Статья:

Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Толекова Н.М., Нагуманова Д.Р. Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 374 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение дидактической игры на уроках математики в начальной школе, как средство повышения познавательной активности учащихся

Толекова Наригуль Муратовна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Нагуманова Джамиля Раильевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В данной статье рассматриваются особенности дидактических игр, их применение на уроке математики в начальных классах, как средство повышения познавательной активности учащихся. Авторами отметается неоценимая помощь дидактических игр в учебном и воспитательном процессе, которые вызывают неподдельный интерес у младших школьников к обучению.

В современном мире одними из важнейших задач учителя начальных классов является повышение интереса детей к обучению, введение в учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие личностно-мотивационных сфер ребёнка, его способностей и умений, а так же стимулирование познавательной деятельности учащихся.

Ведь первые годы обучения в школе являются самыми трудными для детей, и, как правило, урок математики становится не любимым предметом. Для решения данной проблемы необходимо внедрение в учебный процесс дидактических игр, как эффективного средства повышения познавательной активности младших школьников и побуждения у них живого интереса к математике.

Дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания учащихся, обладающий образовательной, развивающей воспитывающей функциями. Данный вид деятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным. Он является важным средством воспитания активности детей, вызывает у них большой интерес к познавательному процессу. Игра помогает сделать любой учебный процесс живым и увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры применяются только при тесной связи с темой урока. В то же время они могут быть проведены на любом этапе и любом типе урока. Например, игра может использоваться при объяснении нового материала, при этом сопровождаясь необходимыми действиями учащихся с группой рисунков и предметов. На уроках закрепления материала игры применяют на воспроизведение вычислительных действий, приёмов. Играя, дети непроизвольно совершенствуют свой уровень математических знаний, закрепляют его.

Дидактические игры сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока. Каждая игра помогает решить определённые задачи:

·     развить умственные способности младшего школьника;

·     вызвать интерес к уроку;

·     воспитать черты личности, сформировать какие-либо умения;

·     научить самостоятельно, приобретать знания [2, c. 39].

В ходе игр дети приобретают умение вести поиск решения самостоятельно. Например, в процессе обучения математике школьников нестандартная задача, выступает в роли проблемной. Здесь поиск хода решений представлен, высказыванием своих гипотез, их проверкой, нахождением способов доказательства верного решения. Такое развитие нестандартных задач, способствует формированию и совершенствованию умственных способностей учащихся, их познавательной активности. В свою очередь, умение догадываться о решении, поисковые действия практического и мыслительного характера, свидетельствуют о глубине понимания задачи, проявление интереса к ней.

Использование на уроках математики дидактических игр позволяет моделировать творческий процесс, создавать микроклимат в классе, способствующий появлению возможностей для расширения кругозора, познавательной деятельности, формирования творческих умений. С помощью игры, дети не воспринимают урок, как нечто обязательное. Они не замечают, что «учатся»: узнают что-то новое, пополняют запас понятий, развивают своё воображение, при этом учащиеся прилагают все свои усилия. Следовательно, игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, вызывает у них положительные эмоции.

На уроках математики в начальной школе дидактические игры могут реализовываться в групповой и парной работе учащихся. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения заданий, при этом формируя самоконтроль и самооценку детей, через использования взаимоконтроля.

Ярким примером групповой дидактической игры, проводимой на уроках математики для младших школьников, служит игра «математическая рыбалка». Её целью является закрепление приёмов сложения и вычитания, умножения и деления. Суть игры заключается в «ловли» рыбок, на обратной стороне которых записаны примеры. Прочитав задание, ребята приступают к его решению, а затем совместно находят ответ и показывают карточку с правильной цифрой учителю. Командной игрой является «математическая эстафета», при которой класс делится на три команды. Их задача в том, чтобы правильно и быстро решить пример и передать эстафету члену команды. В ходе игры, у детей вырабатывается навык быстрого счёта, при этом появляется командный дух, что способствует улучшению межличностных отношений среди учащихся [1, c. 36].

Дидактические игры оживляют учебный процесс, делают его более увлекательным для учащихся, при этом стимулируют общение между учениками и преподавателем. Благодаря их использованию на уроках математики в начальной школе можно проверить навыки младших школьников выполнять математические действия, анализировать, сравнивать и т.д. Так, игра «Укажите различия» способствует развитию аргументации по аналогии, одной из основ математики. Такие математические загадки, как шарады учат разносторонне мыслить.

Таким образом, дидактические игры играют важную роль в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. С помощью таких игр удаётся сосредоточить внимание и привлечь интерес у учащихся. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому уроку математики, что является необходимым условием для успешного обучения. Игровая деятельность обеспечивает развитие личностных качеств детей, их способностей и навыков. Следовательно, игра и учение представляется как единый процесс, направленный на повышение познавательной активности детей.

 

Список литературы:
1. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с. 
2. Попова В.И. Игра помогает учиться / В.И. Попова //Начальная школа. – 2013. – №2. – С. 39.