Педагогический ресурс дополнительного образования в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Педагогический ресурс дополнительного образования в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
Аннотация. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников является актуальной задачей педагогического процесса дополнительного образования. В статье представлены результаты диагностики школьников пути и средства стимулирования профориентационной активности.
Ключевые слова: Самоопределение, профессиональная ориентация.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников всегда стояла очень остро. Именно в школьный период мы начинаем задумываться о выборе профессии и о том какому делу посвятить свою деятельность. Кроме того, в последнее время сложилась сложная ситуация в организации и проведении практико-ориентированной работы в форме профессиональных проб, профориентационных экскурсий, образовательных маршрутов, которые являются наиболее наглядной и реальной формой погружения в профессию [4].
В школе старшеклассник сталкивается с основными формами профессиональной ориентации такие как профессиональное тестирование, тематические уроки и экскурсии, тренинги, стажировки. Однако, тем не менее школа наряду со всем выше перечисленным не имеет возможности подробно рассказать старшекласснику обо всех возможных профессиях, более углубленно рассмотреть те или иные отрасли какой-либо деятельности [2].
В старшем школьном возрасте профессиональное самоопределение начинает выступать, как важная задача личностного развития, занятия в учреждениях дополнительного образования для части обучающихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии. [1, 3]. По этой причине нами было решено определить уровень самореализации учеников 4 класса ДХШ.
В качестве диагностического инструментария были избраны: «Методика Йовайши» помогающая определить профессиональные предпочтения и «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А. А. Азбеля, которая дает информацию об степени выраженности каждого статуса профессиональной идентичности старшеклассника.
По результатами старшеклассников четвертого класса (14 детей) было установлено, что на низком (7%) уровне находятся испытуемые, которые имеют неопределенное состояние профессиональной идентичности, на среднем уровне (9 %) ,испытуемые имеют статус навязанной профессиональная идентичности, уровень выше среднего (11%) имеют «Мораторий» (кризис выбора) , высокий уровень статуса профессиональной идентичности (73%) занимают старшеклассники с сформированной профессиональной идентичностью.
Методика, позволяющая определить профессиональные предпочтения, позволила заключить, что большинство учащихся 65% имеют ярко выраженный уровень качества к определенной сфере профессиональной деятельности, а именно склонность к сфере эстетики и искусства, 12% испытуемых получили результат о склонности к сфере, направленной на умственные виды работ, 8% и 9%, к таким видам работ, которые связаны с взаимодействием с людьми и к планово-экономическим видам работ соответственно. 5% испытуемых получили результат о склонности таким видам работ, которые связанные с производством, 1% испытуемых получили результат о склонности к подвижным видам деятельности. Данная методика помогла ученикам определится с профориентацией и выявить их скрытые склонности к определенному виду деятельности.
На основе этих выводов было принято решение предложить пути и средства стимулирования профориентационной активности старшеклассников, которые комплексно решали стоящие перед образованием задачи. Для этого старшеклассникам были предложены:
- профориентационные уроки;
- профессиональные пробы в разных направлениях, которые может реализовать дополнительное образование;
- клубы общения (например, «Я - будущий художник»);
- показ учебных фильмов, видеороликов мастер-классов;
- дискуссии «Кем я сейчас вижу в будущем?», «Как мне найти то ремесло, которое мне будет интересно?»;
- профориентационные игры «Кто есть кто», «Вакансии», «Человек - профессия».
В работе мы учитывали, что уровень просвещенности в сфере различных видов профессий определяют уровень желания к профессиональному самоопределению старшеклассников. В результате чего, необходимо обратить внимание на желание принимать и анализировать информацию, которую предоставляет дополнительное образование.
Итак, профессиональное самоопределение старшеклассников является важной частью образования человека. Реализация этого приоритетного направления требует от ученика активного поиска собственных интересов, а со стороны педагогического ресурса дополнительного образования продуктивного взаимодействия преподавателя с учениками для решения профориентационых проблем.