Статья:

Профессионально прикладная физическая подготовка

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пешкова А.А. Профессионально прикладная физическая подготовка // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 50 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессионально прикладная физическая подготовка

Пешкова Анна Андреевна
студент 2 курса 222 группы лечебного факультета, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург
Мартын Иван Анатольевич
научный руководитель, ассистент, Оренбургский государственный медицинский университет, РФ, г. Оренбург

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка - это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки челoвека к определенной профессиональной деятельности.

Главным назначением ППФП является развитие в определенном направлении и поддержание на достаточно высокой планке качеств человека (психических и физических), к которым конкретная профессия устанавливает завышенные требования. А также отвечает за выработку функциональной стабильности человека к условиям работы и образование практических физических умений и навыков.

Любая профессия подразумевает присутствие у человека навыков как физических, так и психических, а иногда необходимо, чтобы они были в комплексе на определенном высоком уровне. B связи с этим появляется необходимость в профилировании в физическом воспитании студентов при подготовке к трудовой деятельности. Которая выражается в сочетании общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой.

Исследователям местности, путешественникам и геологам необходимо умение ориентироваться на местности, также он должен уметь оборудовать ночлег, приготовить еду в условия похода. Для специалистов данной области занятие туризмом будет профессиональной подготовкой.

Для того, чтобы само реализоваться работникам определенных инженерно-технических специальностей (инженер-механик, инженер-технолог и др.), нужно обладать многими физическими качествами. Им необходимо умение разделять небольшие по величине силовые нагрузки при использовании различных ручных и ножных органов управления (кнопками, рукоятками, рычагами, педалями).

Для умственных работ (конструктор, дизайнер, юрист, экономист) характеризующихся малой подвижностью и продолжительным пребыванием в вынужденном статическом положении, необходимо развитие выносливости мышц туловища, спины, испытывающих большое напряжения во время малоподвижной работы.

Для профессиональной деятельности некоторых специальностей (портной, повар, стенографист) требуется выполнение манипуляций с небольшими предметами и инструментами, необходимы умения выполнения быстрых, точных и экономных движений, также они должны обладать ловкостью и координацией движений рук, пальцев.

В профессиях, требующих работы с людьми (работа в отношениях человек-человек – управляющий, преподаватель, ученый) основную и главную роль играют психические качества. При умственной деятельности требующей высокой концентрации и самоотдачи особенно необходимо внимание. Его можно рассматривать в трех аспектах, внимание как способность: одновременно воспринимать несколько объектов (объем внимания), выполнять несколько действий (распределение внимания), быстро переключать внимание с объекта на объект (концентрация внимания). Кроме того, требуется развитие: интуитивного мышления, которое способно быстро и вовремя исправить положение или направить его в правильном направлении, оперативная и долговременная память, стабильность в нервно-эмоциональном плане, сдержанность, невозмутимость, уравновешенность и бесстрастие.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, профессиональная деятельность современного специалиста устанавливает ему довольно высокие требования к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки почти невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который необходим для высокопроизводительной профессиональной деятельности. Практически всегда необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Решение задач ППФП для определенной профессии возможно только после разработки профессиограммы (системы признаков, которые могут описать ту или иную профессию, а также включающие в себя требования, предъявляемые этой профессией или специальностью к работнику). В ее основу включаются детальное описание условий труда, его характера и специфики.

Далее приведен пример классификационных признаков трудовой деятельности по книге «Психология» под ред. В.Н. Дружинина.

Содержание труда: Физический, умственный, оперативный, операторский, творческий.

Средства труда: ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический.

Условия труда: комфортный, экстремальный, вредный и опасный.

Организация труда: статические, динамические, монотонные, индивидуальные, коллективные.

Требования к субъекту труда: уровень способностей, профессиональное образование, профессиональный опыт, состояние здоровья, физическое развитие

Определенные задачи ППФП студентов определяются спецификой их будущей работы и состоят в том, чтобы:

·     вырабатывать необходимые практические знания;

·     овладевать прикладными умениями и навыками;

·     развивать практические психофизические качества;

·     развивать прикладные специальные качества.

