Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(149). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(149).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Крутикова Виктория Александровна
научный руководитель, учитель обществознания и права МАОУ СОШ №7 Г. К. Жукова, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные особенности единого государственного экзамена. Представлены минимальные баллы ЕГЭ в 2021-2022 учебном году. Приведена и проанализирована официальная статистика о количестве сдающих ЕГЭ по обществознанию выпускников. Даны общие рекомендации по подготовке к итоговому тестированию. Подведены итого и сделаны общие выводы.

 

Ключевые слова: ЕГЭ, ОГЭ, учебная дисциплина, КИМ.

 

На сегодняшний день никого уже не удивишь единым государственным экзаменом (далее ЕГЭ). В умах современных школьников давно сидит мысль о том, что им придется сдавать итоговый тест, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Данный способ аттестации обучающихся, конечно, пугает школьников, ведь, по факту, от теста, в котором можно допустить техническую ошибку (неправильно заполнил регистрационный бланк, сбиться с нумерации вопросов в бланке ответов №1 и т. д.), зависит дальнейшее будущее. Разумеется, есть возможность пересдачи основных предметов, необходимых для получения аттестата, через месяц, а также предметов по выбору, через год, есть возможность поступления по диплому СПО или же заочное обучение, однако, как правило, для большинства учеников провал на ЕГЭ приводит к потере мотивации к обучению.

Как показывает практика, на стадии определения тех предметов, которые придется сдавать по окончании 11 класса, многие обучающиеся выбирают именно обществознание. Этот тезис подтверждает и официальная статистика. Так, по данным Рособрнадзора, в 2020 г. ЕГЭ по обществознанию сдавало 375 тыс. человек, что составляет 48% от общего числа выпускников 11 класса на 2020 г. [1]. В 2021 г., как сообщает «РИА Новости», по популярности на 1 место вышла профильная математика, однако, количество сдающих обществознание уменьшилось незначительно, всего до 356 тыс. человек [2].

Таблица 1

 

Объяснить такую увлеченность данной учебной дисциплиной довольно просто. В частности, многие полагают, что сдать обществознание довольно просто, ввиду того, что оно во многом связано с повседневностью и бытовой жизнью школьников. К примеру, экономика, право, социология, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Однако, такая популярность не означает, что данный предмет легко сдать. Так, минимальный порог ЕГЭ по обществознанию, на 2021-2022 учебный год, составляет 42 балла, в то время, как минимальный балл по русскому языку составляет 36, по математике 27, по биологии, химии и физике 36, по истории и литературе 32, по географии 37, по информатике 40 [3]. Как можно заметить, самый популярный предмет для сдачи ЕГЭ имеет наибольший минимальный порог, что лишний раз подчеркивает необходимость полноценной и заблаговременной подготовки к данному экзамену.

Подчеркнем, что наибольшего успеха в подготовке к ЕГЭ по обществознанию можно достичь, если удастся выявить детей, ориентированных на данный предмет еще в 8-9 классах, чтобы они опробовали свои силы при сдаче ОГЭ по обществознанию. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что подавляющее большинство школьников определяются с теми предметами, которые будут сдавать, уже в 11 классе, причем довольно часто во втором полугодии, когда окончательно формируются списки сдающих ЕГЭ по тому или иному предмету.

В следствие такой действительности в современной школе, стоит осветить основные общие методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ, в том числе и по обществознанию, которые позволят ученикам сдать экзамен хотя бы на средний уровень (50-60 баллов).

Во-первых, работа на уроке должна осуществляется на высоком для детей уровне. Это подразумевает, что можно включать в работу на уроке те задания, которые не предусмотрены учебной программой. Принцип «повышенной сложности» сформулировал еще советский психолог Занков Л. В., считавший, что такой способ преподнесения материала не повышает общий уровень сложности для обучающихся, а создает условия для раскрытия духовных сил ребенка. Говоря простыми словами, такой способ ведения урока ставит школьников в сложную ситуацию, из которой они могут выйти путем привлечения своих знаний, нужно лишь «поразмышлять» (возможно, при помощи учителя). Данный принцип учит детей умению критически мыслить, что, несомненно, пригодится на ЕГЭ. Если ученик научится рассуждать, он даже из сложного вопроса, по малознакомому аспекту, сможет «выжать» максимально возможный балл, что лишний раз подчеркивает значимость подобного метода подготовки к ЕГЭ [4].

Во-вторых, необходимо научить обучающихся отвечать на конкретно прописанный в КИМе вопрос, а для этого нужно, чтобы они могли четко понимать формулировку того или иного вопроса. (в ЕГЭ по обществознанию подобные умения требуются во многих заданиях, например, в задании №5, №8-11, №18-20, №22-24). В процессе данной роботы рекомендуется использовать упражнения, суть который заключается в анализе тех или иных формулировок или вопросов, чтобы ученики смогли научиться вычленять главную мысль из текста.

В-третьих, необходимо постоянно решать различные задания и тесты. Не стоит ждать выхода последних методических пособий по предмету, которые, как правило, появляются в октябре. Для того, чтобы «набить руку» отлично подойдут тестовые задания предыдущих лет из различных учебных пособий, а также задания, составленные самим учителем.

В-четверых, большое внимание нужно уделять тем заданиям, которые вызывают у детей наибольшие затруднения (как правило, в обществознании это задания с текстами). Выявление подобных «пробелов» лежит на учителе, посредством анализа результатов проверочных работ школьников. Устранение этой проблемы возможно посредством решения проблемных заданий на уроке, с разъяснением алгоритма решения учителем.

Подводя итог, можно сделать вывод, что ЕГЭ по обществознанию в последние годы является самым популярным, но при этом минимальный порог по данной дисциплине самый высокий, что подчеркивает необходимость тщательной подготовки к данному экзамену. Основные принципы подготовки к ЕГЭ по обществознанию не сильно отличаются от общих, однако они, с наибольшей эффективности, помогают учащимся сдавать итоговый тест на усредненные балл (50-60).

 

Список литературы:
1. РБК: Рособрнадзор назвал самые популярные предметы на ЕГЭ в 2020 году. Москва, 2020. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e5644ce9a79470d89a65eb3 (дата обращения: 28.11.2021).
2. РИА Новости: Названы самые популярные предметы на ЕГЭ в 2021 году. Москва, 2021. URL: https://ria.ru/20210304/ege-1599955409.html (дата обращения: 28.11.2021).
3. ФИПИ. Москва, 2021. URL: https://fipi.ru/ (дата обращения: 28.11.2021).
4. Занков Л. В. Обучение и развитие. М., 1975. С. 52.
5. Готовимся к Единому государственному экзамену: Обществознание / под редакцией Л. Н Боголюбова. М., 2009. 127 с.
6. ЕГЭ-2011. Обществознание. ФИПИ / авторы-составители Т. Е. Лискова, О. А. Котова. М.: Астрель, 2010. 256 с.
7. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор-составитель Е. Л. Рутковская. М.: Интеллект-Центр, 2009. 127 с.
8. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г., Саплина Е. В. Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов. М., 2007. 150 с.