Статья:

Использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Заворуева Я.К. Использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(39).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 38 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку

Заворуева Яна Кирилловна
студент, Московский государственный областной университет, РФ, г. Москва
Селезнева Татьяна Владимировна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Московский государственный областной университет, РФ, г. Москва

 

Современный мир нуждается в новых приемах, средствах и формах преподавания для развития потенциала личности.

Важность игры заключается в том, что она помогает в развитии и воспитании ребёнка. Игра является результативным средством развития личности ребёнка, его морально-волевых качеств, в процессе игры осуществляется интерес воздействия на мир.

Древнегреческий философ Платон сказал, что игра – «одно из полезнейших занятий», а Аристотель – «источником душевного равновесия, гармонии души и тела». Таким образом, можно отметить, что в процессе игры у ребенка развиваются личностные качества и навыки.

Кроме того, в настоящее время говорение и устная речь играет немаловажную роль в обучении. Ученики разных возрастов, начиная изучать английский язык, в первую очередь, желают правильно на нём говорить. В этом и заключается роль говорения в изучении иностранного языка [6, с. 164-183]. Устная речь, являясь целью и методом обучения, в большей степени, чем другие виды речевой деятельности, сопряжена с психическим состоянием произносящего речь, с его настроением, а также готовностью коммуницировать.

Игра обычно предусматривает принятия определённого решения, к примеру, как ответить, как реализовать что-то, как победить и др. У учеников ускоряется мыслительная деятельность, желая решить эти вопросы. Для детей игра, по большей части, всегда вызывает искренний интерес и является увлекательным занятием. Метод ролевой игры хорош тем, что все учащиеся оказываются в равных условиях, следовательно, игра доступна, в том числе, и слабым учащимся.

Ещё одним из плюсов игры выступает то, что в процесс работы вовлечены одновременно все ученики. Игра способствует развитию умения объединятся, состязаться, уметь терпеть поражение без вражды, отвечать за свои действия.

Игры ориентируют учеников творчески развиваться, проявлять творческие способности. Они доставляют детям и взрослым веселье и радость. Если будут отсутствовать творчество и радость, то жизнь превращается в обыденность.

В состав игры как процесса входят:

  • роли, которые играют ученики;
  • набор действий во время игры для реализации ролей;
  • использование игровых предметов, т.е. замена бытовых вещей игровыми, условными;
  • живые отношения между игроками;
  • сюжет - действительность, которая воспроизводится в игре.

Парадокс игры заключается в том, что, будучи забавой, она может перейти в обучение, а также в творческий процесс, в форму типа человеческих взаимоотношений. Кроме того, что в процессе игры зарождается неподдельный интерес детей к изучению культуры других стран, а также к чтению иностранной  литературы.

Ролевая игра относится к разряду технологии обучения иностранного языка с маленьким вводом и большим выводом. Этап презентации должен быть очень короток. После небольшого вступления ученики углубляются в  игровую деятельность, в которой  важно выполнить  задание, нежели чем использовать точные слова; в которой беглость преобладает над аккуратностью. Ролевая игра подходит для любого типа работы с иностранным языком (отработка структур,  лексики,  изучение функций, интонационных моделей), это также применение правильного слова в нужном  месте и в нужное время.

Использование ролевых игр при обучении школьников целесообразно тем, что главной психологической потребностью для него является овладение формами общения. Потому как ролевая игра создает межличностное групповое общение,  она откликается у учеников 5-8 классов.

Для учеников среднего звена подходит именно сюжетная ролевая игра с бытовым содержанием, она отражает различные стороны жизни ученика (обучение, свободное времяпрепровождение, труд), продуцирует его реальный  жизненный опыт.

В процессе ролевой игры на занятиях английского языка, обучающиеся вживаются в роль конкретного персонажа, соблюдают правила игры. Социальные (доктор, строитель), межличностные (родственники, одноклассники), психологические (нейтральные, положительные, отрицательные персонажи) роли способствуют тому, что дети учатся общению и обсуждению вопросов, а также пониманию и оцениванию чувств окружающих. Конечная цель всех ролевых игр на занятиях английского языка  -  это приобретение новых знаний и навыков.

