ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ С ОВЗ
Конференция: CCLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ С ОВЗ
В современном обществе важным аспектом развития детей является формирование у них навыков взаимодействия со сверстниками, особенно у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие со сверстниками играет ключевую роль в социализации детей и формировании их личностных качеств. Поэтому, важно изучение различных форм и методов, способствующих успешному взаимодействию младших школьников с ОВЗ друг с другом.
Исследования показывают, что использование различных игровых техник, тренингов по коммуникации, а также индивидуальная работа с каждым ребенком способствуют эффективному формированию навыков взаимодействия. Важно также учитывать особенности каждого ребенка с ОВЗ и создавать условия для их полноценного участия в жизни коллектива. Данная статья представляет обзор существующих форм и методов формирования навыков взаимодействия у младших школьников со сверстниками с ОВЗ на основе актуальной научной литературы. Особенности взаимодействия младших школьников со сверстниками с ОВЗ заключаются в необходимости создания специальных форм и методов обучения. Одним из подходов является использование игровых ситуаций, которые помогают детям развивать навыки коммуникации и взаимодействия. Другим методом является работа в малых группах, где каждый ребенок имеет возможность активно участвовать и выражать свои мысли и чувства. Такие методы способствуют развитию социальной адаптации и взаимодействия у детей с ОВЗ. Роль формирования навыков общения в интеграции детей с ОВЗ заключается в создании уважительной и дружественной атмосферы на уроках и во внеклассной деятельности. Один из методов - использование игровых ситуаций, где дети могут учиться эмпатии и взаимопониманию. Другой метод - организация совместных проектов и мероприятий, где ученики учатся сотрудничать и уважать мнения друг друга. Важно также включать в учебный процесс обучение навыкам слушания и выражения собственных мыслей.
Для формирования навыков взаимодействия со сверстниками с ОВЗ у младших школьников используются различные методы, в том числе методы развития эмпатии. Один из подходов - использование игровых ситуаций, где дети могут вживаться в роль других и понимать их чувства. Также эффективным является метод обучения через моделирование социальных взаимодействий и обсуждение эмоций и чувств. Особое внимание уделяется развитию навыков реагирования на эмоциональные состояния сверстников. Для формирования у младших школьников навыков взаимодействия со сверстниками с ОВЗ, важно создать безбарьерную среду, где каждый ребёнок будет чувствовать себя комфортно и принятым. Важными методами являются проведение совместных занятий, игр и проектов, где дети с ОВЗ могут активно участвовать. Также полезно организовывать тренинги по коммуникации и взаимодействию для всех учеников. Взаимодействие под патронажем учителя способствует развитию навыков эмпатии и толерантности у всех детей в классе.
Практические подходы к развитию навыков взаимодействия у младших школьников с ОВЗ включают использование игровых методик, индивидуальных и групповых занятий, моделирование социальных ситуаций, особое внимание к навыкам эмпатии и эмоционального контроля. Задача воспитателя – создать атмосферу взаимопонимания и поддержки, помочь ребенку учиться находить общий язык и эффективно взаимодействовать со сверстниками.