Статья:

Проблема развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте

Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Асеева Н.А. Проблема развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(36).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте

Асеева Наталья Александровна
студент, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Развитие образной речи дошкольника является главным условием его полноценного речевого и общего психического развития, потому что язык и речь выполняют психическую функцию в развитии речевого общения и мышления, в деятельности ребенка, в формировании места в социуме.

Речь и язык - это основное средство выявления важнейших психических процессов, таких как память, восприятие, мышление и другое.

Проблема развития образной речи у детей в старшем дошкольном возрасте очень острый вопрос в ХХI веке.

В связи прогрессом в IT технологиях и появлению все большего количества электроники и умных гаджетов, которые занимают большое количество времени у нынешней молодежи, мы забываем уделять время основам нашей речи.

Самым что ни на есть азам речевой структуры.

Потому очень важно еще в раннем возрасте развивать у детей речь, что в дальнейшем позволит им правильно строить предложения, поддерживать беседу, и не просто поддерживать, а вести ее очень грамотно и приятно, что в свою очередь будет говорить о литературном развитии данного человека.

С таким человеком будет приятно общаться.

Такой человек никогда не напишет свой статус в социальной сети с ошибкой. Именно к этому и нужно стремиться.

Именно в старшем дошкольном возрасте речь ребенка достигает очень высокого уровня, появляется значительный запас слов.

У детей появляется умение контролировать свою речь

Важнейшими приемом развития выразительности речи дошкольников являются чтение художественной литературы и устного народного творчества, так же и малые формы фольклора (колыбельные песни пословицы, частушки, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Все это дает прекрасные образы русского языка, благодаря которым ребенок успешно учится родному языку.

С.Л. Рубинштейн считал, что выразительность является важным качеством речи. Развитие выразительности это длинный и своеобразный путь.

Речь дошкольников зачастую обладает яркой выразительностью, насыщена всеми стилистическими формами, которые ярко выражают эмоциональность (инверсиями-нарушениями порядка слов, итерациями-повторениями).

В своих работах С.Л. Рубинштейн показывал, что для ребенка дошкольника характерна импульсивная эмоциональность, выражающаяся в речи, отсутствие четких правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Выразительные моменты избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление.

В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей становится более устойчивой, и непроизвольная выразительность ее снижается.

Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к сознательной выразительности.

Сознательная выразительность присуща художественной речи.

Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы [1, c. 518].

Я, абсолютно, согласна с С.Л. Рубинштейном, ведь именно в детстве, когда мы еще дети мы испытываем искреннюю радость и неподдельный восторг, когда рассказываем взрослым о своих достижениях или о том, что удивило наш взор. А теперь представьте на секунду, что мы добавим к этим великолепным эмоциям грамотно построенное предложение, наполненное литературными высказываниями, словосочетаниями, выражениями.

Это будет не просто масса эмоций, это будет самый великолепный рассказ, который заворожит вас и передаст вам эмоции ребенка.

Очень важно в раннем возрасте пока дети еще находятся в сензитивном периоде формировать культуру речевого общения, обогащать красочную разговорную речь.

Эффективно в данном вопросе будет проведение литературных викторин. Задания в викторине абсолютно разные: знание произведений художественной литературы, знание пословиц и поговорок, писателей.

Так же очень эффективным будет метод проведения игр-бесед.

Например, в гости к детям могут приходить персонажи из разных сказок, с которыми дети могут общаться.

Во время такой беседы дети будут использовать образные слова и выражения, которые они слышали в конкретной сказке.

Самое главное в развитии речи – это создать такие условия для детей, в которых проявляется речевая активность.

 

Список литературы:
1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.. 1961
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 1998.