Для эффективности ролевой игры на занятиях английского языка, учащимся нужно выработать социальные умения общения и получить ознакомление с диалогической речью на английском языке. В помощь ученику подойдут упражнения на тренировку выражений, таких как «Добрый день», «Добрый вечер», «Спасибо, До свидания», развитие определённых навыков: разговор по телефону, мини-диалоги на указанную тему, состоящую из нескольких реплик, придумывание диалогов на английском языке по шаблону, чтение и пересказ диалога на память, исполнение диалога вдвоем.

Разработка поурочного конспекта, содержащего примеры ролевых игр, его анализ

Всеизвестно, что «конспект выступает как способ организации занятия, поскольку, с одной стороны, он является последовательностью заданий, а с другой стороны, в нем заложена совокупность приемов формирования речевых способностей» [7, с. 259]. Непосредственно по этой причине очень важно, чтобы метод ролевой игры был составлен в конспектном виде.

Ниже представлен урок-ролевая игра для 5 класса на тему “ My home is my castle”.

Цели урока:

1. повысить интерес к английскому языку во время игры

2. беседовать, не отходя от темы урока

3. формировать способности воспринимать речь на слух

4. привить культуру общения

5. развить навыки коммуницирования

6. тренировать лексику по теме

7. закреплять грамматические конструкции о нахождении предмета в каком-либо месте в настоящем простом и прошедшем временах.    

План урока:

1. Организационный этап. Приветствие. Сообщение целей и хода урока

2. Тренировка лексики по теме

3. Разыгрывание диалогов «На кухне», «В старом доме»

4. Грамматика

5. Разыгрывание диалога «В комнате»

6. Физкультминутка.

7. Составление собственного диалога в парах и разыгрывание его. Развитие навыков коммуникации.

8. Подведение итогов.

Ход урока:

1.Организационный этап. Приветствие. Сообщение целей и хода урока.

Teacher: Good afternoon, dear pupils, I'm delighted to see you.

Pupils: Good afternoon, we are delighted to see you too.

Teacher: Sit down, please. Who wants to go to the blackboard?

Pupil1: I want.

Teacher: Come and answer the questions:

1.What time is it now?

2.What is the weather like today?

5.Who is absent today?

Pupil 1:1.Today is …

Teacher: Thank you. Sit down, please. Dear pupils, today we will play a role-play game.

2.Тренировка лексики по теме

Teacher: Today we’ll have an excursion around the house one family has just moved to.

Before we start аn excursion around the Lopukhins’ house let’s revise some words on the topic “My home is my castle”. Please hand out the cards. (обращаясь к одному из учеников). On the cards that you see in front of you are written different letters at random. Your task is to put letters in the correct order to make up the words.

Ученики берут в руки карточки с набором букв, их задание - это расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово. Преподаватель называет число карточки, а учащийся произносит слово.

Таблица 1.

Задания

На доске

У учащихся

1. a telephone

1.l,e,t,p,e,o,e,n,h

2.a bedroom

2.e,r,o,b,o,d,m

3.a bench

3.e,c,h,b,n,

4.a sofa

4.o,f,a,s

5.a lamp

5.a,p,m,l

6.a kitchen

6.t,c,i,e,h,k,n

7.a stove

7.e,s,o,v,t

8.a fridge

8.,g,f,i,r,d,e

9.a window

9.n,i,w,o,w,d

 

3.Разыгрывание диалогов «На кухне», «В старом доме».

Teacher: Good you are! Now it’ time to visit the Lopukhins. It’s time to choose roles. Anastasia, you will be a mother. Alexander, you will be a father. Masha, you will be a daughter, and Zhenya will be a son. Anastasia, invite your guests.

Anastasia: Alexander and Masha, would you like to see my kitchen?

Alexander and Masha: Of course!

In the Kitchen

Anastasia: Hi!

Alexander and Masha: Hey!

Masha: What a beautiful kitchen you have.

Alexander: What is there in it?

Anastasia: My old kitchen was too small and uncomfortable. And now as you can see there is a stove, fridge, dining table and a big window.

Masha: It’s wonderful!

Teacher: Well done! The neighbors of Lopukhins are very friendly people and they also want to go to visit them. Roma and Igor, visit the Lopukhins' house. Please, Sasha, invite them!

The Old House.

Sasha: Hey!

Roma and Igor: Hi!

Sasha: Have a sit. Tea or coffee?

Igor: Tea,please.(Саша разливает чай) Thank you.

Roma: Someone told me you just moved in. Tell me about your old house.

Sasha: There was only one room combined with the kitchen.

