Статья:

Формирование мотивации при обучении программированию в визуальной среде Scratch учащихся начальной школы

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Видманова А.О. Формирование мотивации при обучении программированию в визуальной среде Scratch учащихся начальной школы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 18.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование мотивации при обучении программированию в визуальной среде Scratch учащихся начальной школы

Видманова Анастасия Олеговна
студент «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Малиатаки Виктория Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры математики и информатики, «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Современные условия информатизации выдвигают серьёзные требования к процессу образования. На данный момент стремительно развиваются такие области, как робототехника, искусственный интеллект, поэтому существует необходимость в подготовке специалистов в данной области. Так, существует потребность в обучении программированию в школе на довольно высоком уровне, поэтому вводить его необходимо уже на ранних этапах обучения, а именно, в начальной школе.  Однако обучение такой сложной области, как программирование, в младших классах достаточно трудно реализуется. Это связано, прежде всего, с тем, что учащиеся младшего школьного возраста ещё не понимают, что это такое, для чего нужно программирование, где его используют и зачем вообще его изучать. В связи с этим у педагогов возникает актуальный вопрос: « Как повысить мотивацию к изучению алгоритмизации и программирования?».

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Мотивация – процесс побуждения себя или других к достижению цели. В данном случае цель – изучение основ алгоритмизации и программирования. Решением проблемы, связанной с побуждением младших школьников к изучению данной области может стать применение визуальной объектно-ориентированной среды Scratch при обучении программированию.

Scratch – это новая среда программирования, которая создавалась специально для того, чтобы подростки 8 – 16 лет использовали его самостоятельно. Scratch появился в 2007 году, хотя этому предшествовала более чем четырехлетняя работа по его созданию. Данный программный продукт сразу привлек к себе всеобщее внимание, причем большинство отзывов носили и продолжают носить восторженный характер. Энтузиасты Scratch, которые появились по всему миру, видят в нем ни много ни мало новую парадигму обучения программированию, по крайней мере в школьном возрасте. Хочется подчеркнуть, что продукт еще очень молод и пока оценки носят главным образом эмоциональный характер; должно пройти время, прежде чем выяснится истинная роль Scratch в преподавании.

Эта программа позволяет учащимся выразить себя в компьютерном творчестве. В основе Scratch лежат традиции языка Лого, а также языка программирования, использующегося в конструкторах Лего – здесь учащиеся «собирают» программу, как кирпичики «лего». Простая форма позволяет даже самым маленьким учащимся приобщаться к программированию, превращая обучение в увлекательную игру. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования настолько прост и доступен, что Scratch рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.

Мотивация – это достаточно многоплановый процесс, включающий в себя и создание ситуации успеха, и эмоциональный настрой, и формирование познавательного интереса, и много многое другое. Но Scratch обладает рядом особенностей, которые позволяют сформировать мотивацию в разных направлениях.  Во-первых, существует возможность влияния на эмоциональную сферу, используя игровые приёмы, а яркость  и оригинальность среды позволит вызвать у учащихся интерес, поскольку Scratch обладает высокой степенью наглядности и имеет достаточно простой интерфейс.   

Так как игровая деятельность является ведущей у детей младшего школьного возраста, можно сделать акцент на том, что с помощью среды Scratch можно самостоятельно создавать игры, интегрируя это с увлечением компьютерными играми. При этом необходимо создавать мотивацию успеха: педагог должен разработать для своего класса (группы) систему поощрений их деятельности – это создаст стимул к продолжению обучения и положительный настрой.

Во-вторых,  формируются интеллектуальные мотивы. Здесь необходимо ставить упор на развитие интеллектуальных способностей детей. В этом может помочь создание проблемных ситуаций. Scratch позволяет успешно реализовывать проектную деятельность. В этом случае учащихся привлекает общая идея, возможность самостоятельной деятельности, у них развиваются творческие  способности, что не может не способствовать повышению мотивации. Здесь же формируются и социальные мотивы – стремление быть значимой личностью, быть частью общего дела. Используя групповую форму работы, делается ставка на сотрудничество, на диалог, на совершенствование коммуникативных навыков.

Поскольку Scratch ассоциируют с игрой «ЛЕГО», так как программы создаются по аналогии собирания кирпичиков лего, учащиеся быстро найдут общий язык с программой, что, несомненно,  повысит их интерес и мотивацию к изучению программирования, так как обучение будет происходить легко, и у них всё будет получаться. В Scratch можно «играть» с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами. В данной среде ребенок должен осваивать не программы-приложения, а различные способы деятельности: создавать свои собственные истории, придумывать игры, разрабатывать компьютерные модели.  Дети в среде Scratch смогут самостоятельно осваивать основы программирования, играть с образами, звуками, мультипликацией.

В качестве примера можно привести разработанный и реализованный мною проект запуска ракеты в Космос, приуроченный Дню космонавтики. Перед тем, как приступить к выполнению проекта, целесообразно показать фильмы о Космосе, чтобы заинтересовать обучающихся темой. Также можно продемонстрировать подобные проекты и нацелить ребят на успех: «Вы сделаете намного лучше!» − это придаст уверенности и создаст стимул к предстоящей работе.  Поскольку итогом проектной деятельности станет представление своих результатов учащимся других классов, родителям, ученики заранее нацелены на то, что смогут проявить себя, поэтому с удовольствием приступают к составлению программы. Так как в Scratch используется достаточно простой синтаксис, написание программы не вызовет у учащихся трудностей, и они смогут легко добиться поставленных целей. Также учащиеся смогут реализовать свои творческие способности, так как каждый проект получается индивидуальным, они сами подбирают фоны, рисунки, звуки, что способствует повышению мотивации.

Таким образом, влияние на эмоциональную, волевую сферы учащихся, наличие навыков работы в программе, а также интереса к тематике проекта способны повысить мотивацию и создать стимул к изучению программирования в игровой форме.

Помимо этого обучение в Scratch способствует развитию:

• творческого мышления;

• системного анализа,

• беглого использования ИКТ;

• эффективного взаимодействия.

Многочисленные преимущества среды Scratch, такие как наглядность, удобный интерфейс, простота написания программ способны повысить интерес к изучению программирования у учащихся начальных классов и создать положительную мотивацию к обучению.