Компоненты системы экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Компоненты системы экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования
Ключевые слова: экологическое образование, система экологического образования, компоненты системы экологического образования.
В педагогической лексике довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Но при использовании этого термина часто теряется верный изначальный смысл понятия. Т.А. Ильина дает следующее определение понятия «система»: это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [3].
Педагогическая система находится под постоянным контролем общества, так как является частью этой социальной системы.
В связи с тем, что взаимодействие по линии метапредметной связи проходит избирательно, то преобразование педагогической системы, перестройка и адаптация располагаются в прямой зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества. В рамках экологического образования происходит процесс формирования экологической компетентности личности,но этот процесс обретает социально-культурную направленность, так как разрабатывается на основе экологического сознания личности. Таким образом, формируется и развивается экологическая культура человечества.
Важным является то, что именно этот механизм показывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы. Благодаря ему в принятии управленческих решений в сфере народного образования можно избежать множества ошибок на различных уровнях. [2].
Среди исследователей нет единства мнений в вопросе о компонентном составе педагогических систем.
Это можно объяснить тем, что выбор таких компонентов складывается в ходе долгой педагогической и творческой деятельности и может иметь множество вариаций.
Но педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс.
Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Можно сказать, что она возникает и действует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Осуществление целей, которые задаются обществом – вот главная функция педагогической системы.
Теоретическим условием формирования системы экологического образования студентов выступают следующие дидактические закономерности:
- единство структурных элементов системы экологического образования;
- функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования;
- единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования.
Система экологического образования включает следующие компоненты:
- экологическое обучение;
- экологическое воспитание;
- экологическое просвещение.
В последнее время, особенно в связи с введением ФГОС, возросло внимание к системно-деятельностному подходу в образовании. Обратимся к определению: «Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [4].
Экологическое образование в колледже представляет собой особый вид образовательной деятельности, отличающийся от других ступеней экологического образования.
С позиций системно-деятельностного подхода экологическое образование в колледже побуждается необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных мер, норм и правил природопользования.
Компоненты системы экологического образования в средних учебных заведениях могут быть разными и отличаться друг от друга.
Но все они должны обладать важными свойствами: системностью и целостностью.
Могут быть представлены следующие компоненты, отвечающие этим требованиям: социально-целевой компонент– это внутренне представленный, предвосхищенный в мышлении результат деятельности субъектов экологического образования в колледже, на который преднамеренно направлен учебно-воспитательный процесс; содержательно-структурный компонент характеризует содержание и структуру экологического образование в колле-дже; проектировочно-организационный компонент включает планирование обучения, организацию аудиторной и внеаудиторной работы, практико-ориентированной деятельности экологической направленности.; процессуально-деятельностный компонент; предполагает максимальное использование ресурсов информационного, материального и методического обеспечения, нацеленное на достижение результатов учебной деятельности, оценочно–результативный компонент отражает эффективность осуществляемой деятельности.
Экологическое образование в учреждениях среднего профессионального образования является полноценной системой, где педагогический процесс представляет собой обучение и воспитание студентов, целью которых является изучение новых процессов и явлений, происходящих на Земле, о видах природопользования; ознакомление обучающихся с новых социально-экологическими проектами, сберегающими среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде, опытом гуманного взаимодействия с окружающей средой: бережного отношения, любви, созерцания и самопожертвования. [1].