Особенности развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа
Аннотация. В статье рассматриваются особенности учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа. Отмечены основные факторы развития учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа.
Ключевые слова: Учебно-профессиональная мотивация, обучающиеся колледжа, учебная деятельность, мотивы, факторы.
Современное общество, рынок труда отличает высокая степень динамизма и неопределенности. Быстрый темп перемен стал отличительной особенностью практически всех сторон общественно-социальной жизни, проявляющейся практически на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном.
Принципиально новыми условиями жизнедеятельности выдвигаются иные требования к подготовке специалистов в сфере профессионального образования, а изучение развития учебно-профессиональной мотивации студентов становится одним из важнейших вопросов настоящего времени. В связи с этим именно развитие учебно-профессиональной мотивации помогает студентам колледжа успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности.
Изучая и анализируя психолого-педагогическую литературу, появляется возможность рассматривать учебно-профессиональную мотивацию обучающихся со стороны процесса, метода и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, а также проявлять активность в освоении содержания образования.
Учебно- профессиональная мотивация дает возможность развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Благодаря мотивации, педагогические цели активнее и быстрее становятся целями самих обучаемых. [2]
В отечественной литературе имеется множество толкований понятия мотивации. Мотивация в широком смысле – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
В.Г. Асеев мотивацию рассматривает через понятие значимости.
Под мотивацией данным автором понимается детерминация поведения в целом. Поэтому данным автором в мотивацию включались все виды побуждений, а именно: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции и так далее. [1]
Выделяют две группы факторов, которые способствовуют формированию учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа: [4]
- Объективные – отражают саму особенность организации учебного процесса, привлекательность учебного заведения, специфику учебных дисциплин.
- Субъективные – характеризуют индивидуально-психологические особенности учащихся, а также уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации обучающихся в школьный период.
Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий соотнесли профессиональные и познавательные мотивы в структуре учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Соотношение состоит в следующем: [3]
- Познавательные и профессиональные мотивы в иерархической структуре мотивов обучения рассматриваются как противоположные; если будут доминировать профессиональные мотивы над познавательными, то это возможно приведет к узкой специализации обучающегося, сужению кругозора будущего специалиста. Исходя из этого, данные мотивы являются взаимоисключающими в развитии структуры учебно-профессиональной мотивации обучающихся.
- В развитии учебно-профессиональной мотивации студента основное место занимают профессиональные мотивы, так как именно они активнее влияют на эффективность учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
- Также свое место занимает взаимосвязь познавательных и профессиональных мотивов. Если в структуре мотивов у обучающегося преобладают познавательные интересы, которые направлены на предмет будущей профессиональной деятельности, то этого говорит о сформированности профессиональной направленности.
Развитие учебно-профессиональной мотивации зависит от многих факторов, которые важно учитывать в деятельности, направленные на формирование интереса учащегося к профессиональной деятельности.
Чтобы сформировать положительную учебно-профессиональную мотивацию учащихся к профессиональной деятельности, следует соблюдать следующие факторы:
- После учебно-профессиональной деятельности должен оставаться конкретный осязаемый результат, который обучающийся мог бы оценить и увидеть наглядным образом.
- Должна присутствовать качественная и количественная оценка в ходе учебно-профессиональной деятельности
- Необходимо ставить такие требования к учебно-профессиональной деятельности, которые буду не слишком высокие, но и не слишком низкие.
- Должна быть разработана шкала оценки результатов учебно-профессиональной деятельности, в которой будет отображаться нормативный уровень.
- Вся учебно-профессиональная деятельность для учащихся должна быть желанной. (важно, чтобы обучающие сами добились результата)
Мотивация, связанная с учебно-профессиональным интересом в ходе освоения профессии, выступает как ресурс и предпосылка для получения профессиональных качеств.
Студенту необходимы устойчивые учебно-профессиональные мотивы в процессе обучения и четкое представление о будущей профессии.
Таким образом, у обучающихся будет стремление к ежедневному развитию креативности, которое направлено на приобретение новых знаний и формирование профессионально важных качеств.