Статья:

Организация инклюзивного образовательного пространства (региональный аспект)

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Григорьева О.В. Организация инклюзивного образовательного пространства (региональный аспект) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация инклюзивного образовательного пространства (региональный аспект)

Григорьева Оксана Владимировна
магистрант, ФГБОУ ВО «ОГПУ», РФ, г.Оренбург
Кабланова Аделя Кинесаровна
научный руководитель, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ОГПУ», РФ, г.Оренбург

 

В современном мире, в том числе и в Российской Федерации наблюдается рост детей с нарушениями развития, что определяет актуальность проблемы социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидов в общество.

В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что стало показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. В соответствии с Конвенцией государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Еще одним важнейшим направлением Конвенции является обеспечение комплексной реабилитации и абилитация детей-инвалидов, т.е. необходимость охватывать медицинский, социальный аспекты и вопросы образования и учитывать, что инвалиды представляют собой дифференцированную группу лиц и потребности их различны.

В 2011 году исполнительная власть Российской Федерации утвердила специализированную программу «Доступная среда» для инвалидов, в рамках которой на сегодняшний день уже реализованы многие направления: создаются социальные такси, проводятся конкурсы на лучших чтецов по шифру Брайля, проводятся различные чемпионаты, акции, создаются летние школы для инвалидов, позволяющие лицам с ОВЗ обеспечить благоприятную и доступную среду. В декабре 2015г. Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о продлении госпрограммы «Доступная среда» до 2020 г., первоначально рассчитанной до конца 2015 г., с учетом того, что существующие проблемы по-прежнему не решены [5].

Среди задач данной программы стоит определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах, создание условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации детей с ОВЗ, в том числе инвалидов.

В последние годы вопрос об инклюзии все чаще изучается как педагогами, так и психологами. Исследования показывают необходимость изучения данной проблемы с точки зрения оказания помощи детям с ОВЗ в аспекте их психолого-педагогической поддержки, а также важно не забывать и об образовании и социальной адаптации таких детей.

Научно доказана важность возраста ребенка-инвалида в эффективности его абилитации – чем младше ребенок, тем эффективнее процесс абилитации. По данным Минздрава, в России на 2014 год насчитывается 540 тыс. 837 детей-инвалидов. «Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году» [1]. Численность семей с несовершеннолетними детьми-инвалидами в Оренбургской области составляет – 7355, в них 8970 детей-инвалидов [4]. Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.

Обращение к проблеме построения инклюзивного образовательного пространства в п. Первомайском Оренбургской области было обусловлено наличием на территории детей с ОВЗ, отсутствием специализированных дошкольных общеобразовательных учреждений, а также специализированных групп в ДОУ, т.е. системы комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве ДОУ и недостаточной готовностью педагогов к ее реализации. Осуществляя выбор путей построения инклюзивного образовательного пространства и эффективного управления ими, были учтены тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, социума. Решением в определении стратегического и тактического планирования действий всех участников образовательного процесса стало создание инновационной площадки на территории МБДОУ Детский сад «Звездочка» п.Первомайский. Данная площадка послужит отправной точкой для реализации проекта инновационной деятельности «Территория детства», целью которого является организация лекотеки.

Лекотека - это такая новая форма дошкольного образования, служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи детям и родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Впервые лекотека появилась в 1963 году в Швеции, в России данная форма дошкольного образования используется с 2001г. в Москве и на сегодняшний день постепенно появляется в субъектах РФ. Создание лекотеки предполагает работу с каждым ребенком по индивидуальной программе [6].

Организация лекотеки в Оренбургской области требует создания определенных условий, и в первую очередь создания материально-технической базы, которая включает в себя реабилитационное оборудование и оборудование для сенсорной комнаты; игрушки для развития движений рук и ручных навыков, тактильного, зрительного и слухового восприятия; средства для развития мышления, речи и языка, альтернативной коммуникации, социально-эмоционального и музыкального развития; материалы для изобразительного творчества и снятия напряжения (игры с водой, с сыпучими материалами); книги для детей и родителей; фоно- и видеотека; специальное оборудование для детей с нарушением движений. Наличие оборудования должно быть обусловлено имеющимися у детей диагнозами и рекомендациям к ним.

