Статья:

Интерактивные методы обучения с использованием языка программирования Scratch на уроках математики в начальной школе

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Некрасова А.Е. Интерактивные методы обучения с использованием языка программирования Scratch на уроках математики в начальной школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 40 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интерактивные методы обучения с использованием языка программирования Scratch на уроках математики в начальной школе

Некрасова Анна Евгеньевна
студент Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ставрополь
Оленев Александр Анатольевич
научный руководитель, канд. техн. наук доц. Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

Данная статья показывает возможности применения языка программирования Scratch на уроках математики в начальной школе. Автором статьи были разработаны три проекта и описаны возможности их использования на уроках математики в начальной школе.

21 век – эпоха информационного общества. Информационные и компьютерные технологии занимают много места в нашей жизни. Образовательная сфера – не исключение.

Использование ИКТ широко применяется на уроках в начальной, средней и старшей школе.

Начальный этап обучения является одним из самых важных, и для учителя важно правильно организовать работу, и в первую очередь это связано с особенностями младшего школьного возраста:

·     у детей преобладает наглядно-образное мышление,

·     внимание неустойчиво,

·     ведущая деятельность – игровая,

·     повышенная двигательная активность.

Чтобы поддерживать интерес детей на протяжении всего урока, учителю необходимо организовывать активную мыслительную деятельность школьников. В этом педагогу должны помочь интерактивные методы обучения, их применение актуально в современной начальной школе, и они станут хорошими помощником учителю в развитии мотивации школьников к обучению [1].

Когда мы говорим о мотивации ребенка, то не можем обойтись без такого понятия, как детский интерес. Л.С. Выготский определяет интерес как форму проявления инстинкта, как нацеленность психического аппарата ребенка на определенный предмет. Интересы имеют универсальное значение в жизни ребенка. Чрезвычайно сложная психологическая задача – найти верный интерес и следить за тем, чтобы от него не уклоняться и не подменять его другим [2].

Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Информационно-компьютерные технологии являются незаменимым средством при использовании данных методов, они развивают интерес школьников к изучаемым предметам [3].

Применение интерактивных методов с использованием ИКТ позволит:

·     повысить активность учеников на уроке;

·     увеличить темп урока.

У педагога есть широкий выбор возможностей использования ИКТ. Это может быть использование интерактивной доски, создание презентаций, видеороликов, создание интерактивных приложений с использованием различных языков программирования. В данной статье рассмотрены возможности использования в начальной школе такого языка программирования как Scratch [4].

Что такое Scratch? Это простой и наглядный язык программирования, который создавался для младших школьников, чтобы познакомить их с основами программирования [5].

Программирование на Scratch происходит путем перемещения и соединения цветных блоков, получая красивую программу.

Хоть Scratch довольно простой язык, он позволяет создавать довольно таки сложные проекты с применением переменных, списков, циклов, условных операторов и многого другого перешедшего из арсеналов «взрослых» языков программирования. Ребенок, даже не имея представления об этих понятиях, может сделать свои проекты или использовать созданные. В школе Scratch обычно используют только на уроках информатики, но это неправильно. Этот язык может помочь педагогу осуществлять свою деятельность и в рамках других школьных дисциплин. С применением Scratch любой урок можно сделать более живым и интересным для учеников.

Рассмотрим применение Scratch на уроках математики. Чем он нам может помочь? Например, в тренировке устного счета. На сегодняшний день у каждого ребенка есть телефон, планшет, часы с калькулятором, поэтому устный счет дети не применяют, хотя еще со времен Древней Греции данный вид деятельности считается прекрасной гимнастикой для ума.

Мной было разработано несколько проектов, способных помочь в совершенствовании данного навыка.

Сценарии проектов довольно просты, персонажи близки и понятны детям.

Общая целевая установка – это создание мини-игр, имеющих свой сценарий и персонажей. Во всех проектах есть главное действующее лицо – принцесса, которая попадает в различные сложные ситуации, которые школьники должны помочь ей решить.

В первой мини-игре мы попадаем в волшебный лес, где видим уже знакомую нам принцессу, которая встретила доброго волшебника, предложившего выполнить три ее желания. Девочка просит у него сладости, но прежде чем получить, нужно найти их сумму. Задача ученика – найти сумму сладостей и подойти к кубику с верным ответом. В случае выигрыша – девочка получает сладости, если же выбран неверный ответ – волшебник улетает, оставляя ее ни с чем.

 

Рисунок 1. Первая мини-игра

 

Вторая мини-игра представляет собой лабиринт, который охраняет дракон. В начале игры появляется небольшая зарисовка, рассказывающая нам о прекрасной принцессе, которую похитил дракон. Для того чтобы выбраться из замка, принцесса должна выбрать нужную дверь, воспользовавшись подсказкой на стене (пример). Задача ученика – вычислить значение выражения и добраться до верного ответа, преодолев все препятствия. Данная игра является многогуровневой. Сложность уровней носят как временной характер, так и зависит от сложности решаемых примеров. Это поможет поддерживать интерес ребенка.

Простота сценариев объясняется возрастными особенностями младших школьников. Педагог не должен перегружать детей лишней информацией, в данном случае самое важное – выработать навык устного счета и заинтересовать детей.

  В третьем проекте принцессе нужно помочь перемножить некоторые числа, например, от 3 до 10 за выбранный временной интервал (1 минута). В данном случае педагог может даже устроить соревнование между школьниками.

В каждый проект можно вносить коррективы – менять умножение на сложение, деление, вычитание и наоборот. Можно предлагать детям пробовать свои силы в программировании, и просить их на уроках информатики самих вносить изменения в ваши программы. Это не только разбудит интерес к дисциплине, но и станет хорошей тренировкой для учеников.

Таким образом, Scratch – это не просто язык программирования. Он дает возможность иначе взглянуть на изучаемые предметы и развить интерес детей. Использование подобных проектов поможет поддерживать мотивацию учащихся и повысить уровень знаний школьников.

 

Список литературы:
1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – C.198–201.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, 2002. – C.148–150.
3. Малиатаки В.В., Медведева Л.М., Оленев А.А. Совершенствование математической подготовки учителя в Вузе на основе использования СКА. – В сборнике: Актуальные вопросы инженерного образования – 2015 Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. 2016. – С. 129–135. 
4. Макакманус Ш., Вордерман, К., Дж. Вудкок, и др. Программирование для детей. – М. Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 224 с.: ил.
5. Малиатаки В.В., Медведева Л.М., Оленев А.А.
6. К вопросу о построении системы оценки сформированности общепрофессиональных компетенций в Вузе. – В сборнике: Актуальные вопросы инженерного образования – 2015 Сборник научных трудов международной научно-методической конференции. 2016. – С. 135–139.