Статья:

Проблема готовности дошкольников к школе

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Масалкина Е.А. Проблема готовности дошкольников к школе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема готовности дошкольников к школе

Масалкина Екатерина Александровна
студент ИПИО НО-3, ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», РФ, г. Липецк
Тигрова Ирина Валерьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», РФ, г. Липецк

 

В статье представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей к школьному обучению, выделены условия успешной адаптации дошкольников к школьной среде.

Ключевые слова: дошкольный возраст, готовность к школе, универсальные учебные действия, игра, учебная деятельность, преемственность.

Переход ребенка из детского сада в школу – это важный момент для любого человека. Первоклассник приспосабливается к новым условиям, познает новую сферу жизни. Окружающая среда младшего школьника приобретает черты, отличающиеся от мира дошкольника. Отсюда вытекает проблема определения готовности детей к школе для дальнейшего успешного обучения.

В современное время все сильнее распространяется мода на раннее развитие, которое проходит в детских центрах. Малыша стараются научить всему и сразу. Порой даже ненужным вещам или вещам, которые в силу возрастных особенностей, сложно освоить.

Детей дошкольного возраста трудно замотивировать процессом получения знаний. Их ведущей деятельностью является игра. В процессе игры у ребенка развиваются внимание, воображение, произвольное управление своим поведением. Другие виды деятельности в этом возрасте в меньшей степени способствуют психическому развитию. Если они замещают собой игру, то это ведет к задержке развития или какому-то искажению его. Они полезны только как элементы подготовки к будущему.

К.В. Бардин утверждает: «Практика показывает, что родителям не всегда удается справиться с воспитанием у ребенка в дошкольный период произвольности поведения …» [1]. Но именно неумение управлять своим поведением затрудняет формирование учебной деятельности.

Учеба, как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, – это не простой набор универсальных учебных действий (далее – УУД), которыми должен овладеть школьник. Наличие учебной задачи – главное, что отличает учебную деятельность от других видов. Важно, чтобы ребенок самостоятельно научился выделять учебную задачу. Иначе впоследствии он будет стремиться выполнить только конкретное задание.

Отчего же так трудно малышу заинтересоваться процессом обучения?

Приведем один наглядный пример из практики. Первоклассникам на уроке литературного чтения учитель читал интересную сказку с выражением. К ним на занятие пришел мастер по народной игрушке в русском народном костюме и с полной корзиной самодельных кукол. Когда чтение сказки остановилось на интересном моменте, детям предложили сделать выбор: они дослушают сказку или поиграют с куклами? Все учащиеся того класса захотели играть.

Отсюда вытекает вопрос: «Откуда идет нежелание учиться?».

Происходит смена ведущей деятельности. Игра уступает место учебе. Раньше ребенок был свободен в своем выборе. Взрослые не вмешивались, по крайней мере, до тех пор, пока игра не начинала носить опасный характер. Воля ребенка ничем не ограничивалась.

В школе привычный уклад жизни резко меняется: существует свой устав, свои правила поведения как на уроке, так и на перемене. Нужно выполнять требования учительницы, определенные действия, концентрировать внимание на буквах и числах. Нельзя бегать, громко кричать, вставать с места, когда захочется и т.д.

Но самое тяжелое для младшего школьника начинается дома. Дети обычно быстро усваивают, что школа – это место, где действуют правила, отличные от дома, и им нужно подчиняться. Однако теперь и дома нужно делать то, что совсем не хочется, но надо. Теперь ребенок должен садиться и писать в тетрадях, читать учебники, решать примеры с задачками вместо привычной и интересной игры.

Таким образом, учеба с самого начала требует больших усилий от школьника. Для него это утомительная и напряженная работа, борьба над самим собой. И малышу, который в детском центре раннего развития или в детском садике привык получать знания через игру, обычная учебная деятельность дается с большим трудом.

Большинство детей именно из-за трудностей правильно и чисто выполнять задания не желают учиться. Их не научили, как можно эффективнее выучить стихотворение, прописать строчки букв, рациональнее организовать свою деятельность.

