Статья:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Коновалова С.А., Шаповалова Е.А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(47).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Коновалова Софья Александровна
магистрант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, РФ, Брянск
Шаповалова Екатерина Александровна
магистрант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, РФ, Брянск

 

Данная статья посвящена актуальной проблеме современной детской психологии. В последнее время проблема гиперактивности детей младшего школьного возраста привлекает большое внимание педагогов, психологов, а также медицинских работников. Впервые синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ) был описан M. Laufer и E. Denhoff в 1957 году [1, с 453-474] и назывался «синдром гиперкинетического поведения».

Существуют различные определения данного термина. С точки зрения детского психиатра, психотерапевта Романчука О.И., СДВГ является полиморфным клиническим синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка регулировать и контролировать своё поведение, что в последствии выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность» [4, с. 14]. В свою очередь медицинский психолог Светлана Куралина в одной из своих работ утверждает, что СДВГ – это «одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции(ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга.

Все большую популярность в обществе приобретает термин «Гиперактивность». К сожалению, многие считают этот диагноз безобидным «синдромом непоседы» или «модной болезнью», а детей с иронией называют «Баловник», «Шустрик» и «Моторчик».

 Что же такое гиперактивность и каковы причины ее возникновения?

«Гипер...» (от греч. “Hyper”- — «над», «сверху») — указывает на превышение нормы. “Активный” – от латинского “aktivus” -  деятельный, действенный. “Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.”  [4, с. 72].

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности. Синдром гиперактивности может быть спровоцирован осложнениями в период беременности матери, в процессе родовой деятельности или в рамках периода младенчества. Также это могут быть генетические предпосылки, особенности строения и функционирования головного мозга, инфекционные заболевания и многое другое.

В 1999 году учеными Университета Джона Хопкинса (США) доказано, что у детей с гиперактивностью размеры лобных долей правого полушария меньше, чем у их здоровых сверстников. Изменения в центральной нервной системе приводят к асимметрии передачи сигналов, что способствует изменению патологического состояния. Это необходимо учитывать тем родителям, которые неправильно реагируют на неадекватное (по их мнению) поведение своих детей.  

Большинство исследователей отмечают три основных симптома СДВГ: невнимательность, импульсивность и гиперактивность.

«Невнимательность» характеризуется неспособностью детей удерживать внимание на задачах и действиях, потере вещей, отвлекаемостью на посторонние стимулы, забывчивостью, отсутствию организованной работы.

Признаками «гиперактивности» являются: суетливость, неусидчивость на одном месте, экспрессивная речь, неспособность играть в тихие игры, отдыхать и сидеть спокойно.

Понятие «импульсивность» включает в себя следующие признаки: нетерпеливость, необдуманные поступки, частое вмешательство в разговоры взрослых, сложность в ожидании своей очереди.

 

Известный американский психиатр Росс Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности также относит расстройство восприятия. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих» [3, с. 28].

Н.Н. Заваденко отмечает, что у многих детей с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” имеются нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета» [2, с. 256].

Но как же понять, что ребенок является гиперактивным, а не просто активным, что свойственно многим детям дошкольного и младшего школьного возраста?  Проанализировав методическую литературу, нам удалось составить таблицу № 1, в которой мы выявили отличительные признаки активного ребенка и геперактивного.

 

Таблица 1.

Признак

Активный

Гиперактивный

Контроль поведения

Отличительной особенностью поведения является непостоянство.  Ребенок может дать волю своим эмоциям, например, один-два раза в день. Такой выплеск наиболее вероятен в вечернее время.

Дети излишне подвижны практически постоянно. Период спокойного состояния длится от 2 до 10 минут.

Двигательная активность

Чрезмерная подвижность ребенка наблюдается только в одном месте, например, дома. В детском саду, в школе или в гостях он застенчив и спокоен.

Активность проявляется везде, где бы ни был ребенок. Его поведение абсолютно не зависит от места. В любых условиях - дома, в гостях, в больнице, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, крутиться, карабкаться, пытаться куда-то залезть и т.д.

Характер движения

Беспокойные, напряженные движения.

Лихорадочный, беспорядочный.

Сон

Нарушение сна не наблюдается.

Сон гиперактивного ребенка беспокойный, тревожный. Ночью часто просыпается, ворочается, разговаривает и плачет.

Конфликтность

Не конфликтный, то есть он может постоять за себя, дать сдачу, но сам не провоцирует такие ситуации.

Не может контролировать свое поведение, эмоции. Импульсивен. Может выступать в роли инициатора ссор, драк.

 

Семья ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нуждается в комплексной помощи специалистов в области педагогики, психологии и медицины. Ребенку с СДВГ необходим четкий распорядок дня, простые и понятные требования окружающих, понимание родителями его проблем. Неправильный подход к воспитанию и обучению детей с СДВГ приводит к развитию более тяжелой степени болезни и социальной дезадаптации.  Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми Ю.С. Шевченко, “ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...” [6, с. 4)]

 

Список литературы:

1. M. Laufer, E. Denhoff Journal of Pediatrics, 1957
2. Заваденко Н.Н., Гиперактивность и дефицит детского внимания в детском возрасте М., 2005. 
3. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. – М., 1990.
4. Психологический словарь, 1997
5. Романчук О. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. М., 2010
6. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: Практическое руководство для врачей и психологов. М., 1997