Статья:

Отбор диагностических методов и инструментария для изучения одаренности школьников

Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Клочкова Е.В., Джебраилова П.О. Отбор диагностических методов и инструментария для изучения одаренности школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(18).pdf (дата обращения: 15.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 23 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отбор диагностических методов и инструментария для изучения одаренности школьников

Клочкова Елена Витальевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Джебраилова Полина Олеговна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Алексеева Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Проблема выявления одаренности и развития ее у ребенка является на сегодняшний день достаточно актуальной. Человек, наделенный талантом в той или иной сфере деятельности, интеллектуальными и творческими возможностями, способен двигать научно-технический прогресс, осваивать новые технологии, нестандартно решать повседневные практические задачи.

В различных нормативных документах задача развития одаренных детей обозначена как приоритетная. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения делается акцент на работу с одарёнными детьми, которая должна быть ориентирована на творческую, активную личность, способную проявлять себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях [8, с. 26-27].

Вслед за А.И. Савенковым мы считаем, что одаренным детям свойственно опережение своих сверстников в умственном развитии, владение выдающимися способностями в каком-либо виде деятельности. Как правило, такие школьники обладают более высоким уровнем сосредоточения и памяти, обширным словарным запасом, они используют в речи сложные предложения, могут часто задавать вопросы, умеют хорошо выразить себя, решать учебные проблемы и задачи нестандартными способами [6].

Одной из актуальных и в то же время сложных задач, связанных с развитием одарённости, является диагностика способностей, особенностей детей. В большей степени это объясняется тем, что одарённость есть сложное, многоаспектное, многогранное качество человека. Именно поэтому диагностика одаренного ребенка должна проводиться комплексно, на основе методик на выявление как его творческого и интеллектуального развития, так и личностных, мотивационных его особенностей.

Задачи диагностики детской одаренности ориентируются на следующие положения:

  1. Одаренность не равна высокому уровню интеллекта, несмотря на то, что может быть одним из ее проявлений.
  2. Важнейшей составляющей одаренности является креативность (творчество), которая позволяет ребенку реализовать свои возможности.
  3. Одаренность тесно связана с личностными особенностями ребенка: интересами, мотивами, чувствами, волевыми проявлениями и др.
  4. Для изучения одаренности наиболее целесообразным является лонгитюдный метод, способствующий выявлению динамики развития способностей ребенка [11].

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что педагогу, организующему процесс изучения детской одаренности, необходимо решить вопрос отбора критериев одарённости и методов диагностики.

Ученые выделяют 2 группы методов для изучения детской одаренности:

  1. малоформализованные: беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, контент-анализ и др., которые не относятся к экспериментальным и предполагают, что педагог обладает высоким уровнем профессионализма для выявления особенностей одаренных детей;
  2. строгоформализованные: тесты, опросники, психофизиологические методы, которые связаны с соблюдением жестких требований (стандартизация, проверка методик на валидность и т.д.), осуществлением специальной процедуры диагностики, созданием специальных условий изучения одаренности, с привлечением психолога, поскольку являются экспериментальными и помогают получить точные данные относительно уровня развития одарённого ребенка [9].

С целью апробирования одной из методик на выявление одаренности школьников мы провели диагностику учащихся 3 Б класса МОУ «Гимназия №1» и учащихся 3 Г класса МОУ «СОШ №11» г. Железногорска Курской области (всего 38 человек).

Цель диагностического исследования состояла в выявлении одаренных школьников, а также видов их одаренности с использованием «Карты одарённости», созданной на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Данная методика может быть адресована родителям и педагогам, работающим с детьми от 5 до 10 лет.

«Карта одаренности» позволяет учителю решать ряд задач. Во-первых, с ее помощью возможно выявить степень выраженности у школьника различных видов одаренности, оценить, какой именно вид является у него преобладающим (в результате получается своеобразный индивидуальный «портрет одаренности» конкретного ребенка); во-вторых, те утверждения, по которым оценивается учащийся, представляют собой программу для его последующего развития (педагог, родители могут узнать о ребенке то, чего, может быть, раньше не замечали, и соответственно на что нужно обратить особое внимание).

В ходе диагностики было выявлено, что из 38 учащихся только у троих детей можно зафиксировать выделяющиеся способности к разным видам деятельности, что позволяет говорить о наличии у них определенных видов одаренности: Максим Ф. (МОУ «СОШ №11»), Константин О. и Владислав У. (МОУ «Гимназия №1»). Результаты диагностики детей представлены на рисунках 1, 2, 3.

 

Рисунок. 1. Результаты методики «Карта одарённости» учащегося Максима Ф.

 

Рисунок. 2. «Карта одарённости» учащегося Константина О.

 

Рисунок. 3. «Карта одарённости» учащегося Владислава У.

 

Анализ рисунка 1 позволяет нам говорить о том, что у Максима Ф. наиболее ярко выражены научная, спортивная и техническая одаренность; хотя и другие позиции развиты на достаточно высоком уровне. При разработке, например, индивидуального образовательного маршрута для этого ученика следует в качестве приоритетных рассматривать направления, связанные с точными науками.

На втором рисунке видно, что ученик Константин О. является многосторонне развитым ребенком. В наибольшей степени его особые способности проявляются в спортивной, технической, музыкальной, интеллектуальной, научной и лидерской сферах. Чтобы выявить доминантную сферу, потребуется проведение дополнительных исследований видов одаренности для этого ученика. При проектировании индивидуального образовательного маршрута, необходимо будет учитывать основной вид одаренности Константина, при этом можно развивать любую из выявленных по методике «Карта одаренности».

У Владислава У., исходя из рисунка 3, наблюдается художественно-изобразительная и научная одарённость, которые серьезно преобладают над остальными видами. В основе индивидуального образовательного маршрута для этого ребенка будет художественное, творческое развитие.

Необходимо отметить, что для подтверждения наличия у ребенка одаренности, определения ее вида потребуется применение комплекса диагностических методов, с помощью которых возможно получить объективную, достоверную информацию. Важно помнить, что раннее выявление одаренных школьников, их обучение, воспитание составляет одну из актуальных задач, стоящих сегодня перед учителем. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом с их стороны внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, а значит, требуют сопровождения со стороны педагогов, психологов, родителей.

 

Список литературы:
1. Андреева Н.Ю. Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса / Н.Ю. Андреева // Научно-теоретический журнал. – 2011. - Выпуск 3(8). - С. 104-108.
2. Гусева Е.И., Мигович О.И., Тихомирова Л.Ф., Хитрова Г.В. Диагностика одаренных детей / Е.И. Гусева, О.И. Мигович, Л.Ф. Тихомирова, Г.В. Хитрова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 4. - С. 13-19.
3. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М.А. Лемешевская // Одаренный ребенок. – 2011. - № 1. - С. 58-67.
4. Панов В.И. Одаренность как проблема современного образования / В.И. Панов. – Самара, 2007.
5. Пуляева Л.В. Работа с одаренными детьми в начальной школе / Л.В. Пуляева // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. – 2011. – №3. – С. 25–26. 
6. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учеб. пособие / А.И. Савенков. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
7. Третьякова Н. Как мы работаем с одаренными детьми / Н. Третьякова // Учитель. – 2011. – № 5. - С. 19-22. 
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 
[https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf]
9. [электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/125/34511/
10. [электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/vidy-odarennosti-detey-i-kriterii-ee-vyyavleniya
11. [электронный ресурс] https://infourok.ru/material.html?mid=99472