Для эффективной работы лекотеки необходим определенный набор специалистов, активно взаимодействующих между собой для определения зоны ближайшего развития ребенка, перспективы его развития, уточнения индивидуальных образовательных маршрутов, выстраивания этапов индивидуального сопровождения ребенка и его семьи. Так, педагог-психолог осуществляет диагностику развития ребёнка, индивидуальные консультации для родителей; учитель-дефектолог, учитель-логопед проводят индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми; для успешной социализации детей необходима помощь педагога по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности, социальный педагог.

МБДОУ Детский сад «Звездочка» п.Первомайский занимается проблемой организации работы с родителями, имеющих детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ. Выбранное направление работы обусловлено наличием большого числа детей-инвалидов на территории п.Первомайский, не имеющих возможности посещать ДОУ, наличие нескольких дошкольных образовательных учреждений в поселке, что дает возможность охватить большее количество детей.

Цель работы данной инновационной площадки - предоставление образовательных услуг для детей с ОВЗ, не посещающих дополнительные образовательные учреждения: создание группы для детей дошкольного возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), лекотеки, создание места для родителей (законных представителей) и детей с ОВЗ, оказание им психолого-педагогической помощи, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.

Проект социальной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство на основе лекотеки «Территория детства» является одним из альтернативных решений выполнения социального заказа в сфере обеспечения государственных гарантий на включение детей с ОВЗ, не охваченных образовательными услугами, в процесс социализации. После разработки проекта была составлена информационная карта, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Информационная карта проекта

Информационная карта проекта

Название проекта

«Территория детства»

Автор проекта

Григорьева О.В.

Участники проекта

Воспитатели, специалисты, дети с ОВЗ от 2 месяцев до 7 лет, родители (законные представители) воспитанников, члены семей, студенты ОГПУ

Территория проекта

п.Первомайский Оренбургского района Оренбургской области

Место проведения (базовая площадка)

МБДОУ Детский сад «Звездочка» п. Первомайский Оренбургского района Оренбургской области

Цель проекта

Развитие на территории Оренбургского района новой формы вспомогательной технологии образования и социализации детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста на основе организации лекотеки при взаимодействии Управления образования МО Оренбургский район и ФГБОУ ВО «ОГПУ»

Задачи проекта

1. Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах педагогического обследования и ресурсах ребенка.

2.  Вовлечение родителей в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции.

3.  Обучение родителей пользованию средствами Лекотеки и методам игрового взаимодействия с детьми.

4. Подбор адекватных средств общения с ребенком.

5. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.

6. Подбор оптимальных способов обучения ребенка.

7. Проведение индивидуальных и групповых развивающих и психокоррекционных занятий согласно индивидуальному плану.

8. Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

9. Нормализация родительско-детских отношений.

10.     Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем.

11.    Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития индивидуальных особенностей воспитанников и реализуемой лекотекой самостоятельно.

Основные формы работы лекотеки

1.    Консультации.

2.    Диагностический игровой сеанс (ДИС).

3.    Терапевтический игровой сеанс.

4.    4. Групповой родительский тренинг.

Результат проекта

1.      Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, студентов, медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.

2.      Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области образования детей с ОВЗ;

3.      Увеличение обучающихся детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях;

4.      Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ОВЗ, развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности;

5.      Решение психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптация в семье и других социальных группах;

6.      Формирование у семей, воспитывающих детей-инвалидов, и семей со здоровыми детьми мотивации к взаимодействию и взаимной поддержки;

7.      Повышение социальной активности, рост уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе;

8.      Улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей-инвалидов;

9.      Обеспечение равного доступа инвалидов, наравне с другими, к услугам, открытым или предоставляемым для населения;

10.  10. Преодоление изолированности семьи с детьми-инвалидами.

 

Согласно информационной карте данный проект может обеспечить образование новых социальных связей, получение социальных навыков и социальную интеграцию детей-инвалидов в среду здоровых сверстников, а также способствовать преодолению изоляции детей-инвалидов и негативного отношения к ним.

