Статья:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Эмираметова Н.А. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(49).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРЫ

Эмираметова Наджие Айдеровна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Бобрик Юрий Валерьевич
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

METHODS AND TECHNIQUES OF CORRECTION OF HYPERACTIVITY OF PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF GAMES

 

Nadzhie Emirametova

Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

Yuri Bobrik

Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

 

Аннотация. Гиперактивность как психолого-педагогическая проблема в настоящее время до конца не разработана. Это касается как теоретической ее части, так и практической. Знание о своевременной помощи детям с СДВГ помогает облегчить симптоматику и улучшить качество жизни дошкольнику с ЗПР.   Коррекция гиперактивности у дошкольников с ЗПР средствами игры, сочетает в себе определенные методы и приемы. Знание этих методов и приемов помогают педагогу построить правильный коррекционно развивающий маршрут для преодоления СДВГ.

Abstract. Hyperactivity as a psychological and pedagogical problem is currently not fully developed. This applies both to its theoretical part and to its practical part. Knowing about timely care for children with ADHD helps to alleviate symptoms and improve the quality of life of a preschooler with a PO.   Correction of hyperactivity in preschoolers with ZPR by means of games, combines certain methods and techniques. Knowledge of these methods and techniques helps the teacher to build the right correctional and developmental route to overcome ADHD.

 

Ключевые слова: гиперактивность, ЗПР, СДВГ, методы, приемы, игра, средства, обучение, воспитание, коррекция, педагог.

Keywords: hyperactivity, ZPR, ADHD, methods, techniques, game, means, training, education, correction, teacher.

 

Гиперактивность или СДВГ впервые как феномен стал известен около 150 лет назад. Хоффман являясь немецким врачом, описал ребенка, имеющего чрезмерную активность поведения. Данная проблематика на протяжении многих лет волновала специалистов разных кругов деятельности, а к началу XX века вызвала уже действительно серьезную тревогу [1, c. 222].

В 1902 году в свет выходит статья описывающая поведение детей, которое выходит за рамки дозволенного. Такая тенденция, стала наблюдаться после эпидемии энцефалита Экономо. В связи с этим ученые многих стран стали пристально изучать влияние эпидемии на поведение и функции головного мозга детей. Это и стало отправной точкой в изучении нозологии данного недуга. Начиная с тех времен, было сделано множество попыток  объяснить симптоматику, причину и способы коррекции СДВГ.  В 1938 году была впервые предпринята попытка, объяснить причину возникающих проблем, связывая ее с органическим поражением головного мозга детей. Доктор Левин, объяснивший данную причину, подчеркивал, что легкие формы в этом случае встречаются у детей, родители которых  проявляли в отношении них некорректное поведение. Так, к середине 1950х годов появляется термин  «гипердинамический синдром» и врачи все с большей уверенностью трактуют причину ранним органическим поражением головного мозга [1, c. 258].

Начиная с 1968 года на смену терминам «гиперденамический синдром» или «минимальная мозговая дисфункция» приходит еще один термин «гиперденамический синдром детского возраста» Данный термин был принят Международной классификацией болезней.

Позже на смену данным понятием стали приходит термины «синдром нарушения внимания», «синдром дефицита внимания», а затем «синдром нарушения внимания и гиперактичностью»(СНВГ), «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). В настоящее время в отечественной литературе и медицине используют именно последний термин, так как он, наиболее полно описывает всю проблематику этиологии болезни. Хотя не исключена и встреча во многих литературных источниках термина «минимальная мозговая дисфункция» [1, c. 334].

У детей с задержкой психического развития синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается в виде чрезмерной импульсивности, активности и нарушений поведения [2, c. 164].

Коррекционная работа детей ЗПР дошкольного возраста с СДВГ сводится к использованию игровых методов и приемов. Игра – особый вид деятельности, сущность которого заключается в выполнении определенных условия для достижения определенной цели. Игровые методы – это средства активизирующие деятельность учащихся. Игровые приемы – это способы совместного развития педагога и ребенка [2, c. 88].

Игра преследует выполнение следующих целей:

- Дидактические. Расширение познавательной деятельности;

- Воспитывающие. Воспитательное значение;

- Развивающие. Развитие высших психических функций;

- Социализирующие. С элементами коммуникативных навыков.

Игра как средство коррекции СДВГ у детей с ЗПР дошкольного возраста по характеру игровой методики делится на:

- Предметные:

- Сюжетные;

- Ролевые;

- Деловые;

- Имитационные;

- Игры – драматизации.

Методика проведения игры делится на следующие этапы:

1.Этап подготовки;

2. Этап проведения;

3. Этап анализа [4, c. 48].

Наиболее распространенной игрой является - дидактическая. Ее основные функции – совершенствование знаний и их закрепление. В качестве игрового метода в данном случае выступает воображаемая ситуация в развернутом виде включающая роли, игровые дидактические ситуации.

К игровым методом также относится и  чтение стихов, потешек, рассказов, рассматривание картин, инсценировки, беседа, разговор. Распространенными практическими методами игры являются упражнения, выполнение поручений, совместная деятельность воспитателя и дошкольника [3, c. 119].

Важное значение, предается  и игровым приемам: внезапное появление игрушек; приемы с просьбой произнести слово; приемы неожиданности; приемы подсказывания; приемы объяснения.

Игровые методы и приемы, по мнению Козловой С. А положительно влияют на эмоциональную, интеллектуальную деятельность детей с ЗПР имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности. Игра как средство коррекции в данном случае развивает коммуникативные навыки, корректирует чрезмерную активность и заставляет детей с СДВГ задуматься, принять верное решение, отсечь торопливость и получить за это поощрение. Ребенок с гиперактивностью, в данном случае, учится корректировать свое поведение, вливается в социум и проходит успешную интеграцию в общественную среду [2, c. 319].

Таким образом, игровые методы и приемы как средство коррекции СДВГ помогают педагогу или воспитателю выстроить правильный коррекционно-развивающий маршрут.

 

Список литературы:
1. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А. И. Захаров. - М.: Эксмо-Пресс, 2009. - 448 с.
2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416с.
3. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. – М.:НИИ семьи, 2007. – 480с.
4. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 498с.