в которых происходит работа (например в пустыне при жаре или на морозе, а также гигиенические условия в которых находятся рабочие.
Вспомогательные средства ППФП – это специальные средства способные создавать модели условий и характера труда. Они должны быть способны расширять диапазон физических навыков и давать возможность быстро осваивать профессиональную деятельность.
Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП
По мнению физиологов и педагогов, все составляющие трудового акта (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества) можно натренировать. Т.к., психофизиологические основы труда и спорта едины, то можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте для подготовки к трудовой деятельности. Т.е., путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов, основными из которых являются:
· формы (виды) труда специалистов данного профиля;
· условия и характер их труда;
· режим труда и отдыха;
· специфичность постепенного развития работоспособности в процессе труда и особенности их профессионального утомления и заболеваемости.
Формы труда. Основными видами труда является умственный и физический труд. Однако часто встречается случаи смешенной формы труда.
Условия труда характеризуют по критериям:
1. Микроклиматические (это место где работает человек).
2. Поза, в которой человек вынужден находиться большой промежуток времени на работе.
3. Зона рабочего места (место которое выделено одному работнику для работы).
4. Воздействие вредных веществ.
Характер труда – физическая и эмоциональная нагрузка во время работы.
Соблюдение режимов труда и отдыха.
Заключение
Подводя итого, еще раз подчеркнем важность развития профессиональной прикладной физической подготовки для деятельности студента, как будущего опытного специалиста в своем деле.