Статья:

Роль педагога в правовом воспитании обучающихся в общеобразовательной организации

Конференция: LVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Винникова Е.А. Роль педагога в правовом воспитании обучающихся в общеобразовательной организации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(56). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(56).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль педагога в правовом воспитании обучающихся в общеобразовательной организации

Винникова Елена Анатольевна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Башманова Елена Леонидовна
научный руководитель, профессор, д-р пед. наук, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

В нашем современном мире роль педагога очень велика. Именно к нему в первую очередь прислушиваются ученики. Поэтому формирование правового воспитания нужно начинать со школьной скамьи. Формирование правового воспитания школьника нужно для того, чтобы уберечь его от правонарушений, которые он может совершить по незнанию. Прежде всего, на плечи классного руководителя ложится эта сложная задача - воспитать в подростке гражданственность, патриотизм, объяснить такие понятия как, право и обязанность.

Тема правового воспитания, правового просвещения, правовой культуры - это одна из важнейших в обучении школьников. Уровень правового знания у подростков находится на низком уровне. И это упущение не самого подростка, а родителей и педагогов.

Для того чтобы школьник смог в полной мере узнать и изучить права и свободы человека и гражданина, понадобится взаимодействие учебного заведения и родителей, «в условиях семейного и школьного воспитания ребенок усваивает привычки правопослушного ( согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также навыки социальной деятельности» [4, С.210]. В школе ученик  должен получать квалифицированные знания, а дома родители должны закреплять с ним эти знания.

Проблемами правового нигилизма в нашей стране занимаются давно. Депутат Государственной Думы Ольга Окунева говорила, что «динамичное обновление законодательства выдвигает на передний план задачу повышения правового просвещения, правовой информированности граждан» [2]. Омбудсмен Москалькова Т.Н. предлагает ввести в школах учебный курс «Права человека», который бы помогал более углубленно изучать права и свободы человека и гражданина. В рамках других предметов, понятия права, правонарушение, закон - изучается не в полном объеме. В связи с этим полного представления и понимания ученик не получает. Её инициатива нашла поддержку у президента Российской Федерации В.В. Путина.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин считает, что прививать правовую культуру нужно с самого детства : "Я думаю, что начинать нужно с детского сада, и это обоснованно. Нужно использовать соответствующие средства, методы работы с детьми, прививать правовую культуру так же, как в детских садах учат элементарной грамоте, начинают приобщать к культуре" [3].

Ведь именно с дошкольного возраста формируются понятия о добре и зле, о плохом и хорошем. Если мы хотим в будущем видеть законопослушных граждан, которые соблюдают свои права и обязанности, то начинать нужно с дошкольного возраста.

В более осознанном возрасте, роль воспитателя заменяет общеобразовательное учреждение. Именно здесь продолжается формирование личности, его правовые установки, патриотизм. Общеобразовательное учреждение расширяет понятие школьника относительно его законных прав, обязанностей и запрета на нарушение им чужих прав и свобод. Правовое воспитание является педагогической помощью подростку при формировании его правового кругозора и правовых знаний и является средством профилактики правонарушений.

В современном мире у подростка три «воспитателя»: семья, улица, школа. Первый «воспитатель» - семья, не может полноценно по разным причинам научить и рассказать ребенку о его правах, обязанностях, второй «воспитатель»- улица, учит ребенка в извращенной, неправильной форме, то третий «воспитатель»- школа, должна исправить ошибки  семьи и улицы и закрыть пробелы в знаниях ученика. Всегда проще научить, чем переучивать.

Часто можно увидеть, что в общеобразовательных учреждениях не ведется никакой правовой пропаганды или эта пропаганда бывает один раз за учебный год, что тоже очень мало. По нашему мнению, это связано с низкой правовой грамотностью педагогов. Для плодотворного правового просвещения необходимо готовить и обучать педагогов. Приглашать юристов, представителей ПДН, чтобы они в более понятной форме излагали педагогам основы защиты прав и ответственность за их нарушение. В помощь педагогам школа должна предоставлять школьного психолога. Школьный психолог может раскрыть в ученике сильные и слабые стороны, его страх и переживания, составить его психологическую характеристику. 

Для плодотворной работы, педагог в своей работе по правовому воспитанию, должен учитывать возраст ученика, его психологическую характеристику, то есть искать подход к каждому ученику. 

К такой работе администрация общеобразовательных учреждений должна призывать в первую очередь классных руководителей. Классный руководитель, как никто другой, знает о ребенке и его семье все. Ученик в нем видит защиту и опору. Ведь роль учителя для ученика огромна. Учитель-это своеобразный мост между личностью ученика, семьей и обществом.

Подростковый возраст или как его еще называют, переходный возраст самый трудный и важный из всех периодов взросления.

В этот период происходит становление личности от ребенка к взрослому человеку.

Грамотный и внимательный педагог всегда заметит изменения в ребенке и предпримет первые меры. Именно в это время подросток может совершить правонарушения и противоправные действия из-за отсутствия поддержки и незнания прав и обязанностей. Начинается такой период, где роль учителя в жизни подростка незаменима, потому что ребенок большую часть своей жизни проводит в стенах общеобразовательной организации. Только учитель может вовремя заметить изменения в ребенке, в его характере, поведении. Очень часто подросток не хочет идти на контакт с родителями, а с учителем ему найти контакт проще. Педагог может найти путь к сердцу ребенка через беседы, через интерес к его успехам. Он может в ненавязчивой форме объяснить ребенку, что такое нарушение закона, к чему могут вести противозаконные действия.

Можно сделать вывод, что учитель для ученика является духовным наставником, помогает ему развивать его внутренние качества, воспитывать личность и заниматься саморазвитием.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег писал, «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворённый метод обучения, само воплощение принципа воспитания» [1].

 

Список литературы:
1. А. Дистервег Избранные педагогические сочинения. сост., В.А. Ротенберг, общ. ред. Е.Н. Медынского.- М.: Учпедгиз, 1956. С 304.
2. В России могут создать общегосударственную систему правового просвещения.- [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: https://news.rambler.ru/politics/36896955/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (Дата обращения 20.07.2019)
3. Путин призывает с детства прививать правовую культуру.- [Электронный ресурс]- Режим доступа.- URL: https://ria.ru/20080214/99217469.html  (Дата обращения 25.07.2019)
4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003. 528 с.