Igor: Oh, I understand.

Roma: It wasn’t comfortable as I understand. What about your new house?

Sasha: Oh, it’s wonderful! There are two bedrooms, one living-room and a kitchen room.

Igor: Congratulations!

4.Грамматика

Teacher: Thanks a lot. Now we will remember the grammar and when we finish, we will return to the Lopukhins family. Now take a look at the blackboard and try to revise there is(was)/are(were) structure and prepositional phrases.

Задача учащихся – заполнить пропуски глаголами в нужной форме и предлогами места в соответствии с картинкой. На задание дается 5 минут, далее преподаватель вместе с детьми проверяет ответы.

You see one of the Lopukhins’ room in their old house. Look at the picture and fill in the gaps with was/were and prepositional phrases.

Example: There were four bulbs on the ceiling. 

1. There ____  a TV set _____________ the room.

2. There ____  a plant  __________the door.

3.There ____   a mirror   _______ the wall.

4. There ____   a sofa _______     the window.

5.Разыгрывание диалога «В комнате» 1 часть.

Let's return to the Lopukhins family. Lera invite your guests!

In the bedroom.

Lera: So, this is my house.

Karina: Wow! So wonderful!

Lera: Here you can see my brother’s room.

Karina: He has a big room. Show me your bedroom.

Lera: My room is next to my brother's. I didn't have my own room in the last house and I’m very happy that now I have my own room.

Karina: Congratulations, Lera!

6.Физкультминутка.

It’s time to warm up right now. Let's dance a little. Listen carefully to the song and point to the part of the body about which it is sung.

“ Head and Shoulders”

Head and shoulders

Knees and toes

Eyes, ears, mouth and nose.

7. Составление собственного диалога в парах и разыгрывание его.

Teacher: It’s time to come up and act out your dialogue on the topic of the lesson. (10 предложений).

Дети в парах придумывают свои диалоги, исходя из упражнений урока.

Teacher: Dear pupils, you're doing great! Our lesson has come to an end. Thank you for your work in the lesson! I hope you enjoyed visiting the Lopukhins’ house. Your homework for tomorrow is... Bye-bye.

Итак, применение метода ролевой игры на занятиях иностранного языка действительно имеет ряд преимуществ, моделируя межличностное групповое общение у учащихся среднего возраста. Проделав ряд задач, и проанализировав источники по данной теме, мы достигли поставленной цели, а именно раскрыть эффективность применения ролевых игр при обучении иностранному языку детей среднего школьного возраста.

Теоретическая и практическая части данной работы подвели нас к следующему выводу: игра способствует общению, получению большого запаса знаний, оцениванию различных поступков, формированию способностей индивида, а также его мировосприятия, памяти, мышления, творческой фантазии, энтузиазма, таких человеческих качеств, как коммуникабельность, организованность, проницательность. В результате выполнения практической части работы были представлены различные упражнения с примерами игровых технологий на основе классификации ролевых игр,  кроме того, разработан план для проведения урока-ролевой игры для учащихся среднего школьного возраста, с анализом предложенных к нему упражнений. Полученные знания и поурочные разработки и упражнения можно применить на занятиях иностранного языка.

Ролевая игра побуждает к речевой деятельности, усиливает желание учеников к общению между собой и преподавателем. Применение ролевых игр на занятиях иностранного языка имеет позитивное влияние, потому как происходит повышение результативности учебного процесса, сохранение интереса учеников к уроку изучаемого языка, предоставление возможности применения наработанных знаний, умений, навыков коммуникации в различных сферах жизни.

 

Список литературы: 
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. — Вопросы психологии, 1996, № 6.;
2. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку // English, 2008 - №1 – с.7-8
3. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез – М.: Издательский центр « Академия», 2005
4. Жук Н. В., Тузова М. К., Ермакова Л. В. Ролевая игра как метод обу-чения иностранному языку в высшей школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, но-ябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 187-191.
5. Китайгородская Г.А.  Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. - М, Высшая школа: Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2009г. – 277с. 
6. Китайгородская Г.А.  Методика интенсивного обучения иностранным языкам. - Минск: Высшая школа, 1982.-190с 
7. Козвонина, В.П. Развитие творческих способностей учащихся/ В.П. Козвонина. - М.: Начальная школа, 2000. - 270 с.
8. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку, Учеб. пособие. — М.: Академия, 2000. — 264 с.