Процесс модернизации образования, связанный с включением в систему общего образования дошкольного образования, реализуется в контексте ФГОС. Преемственность дошкольного и начального образования (далее – НО) осуществляется в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НО.

Среди подходов к решению проблемы непрерывности образования на этапе предшколы выделяются те, которые ориентированы на использование потенциала образовательной среды[4]. Образовательная среда – совокупность влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащиеся в ее окружении[5].

Успешная социализация ребенка дошкольного возраста в школе зависит от многих факторов. В статье Шкляревской С.М. предоставлен анализ современных исследований предшкольной подготовки, а также «работ отечественных педагогических психологов и педагогов конца 1960-х – 1980-х гг., изучавших различные аспекты влияния среды на развитие детей дошкольного возраста»[4].

Образовательная среда, развивающая творческий потенциал дошкольников, «представляет собой многосторонний феномен, включающий в себя содержательные, процессуальные, технологические и личностные аспекты. Для построения этой среды необходимо организовать комфортную пространственно-предметную образовательную среду; разработать пути построения эффективного, позитивно окрашенного взаимодействия между участниками образовательного процесса; обеспечить реализацию организационно-технологического компонента»[4].

В статье О.А. Мальгиной был проведен анализ Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) дошкольного образования (далее – ДО) и были выделены уровни сформированности универсальных учебных действий у детей в процессе подготовки к школе. Всего было определенно пять уровней, которые учителям начальных классов помогут оценить готовность ребенка к учебе. К ним относятся:

1)  Низкий – личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД не сформированы.

2)  Ниже среднего – отмечается отрицательное отношение к школе, познавательный интерес и инициатива отсутствуют, при выполнении заданий ссылаются на способности и везение, отмечается незнание нормы справедливого распределения и др.

3)  Средний – есть желание пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни, самостоятельно познавательный интерес не проявляется, ребенок пользуется помощью, при решении моральной дилеммы отсутствует ориентация на выполнение нормы и др.

4)  Выше среднего – отмечается возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», альтруизм, познавательный интерес ребенка не проявляет, но пользуется помощью психолога, оценивает свои возможности, может себя контролировать и др.

5)  Высокий – отмечается сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, высокий познавательный интерес и инициатива, норма коммуникативных УУД, ориентируется на мотивы поступка и др.[2]

В настоящее время существует множество различных диагностических методик. Идея создания таких методик, помогающих учителю грамотно оценивать и корректировать процесс учебного взаимодействия с каждым учеником, была поддержана Министерством образования и науки РФ. Одно из достоинств педагогической диагностики заключается в том, что она дает возможность установить причину той или иной неудачи ребенка.

Эффективный переход из дошкольных учреждений в школу должен поддерживаться с разных сторон. В этот процесс должны быть включены и дети, и родители, и педагоги.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно выделить следующие условия для успешного перехода из дошкольных учреждений в школу:

1.  Личностные, социальные и интеллектуальные компетенции, которые представляются взрослым необходимыми.

2.  Поддержка ребенка со стороны родителей, семьи. Важно проявить терпение, снисходительность к малышу и обеспечить ему пространство для занятий.

3.  Дошкольное образование для детей старше трех лет. Ежедневная практика дошкольного образования, направленная на умственное, личностное развитие, позволит существенно облегчить переход из дошкольного возраста в младший школьный.

4.  Готовность начальной школы к ребенку. Пространство, как физическое, так и психологическое, должно придавать ребенку уверенности в своих силах[3].

 

Список литературы:
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.; Просвещение, 1987.
2. Мальгина О.А. Уровни сформированности универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе предшкольной подготовки // Дошкольная педагогика. – 2016. - №1. – С. 7–9. 
3. Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как условие эффективного перехода к обучению в школе // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – №4. – С.50–57.
4. Шкляревская С.М. Средовый подход в решении проблемы непрерывности и преемственности образования на этапе предшкольной подготовки // Наука и школа. – 2013. – №3. – С. 17–21.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.