Дети с ОВЗ испытывают существенные трудности во взаимодействии с другими детьми, семьи с детьми-инвалидами лишены реальной возможности установить конструктивные контакты с социальным окружением по месту работы и жительства. Ежедневно каждая из таких семей сталкивается с отсутствием достаточных условий и возможностей для родителей детей-инвалидов полноценно сочетать работу и выполнение обязанностей по уходу, воспитанию, реабилитации и обучению детей-инвалидов. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Родители, оказавшиеся в этой непростой жизненной ситуации, часто растеряны, подавлены, по разным причинам не могут самостоятельно оказать ребенку необходимую помощь. Посещая вместе с ребенком лекотеку, семья обретает дополнительную помощь и поддержку.

Реализация проекта «Территория детства» осуществляется в три этапа: организационно-подготовительный, внедренческий, аналитический.

На первом этапе происходит осознание проблемы и формирование идеи. При анализе имеющихся возможностей необходимо определить готовность педагогов, специалистов и родителей к взаимодействию при реализации проекта, провести обучение педагогов работе с «особыми» детьми, подготовить нормативно-правовую, материально-техническую и методико-педагогическую базы. Важным моментом на данном этапе является информирование населения о начале работы лекотеки. Осуществляя взаимодействие МБДОУ Детский сад «Звездочка» и ФГБОУ ВО «ОГПУ», хочется отметить помощь ОГПУ в сборе и обработке необходимой информации, подборе и обучении педагогов, разработке адаптированных программ.

Внедренческий этап предполагает разработку и описание модели взаимодействия педагогов ДОУ и специалистов ФГБОУ ВО «ОГПУ», медицинского персонала и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ, проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов в области коррекционной работы, апробация здоровьесберегающих технологий, игровых методик, технологий продуктивного общения, на основе личностно-ориентированного взаимодействия, осуществление социализации и интеграции детей-инвалидов посредством включения в различные виды деятельности и взаимодействия с окружающей средой.

Третий этап проекта – аналитическая работа и мероприятия по диссеминации опыта в организации лекотеки. Это самоанализ и самооценка деятельности сотрудничающих организаций в рамках реализации проекта, проведение семинаров, размещение информации о проведенных мероприятиях в сетях Интернет, дальнейшее самоопределение.

Результатом проекта «Территория детства» является модель взаимодействия педагогов ДОУ и педагогического университета в организации инклюзивного образовательного пространства ДОУ и обеспечении сознательной и целенаправленной деятельности специалистов, педагогов, детей и родителей, направленной на психолого-педагогическую поддержку и разностороннее развитие детей.

В заключении необходимо отметить, что новизна и оригинальность данного проекта заключается в активном взаимодействии Управления образования МО Оренбургский район в рамках инновационной площадки на базе МБДОУ Детский сад «Звездочка» и педагогов ФГБОУ ВО «ОГПУ». Так как на территории отсутствуют высококвалифицированные специалисты, реализация проекта будет невозможна без участия Оренбургского государственного педагогического университета. Важной составляющей проекта является переподготовка и повышение квалификации педагогов ДОУ, которая проходит на базе института усовершенствования учителей. Реализация данного проекта будет взаимовыгодным мероприятием в решении практических вопросов инклюзивного образования для воспитателей, педагогов, студентов и родителей детей с ОВЗ.

 

Список литературы:
1. Астахов П. В России выросло число детей-инвалидов – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/436880 (Дата обращения 21.10.2016г.).
2. Кучумидзе О. В. Механизм передачи технологий игры родителям, воспитывающим ребенка-инвалида дошкольного возраста – [Электронный ресурс] // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 8. – Режим доступа: http://www.covenok.ru/kids/issue/130314.htm. (Дата обращения: 1.10.2016г.).
3. Пискус О.Ю. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья – [Электронный ресурс] / О.Ю. Пискун, Т.П. Есипова // Новосибирск, 2011. – 112.с. http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf (Дата обращения: 29.08.2016г.).
4. Портал Правительства Оренбургской области – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/Info/SocialServices/statss/. – Статистика социальной сферы. – (Дата обращения: 21.10.2016).
5. РИА Новости – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ria.ru/society/20151203/1335143642.html#ixzz441TGiB2n. – Медведев утвердил программу «Доступная среда» до 2020 года. – (Дата обращения: 29.08.2016г.).
6. Российская лекотека – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lekoteka.ru (Дата обращения: 1.09.2016).