Статья:

Особенности развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Карымова К.Ш. Особенности развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(28).pdf (дата обращения: 30.11.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа

Карымова Кристина Шамильевна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа. Отмечены основные факторы развития учебно-профессиональной мотивации студентов колледжа.

 

Ключевые слова: Учебно-профессиональная мотивация, обучающиеся колледжа, учебная деятельность, мотивы, факторы.

 

Современное общество, рынок труда отличает высокая степень динамизма и неопределенности. Быстрый темп перемен стал отличительной особенностью практически всех сторон общественно-социальной жизни, проявляющейся практически на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном.

Принципиально новыми условиями жизнедеятельности выдвигаются иные требования к подготовке специалистов в сфере профессионального образования, а изучение развития учебно-профессиональной мотивации студентов становится одним из важнейших вопросов настоящего времени. В связи с этим именно развитие учебно-профессиональной мотивации помогает студентам колледжа успешно пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности.

Изучая и анализируя психолого-педагогическую литературу, появляется возможность рассматривать учебно-профессиональную мотивацию обучающихся со стороны процесса, метода и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, а также проявлять активность в освоении содержания образования.

Учебно- профессиональная мотивация дает возможность развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Благодаря мотивации, педагогические цели активнее и быстрее становятся целями самих обучаемых. [2]

В отечественной литературе имеется множество толкований понятия мотивации. Мотивация в широком смысле – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

В.Г. Асеев мотивацию рассматривает через понятие значимости.

Под мотивацией данным автором понимается детерминация поведения в целом. Поэтому данным автором в мотивацию включались все виды побуждений, а именно: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки или диспозиции и так далее. [1]

Выделяют две группы факторов, которые способствовуют формированию учебно-профессиональной мотивации обучающихся колледжа: [4]

  1. Объективные – отражают саму особенность организации учебного процесса, привлекательность учебного заведения, специфику учебных дисциплин.
  2. Субъективные – характеризуют индивидуально-психологические особенности учащихся, а также уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации обучающихся в школьный период.

Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий соотнесли профессиональные и познавательные мотивы в структуре учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Соотношение состоит в следующем: [3]

  1. Познавательные и профессиональные мотивы в иерархической структуре мотивов обучения рассматриваются как противоположные; если будут доминировать профессиональные мотивы над познавательными, то это возможно приведет к узкой специализации обучающегося, сужению кругозора будущего специалиста. Исходя из этого, данные мотивы являются взаимоисключающими в развитии структуры учебно-профессиональной мотивации обучающихся.
  2. В развитии учебно-профессиональной мотивации студента основное место занимают профессиональные мотивы, так как именно они активнее влияют на эффективность учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
  3. Также свое место занимает взаимосвязь познавательных и профессиональных мотивов. Если в структуре мотивов у обучающегося преобладают познавательные интересы, которые направлены на предмет будущей профессиональной деятельности, то этого говорит о сформированности профессиональной направленности.

Развитие учебно-профессиональной мотивации зависит от многих факторов, которые важно учитывать в деятельности, направленные на формирование интереса учащегося к профессиональной деятельности.

Чтобы сформировать положительную учебно-профессиональную мотивацию учащихся к профессиональной деятельности, следует соблюдать следующие факторы:

  1. После учебно-профессиональной деятельности должен оставаться конкретный осязаемый результат, который обучающийся мог бы оценить и увидеть наглядным образом.
  2. Должна присутствовать качественная и количественная оценка в ходе учебно-профессиональной деятельности
  3. Необходимо ставить такие требования к учебно-профессиональной деятельности, которые буду не слишком высокие, но и не слишком низкие.
  4. Должна быть разработана шкала оценки результатов учебно-профессиональной деятельности, в которой будет отображаться нормативный уровень.
  5. Вся учебно-профессиональная деятельность для учащихся должна быть желанной. (важно, чтобы обучающие сами добились результата)

Мотивация, связанная с учебно-профессиональным интересом в ходе освоения профессии, выступает как ресурс и предпосылка для получения профессиональных качеств.

Студенту необходимы устойчивые учебно-профессиональные мотивы в процессе обучения и четкое представление о будущей профессии.

Таким образом, у обучающихся будет стремление к ежедневному развитию креативности, которое направлено на приобретение новых знаний и формирование профессионально важных качеств.

 

Список литературы:
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2015. - 160 c.
2. Агапова Ю.Б., Мамаева Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2008. №1. С. 207-210.
3. Бакшаева, Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студен-тов: учеб. пособие для вузов. М. : Логос, 2013. - 183 с.
4. Селиверстова,  С.  Ю.  Акмеологические  условия  формирования учебно-профессиональной  мотивации  студентов  вуза  экономико-управленческого  профиля  [Электронный  ресурс]  //  Гуманитарные,  социально-экономические и общественные науки. №  5. URL:  http://online-science.ru/userfiles/file/jkyrmaiqc8t229uhfpdb3kyuq1hx0rwz.pdf  (дата  обращения: 25.05.2020).