Статья:

Самостоятельная работа как важнейший метод обучения на уроках математики в начальных классах

Конференция: XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шило В.В. Самостоятельная работа как важнейший метод обучения на уроках математики в начальных классах // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/13(43).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Самостоятельная работа как важнейший метод обучения на уроках математики в начальных классах

Шило Виктория Владимировна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский Государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Independent work as the most important method of teaching mathematics in primary school

 

Victoria Shilo

Student, SEI VO "Stavropol state teacher training college", Russian Federation, Stavropol

Valentina Kokoreva

Scientific Director, Associate Professor of mathematics and computer science SEI VO "Stavropol state teacher training college", Russian Federation, Stavropol

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования самостоятельной работы  в начальной школе как основного ориентира развитии личности детей.

Abstract. The article deals with the problem of formation of independent work in primary school as the main reference point for the development of children's personality.

 

Несомненно, урок выступает  основной формой организации учебного процесса. Дальнейшие результаты  младших школьников будут зависеть от того, насколько творчески учитель отнесется к  его построению. Именно на  уроках математики происходит усвоение  основ вычислительных навыков, а также  развитие логического мышления.

Чтобы уроки были полноценными, учителю необходимо создать атмосферу творчества и сотворчества. Ведь, как показывает практика, очень важно обеспечить условия для возникновения у детей желания самостоятельно выполнять различного рода упражнения и умения управлять собственной познавательной деятельностью.  Самостоятельная работа выступает важнейшим методом обучения, при котором младшим школьникам необходимо без чьей-либо помощи решить учебную задачу по заданию учителя и  проявить усилия к учебной деятельности.

На данный момент, наиболее характерным отличием самостоятельной работы считают отсутствие помощи учителя и активность детей.  Однако,   это  мнение нельзя назвать верным и продуктивным. Опираясь на него, учитель исключает возможность сотрудничества даже тогда,  когда  в нем есть потребность. Но это мнение совершенно ошибочно. Да, педагог действительно не принимает участия в выполнении заданий и в решении задач, однако нельзя забывать, что именно он организует учебную деятельность. Нельзя не отметить тот факт, что самостоятельная работа всегда заканчивается определенными результатами и именно к данным результатам дети младшего школьного возраста приходят самостоятельно.

Если говорить о ценности и значимости самостоятельной работы, то важно отметить, что дети осознают остроту  данной деятельности, чего можно почти не заметить в коллективной работе. Именно проводя такую работу можно с легкостью определить не только  имеющийся уровень  знаний, но также и самостоятельность младшего школьника, его творчество, нестандартный подход к деятельности, а также присущий только ему стиль работы.

В математике выделяют следующие виды  самостоятельных работ: тренировочные, обучающие, повторительные, развивающие, закрепляющие, творческие и контрольные, играющие значимую роль в обучении младших школьников математике в начальной школе.

Если говорить о форме самостоятельной работы, то она может быть совершенно разной. Это и различные упражнения, домашние задания, работы с книгами, задания с выбором ответов, проектная деятельность, а также самостоятельная работа с дальнейшей проверкой. Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо  следовать двум основополагающим условиям дифференциации, а именно: обучености и обучаемости.

Способы дифференциации, использующиеся учителем начальных классов,  могут быть применены на уроке математики, когда происходит  закрепление изученного материала. Здесь  предполагается разделение содержания учебных заданий по следующим показателям: по трудности и объему,  уровню творчества, характеру помощи  младшим школьникам, форме учебных действий, а также степени самостоятельности детей. Способы разделения могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. Для этого следует рассмотреть подробнее  некоторые из показателей разделения содержания учебных заданий.

1. Разделение учебных заданий по уровню творчества, предполагающее различия в характере познавательной деятельности младших школьников (репродуктивные или продуктивные). Здесь могут использоваться совершенно разнообразные виды продуктивных заданий (классификация математических объектов, выражений; задания с недостающими или лишними данными; выполнение задания разными способами и пр.). Существует также разделение учебного материала  по уровню сложности, когда ученику с низким уровнем обучаемости предлагаются творческие задания первой группы сложности, со средним-второй, а с высоким-третий. Рассмотрим примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий.

Примерное задание для разных по сложности групп:

Дана задача: «В корзине лежало 7 красных яблок и 3 зеленых яблока. 4 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Выполни задание

Задание для первой группы: решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом?

Задание для второй группы: решите задачу двумя способами.

Задание для третьей группы: измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

2. Разделение учебных заданий по уровню трудности, предполагающее разноплановые виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся (усложнение математического материала, увеличение количества действий в выражении или в решении задачи и пр.).

Примерные задания для разных по сложности групп:

Первая группа:

а) 36 : 2 + 7;

б) 35 – 4 – 5.

Вторая группа:

а) 36 : 2 + 64 : 8;

б) (25 – 9) – 7 + 3.

Третья группа:

36 : 2 + (60 + 2) – 8 · (45 – 40) +16 – 3.

В данном случае, усложнение заданий происходит не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

Таким образом, самостоятельная работа является важнейшим методом обучения математики детей младшего школьного возраста.

Любой урок выступает результатом творчества учителя и учеников.

Конечно, готового рецепта по его проведению, на данный момент, не существует, хотя определенный алгоритм имеется, однако всегда остается место для импровизации.

 

Список литературы:
1. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для младших школьников. М., 2014.
2. Метлина Л.С. Обучение математике  в  начальной школе. М.: Просвещение, 2015.