Прикладные знания – это знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Студент приобретает знания необходимые для дальнейшей работы на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время бесед и методических установок на учебно-практических занятиях, посредством самостоятельного изучения литературы по данной теме.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в повседневной жизни и во время профессиональной деятельности. Они развиваются в процессе активных занятий физической культурой и спортом. Основная роль в этом принадлежит видам спорта, направленным на практическое применение: альпинизму, автомотоспорту, воднолыжный спорт и др.

Прикладные физические качества – скорость, сила, выносливость, гибкость и ловкость – это физические качества необходимые не во всех, но во многих видах профессиональной деятельности. Предварительное развитие необходимых практических физических качеств в процессе физического воспитания до требуемого уровня определенной профессии и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут развиваться и на учебно-практических занятиях, и самостоятельно. При этом на этих занятиях создаются условия, которые способствуют проявлению таких волевых качеств, как настойчивости, решительности, смелости, выдержки, самообладании, самодисциплины.

Прикладные специальные качества – это возможность организма сопротивляться специфическим воздействиям окружающей среды (холода и жары, гипоксии.). Они могут развиваться путем закаливания, дозированной тепловой тренировки,

Средства ППФП – это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но которые подобраны с учетом задач профессиональной подготовки специалистов.

К средствам ППФП относятся:

·       прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

·       практические виды спорта;

·       естественные природные условия и гигиенические факторы;

·       вспомогательные средства.

Прикладные физические упражнения и отдельные части различных видов спорта, которые нужны для формирования и развития одного или нескольких физический качеств

Практические виды спорта напрямую решают задачи ППФП для отдельных профессий. Например, для работников полиции необходимо знание рукопашного боя это и является профессионально прикладной подготовкой.

Естественные силы природы и гигиенические факторы. К ним относится условия в которых происходит работа (например в пустыне при жаре или на морозе, а также гигиенические условия в которых находятся рабочие.

Вспомогательные средства ППФП – это специальные средства способные создавать модели условий и характера труда. Они должны быть способны расширять диапазон физических навыков и давать возможность быстро осваивать профессиональную деятельность.

Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП

По мнению физиологов и педагогов, все составляющие трудового акта (мышечная сила, выносливость, быстрота, координация, различные виды внимания, реакция выбора и др. психофизические качества) можно натренировать. Т.к., психофизиологические основы труда и спорта едины, то можно использовать механизмы тренировки и адаптации, разработанные в спорте для подготовки к трудовой деятельности. Т.е., путем сочетания различных упражнений, элементов или целостных видов спорта направлено готовить человека к предстоящей профессиональной деятельности. Такое моделирование проводится на основе изучения целого ряда факторов, основными из которых являются:

· формы (виды) труда специалистов данного профиля;

· условия и характер их труда;

· режим труда и отдыха;

· специфичность постепенного развития работоспособности в процессе труда и особенности их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы труда. Основными видами труда является умственный и физический труд. Однако часто встречается случаи смешенной формы труда.

Условия труда характеризуют по критериям:

1.  Микроклиматические (это место где работает человек).

2.  Поза, в которой человек вынужден находиться большой промежуток времени на работе.

3.  Зона рабочего места (место которое выделено одному работнику для работы).

4.  Воздействие вредных веществ.

Характер труда – физическая и эмоциональная нагрузка во время работы.

Соблюдение режимов труда и отдыха.

Заключение

Подводя итого, еще раз подчеркнем важность развития профессиональной прикладной физической подготовки для деятельности студента, как будущего опытного специалиста в своем деле.

 

Список литературы:
1. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка; Феникс – Москва, 2010 – 256 c.
2. Кабачков В.А., Полиевский С.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка; – М.: Высшая школа – Москва, 2010. – 176 c.
3. Нагибина И. М., Москалев В. А., Полушкина Н. А., Рудин В. Л. Прикладная физическая оптика; Высшая школа – Москва, 2012. – 568 c.