Статья:

Компоненты системы экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Фомин П.В. Компоненты системы экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 12.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Компоненты системы экологического образования в учреждениях среднего профессионального образования

Фомин Павел Владимирович
магистрант ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», РФ, г. Благовещенск
Коломеец Оксана Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», РФ, г. Благовещенск

 

Ключевые слова: экологическое образование, система экологического образования, компоненты системы экологического образования.

 

В педагогической лексике довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Но при использовании этого термина часто теряется верный изначальный смысл понятия. Т.А. Ильина дает следующее определение понятия «система»: это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [3].

Педагогическая система находится под постоянным контролем общества, так как является частью этой социальной системы.

В связи с тем, что взаимодействие по линии метапредметной связи проходит избирательно, то преобразование педагогической системы, перестройка и адаптация располагаются в прямой зависимости от того, на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества. В рамках экологического образования происходит процесс формирования экологической компетентности личности,но этот процесс обретает социально-культурную направленность, так как разрабатывается на основе экологического сознания личности. Таким образом, формируется и развивается экологическая культура человечества.

Важным является то, что именно этот механизм показывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы. Благодаря ему в принятии управленческих решений в сфере народного образования можно избежать множества ошибок на различных уровнях. [2].

Среди исследователей нет единства мнений в вопросе о компонентном составе педагогических систем.

Это можно объяснить тем, что выбор таких компонентов складывается в ходе долгой педагогической и творческой деятельности и может иметь множество вариаций.

Но педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс.

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Можно сказать, что она возникает и действует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Осуществление целей, которые задаются обществом – вот главная функция педагогической системы.

Теоретическим условием формирования системы экологического образования студентов выступают следующие дидактические закономерности:

- единство структурных элементов системы экологического образования;

- функциональная зависимость содержания от целей и задач экологического образования;

- единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования.

Система экологического образования включает следующие компоненты:

- экологическое обучение;

- экологическое воспитание;

- экологическое просвещение.

В последнее время, особенно в связи с введением ФГОС, возросло внимание к системно-деятельностному подходу в образовании. Обратимся к определению: «Деятельность – это специфическая форма отношений к окружающему миру... включает в себя цель, средства, результат и сам процесс» [4].

Экологическое образование в колледже представляет собой особый вид образовательной деятельности, отличающийся от других ступеней экологического образования.

С позиций системно-деятельностного подхода экологическое образование в колледже побуждается необходимостью решения социально-экологических проблем, выступающей важнейшим условием дальнейшего устойчивого развития общества, направленной на подготовку специалистов, способных в рамках избранной профессии устанавливать гармоничные отношения с природной средой на основе исторически и пространственно обусловленных мер, норм и правил природопользования.

Компоненты системы экологического образования в средних учебных заведениях могут быть разными и отличаться друг от друга.

Но все они должны обладать важными свойствами: системностью и целостностью.

Могут быть представлены следующие компоненты, отвечающие этим требованиям: социально-целевой компонент– это внутренне представленный, предвосхищенный в мышлении результат деятельности субъектов экологического образования в колледже, на который преднамеренно направлен учебно-воспитательный процесс; содержательно-структурный компонент характеризует содержание и структуру экологического образование в колле-дже; проектировочно-организационный компонент включает планирование обучения, организацию аудиторной и внеаудиторной работы, практико-ориентированной деятельности экологической направленности.; процессуально-деятельностный компонент; предполагает максимальное использование ресурсов информационного, материального и методического обеспечения, нацеленное на достижение результатов учебной деятельности, оценочно–результативный компонент отражает эффективность осуществляемой деятельности.

Экологическое образование в учреждениях среднего профессионального образования является полноценной системой, где педагогический процесс представляет собой обучение и воспитание студентов, целью которых является изучение новых процессов и явлений, происходящих на Земле, о видах природопользования; ознакомление обучающихся с новых социально-экологическими проектами, сберегающими среду жизни для настоящих и будущих поколений; овладение опытом творческой (созидательной) деятельности в окружающей среде, опытом гуманного взаимодействия с окружающей средой: бережного отношения, любви, созерцания и самопожертвования. [1].

 

Список литературы:
1. Барышникова, Г. Б. Моделирование системы экологического образо-вания студентов направления «Педагогическое образование» // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 249-252. — URL https://moluch.ru/archive/37/2765/ (дата обращения: 22.01.2019).
2. Ильин В. С. Системно-структурный подход к организации обучения. – М : 1992. - С. 65.
3. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения  /Т. А. Ильина /  – М.:1972. - С. 16.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты URL https://fgos.ru/ (дата обращения: 14.11.2018).