Статья:

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ

Конференция: CCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Лунегова И.С. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(209). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(209).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ДИСТАНЦИОННОЙ КОМАНДНОЙ РАБОТЕ

Лунегова Инга Сергеевна
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о роли дистанционной командной работы в совершенствовании профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей. Описывается процесс подготовки студентов педагогического вуза к командной дистанционной работе.

 

Ключевые слова: командная дистанционная работа, компоненты профессиональной подготовки будущих учителей.

 

Педагогический процесс во все времена являлся видом человеческой деятельности, без которого невозможно существование и развитие общества. Известно, что выполнение многих профессиональных задач, в том числе и педагогических, требует от человека определенных нравственно-психологических качеств и включения его в определенные нравственные отношения. В современном обществе, актуальной тенденцией является информатизация образования. Информатизация обеспечивает широкий доступ к достоверным и свежим данным, а также к средствам, позволяющим их обрабатывать, хранить и передавать. Именно передача информации является основной задачей педагогической деятельности. Современная система образования неотрывно связана с активным применением новых информационно-коммуникативных технологий, поскольку они обеспечивают качественно иные возможности образовательного процесса. [1]

Не маловажным фактором, который влияет на профессиональную подготовку педагога, является успешный навык дистанционной работы. Особенно если она происходит в команде. По большому счету, задачи дистанционного обучения сводятся к тому, чтобы повысить качества индивидуальных учебных достижений студентов, они должны уметь самостоятельно контролировать результаты своей образовательной деятельности и проводить самооценку своих достижений. Участие студентов в дистанционной командной работе формирует основу для последующей реализации дистанционного обучения будущими учителями в работе с учащимися. На данный момент вузы активно используют в своей деятельности дистанционные профессионально-ориентированные олимпиады и конкурсы для студентов [2]. Для успешного осуществления дистанционной командной работы потребуется определенная подготовка студентов.

На начальном этапе подготовки у студентов должно сложиться понимание, что команда – это совокупность участников, которые объединены общей целью. Студенты должны четко понимать плюсы и минусы командной работы. Каждый член команды выполняет определенную функцию в установленные сроки, но итоговый общий результат зависит от сплоченности команды и слаженности действий всех её участников. [3] Каждый участник, работая в группе, осуществляет выполнение индивидуальных обязанностей, обмениваясь информацией и опытом. Общая цель и групповая ответственность за результат преобразует участников группы в членов команды. Лидеру команды важно следить за ходом выполнения работы и уметь делегировать полномочия членам команды в соответствии с их индивидуальными способностями.

Вторым этапом подготовки студентов к дистанционной командной работе является деятельностный этап. На данном этапе происходит адаптация участников к совместной деятельности. Однако в ходе выполнения работы могут возникать конфликты или борьба за лидерство [4]. Задачами преподавателя на этом этапе являются сохранение дисциплины и повышение уровня мотивации, а также управление конфликтами. Постепенно происходит объединение участников, целью которого служит получение итогового результата. Обязательным элементом командной работы на деятельностном этапе является подготовка презентации проекта, с помощью которой группа в наглядной форме представляет результаты своего труда и формулирует выводы.

На последнем этапе подготовки оценивается полученный результат. При этом необходимо учесть, что отрицательный результат тоже является результатом, и ответственность за него лежит на всех участниках команды. Иногда ситуация осложняется тем, что каждый студент внес различный вклад в итоговый результат, взяв на себя больший объем работы. В таком случае задачей становится акцентирование внимания на коллективном характере выполненной работы и грамотном распределении ролей. Очень важно на этом этапе обсудить состав команды и добиться понимания значимости каждого члена команды [5].

Во время реализации каждого этапа подготовки студентов к дистанционной командной работе, в качестве дидактических средств целесообразно применение on-line сервисов. Использование сервисов является удобной формой коммуникации, что может способствовать согласованности действий всех участников и сплоченности команды. Возможность наглядного распределения задач и отслеживание статуса каждой задачи всеми членами команды приводят к осознанию общей цели, принятию ответственности за выполнение каждым членом команды.

Групповая дистанционная работа также помогает повысить мотивацию и общаться на расстоянии. Так же происходит эффект передачи знаний — то, чему студент научился, работая в группе, он потом может с легкостью выполнить индивидуально. [7]

Подводя итог вышесказанному, следует вывод что, обучение студентов дистанционной работе в команде представляет огромный интерес в реалиях современного общества. Обучаясь в сотрудничестве, студенты получают возможность в соответствии с индивидуальным потенциалом и способностями, достигать высоких результатов в различных областях знаний, осмысливать получаемую информацию, в результате чего у них сформировывается собственная аргументированная точка зрения на многие жизненные проблемы и вопросы в педагогической работе. [6]

Такие термины как групповая работа, командная работа, совместная работа, как правило, используются как синонимы. В целом, групповая работа — это общее понятие, которое ведет ко множеству методов и техник, с помощью которых можно организовать работу учащихся и управлять ею. Ведь помимо вопросов технического оснащения, существуют проблемы освоения учениками образовательных сайтов и порталов, и зачастую учителю приходится выполнять роль тьютора, который координирует обучение, посещаемость и успеваемость. Современные IT-технологии предоставляют целый перечень инструментов для коммуникаций преподавателей с учениками не только в учебное время, но и за стенами учебного заведения. Успешно освоив навык дистанционной работы в команде, студенты педагогических специальностей смогут применить его в собственной педагогической деятельности. Дистанционное образование является адекватной и приемлемой формой обучения, поэтому так важно для педагогических вузов вложить в студентов необходимые знания и умения для его организации.

В условиях нарастания скорости обновления профессиональных знаний и навыков, автоматизации процесса производства и смены технологического уклада для расширения возможностей трудоустройства и самореализации личности будущего педагога важна система выстраивания индивидуального профиля профессионального развития. Это означает необходимость постоянного совершенствования системы дистанционного обучения в системе высшего образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, развитие механизмов поддержки персональной траектории профессионального развития, направленной на актуализацию профессиональных компетенций.

 

Список литературы:
1. Буденкова Е.А. К вопросу о формировании общекультурных компетенций студентов-бакалавров средствами электронного обучения в вузе: теоретические и практические аспекты: учебник / Е.А. Буденкова. В 4 т. – М.: Мир науки, 2016. – 41 с. 
2. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие /. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. – 30 с.
3. Кучер О.Н. Варианты включения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в учебный процесс вуза / О.Н. Кучер // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №5. – 311 с.
4. Терегулов Д.Ф., Бужинская Н.В., Васева Е.С. Особенности управления командной работой студентов в условиях дистанционного обучения с использованием платформы Moodle. Информатика и образование? 2021; [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.32517/0234-0453-2021-36-3-4-10
5. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).