Статья:

Сказка как средство формирования личности младшего школьника

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Половченко Л.А. Сказка как средство формирования личности младшего школьника // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сказка как средство формирования личности младшего школьника

Половченко Людмила Александровна
магистрант, Белгородский Государственный Университет, г. Белгород
Новикова Татьяна Фёдоровна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, Белгородский Государственный Университет, РФ, г. Белгород

 

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – ключевая задача современной школы, общества и государства. В Послании Федеральному собранию РФ Президентом В.В. Путиным нравственные проблемы были обозначены в качестве важнейших государственных проблем: «Духовное здоровье народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убеждён: общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям …» [8].

Успешность духовно-нравственного воспитания школьников во многом определяется педагогической целесообразностью выбора её основных направлений и эффективностью взаимодействия воспитателей, воспитанников, родителей – всех субъектов воспитательного процесса. Проблема нравственного становления личности всегда осознавалась в мировой и отечественной педагогике, и тем не менее «вопросы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся … снова в центре внимания, и не только школы, а всего общества – в связи с произошедшим мировоззренческим переворотом…. Духовно-нравственная составляющая работы учителя требует и теоретического осмысления, и сосредоточения новых практических разработок, направленных на формирование мотивационно-ценностной сферы подростков, на осознание молодым поколением родного языка и литературы как хранилища и яркого явления духовной культуры» [3, с.9]. Родной язык, классическая литература, фольклор, памятники народной культуры – именно они в огромной мере влияют на формирование лучших личностных качеств в подрастающем поколении. Особый педагогический смысл имеет обращение общеобразовательной школы к мудрости народных сказок. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. К сожалению, в наш век развития технологий, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое предназначение, и наша задача – противостоять этим негативным процессам.

«Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимуще­ственно с участием волшебных, фантастических сил» – определяет словарь С.И. Ожегова [4, с.625]. В «Педагогической психологии» Н.В Клюевой предпринята попытка научного осмысления феномена сказки как в психологическом, так и педагогическом плане. По мысли автора, существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход к сказке позволяет увидеть непосредственное отражение некогда живых обычаев и представлений, со време­нем забытых и сохранившихся в виде пережитков. С помощью лингвисти­ческого подхода мы имеем возможность проанализировать эволюцию сказки как наиболее яркой устной тра­диции народного творчества. Психоана­литический подход, возводит сказку к древним мифам, магии и снам, и приписывает ей выражение подавляемых желаний и ком­плексов человека [1, с. 158].

Главное, по нашему мнению: сказка является элементом культуры народа, отра­жая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их отличительные особенности, способствующие интересу к ним и, как следствие, решению воспитательных задач: поэтичность, ост­роумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивно­сти с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуаль­но-психологические черты и проекции того, кто ее писал. Язык сказок, насыщенный афоризмами, пословицами и поговорками, повторами и образными выражениями, поэтичен, выразителен, поэтому сказки не только образовывают, учат жизни, но и утончают и возвышают душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую и воспитательную силу сказок, русские мыслители К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души и чаяний русского народа. Не требует доказательств тот факт, что сказка вби­рает и хранит в себе народную мудрость, особенности нацио­нального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка – это своего рода дверь в мир народной жизни и национальной культуры.

К примеру, особенности русской культуры, дети имеют возможность изучить на внеурочных занятиях Натальи Славиславны Плетухиной, посвящённых изучению сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Старуха, дверь закрой» [7]. Дети получают знания о материальной культуре: предметах быта (котлы чугунные, ножи булатные, сети шёлковые, печь для приготовления еды, табак, бочка), национальной кухне (жареная, варёная еда, выпечка), получают представление о специфике труда (купец, повар и т.д.). Так же закрепляют основы духовной культуры: знакомство с народными обычаями, обрядами, праздниками (воскресенье- считалось праздником), обсуждение правил общения между людьми внутри этноса и вне его (младшие к старшим относятся уважительно, старшие оберегают младших).

Замечательный детский писатель и сказочник К.И. Чуковский видел также роль сказки в том, чтобы воспитать в ребенке «человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу …» [9, с. 77]. Особенно важны народные сказки, передающиеся из поколения в поколение. Конечно, они претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, в результате чего отбрасываются ненужные детали, Это и делает сказку сгустком человеческой мудрости, опыта, итогом работы человеческого как сознания, так и подсознания.

Сказки – наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности, иногда они даже не имеют имен (просто младший сын, внучка, купец и др.). Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Р. Кэмпбелл обобщил опыт ис­пользования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка на основе книги «Польза и значение волшебной сказки» выдающегося психоаналитика и психиатра Б. Бетелльхейма. Он считал, что причиной нарушений в развитии ре­бенка, в становлении его психики главной причиной является непонимание смысла жизни, причин тех или иных поступков людей, и сказка, особенно если она завладевает вниманием ребенка, может помочь обрести понимание жизни для растущей личности, возбу­дить его любопытство, простимулировать его воображение, развить интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции – и тем самым способствовать повышению уверенности в себе, своих силах и своем будущем. Недаром в последнее время возникло новое психотерапевтическое, оздоровляющее направление «сказкотерапия» – лечение и укрепление психики с помощью анализа, иллюстрирования, придумывания сказок [2, с. 87].

Осуществляя работу с младшим школьником, целесообразно опираться на психопрофилактические и коррекционные сказки М.А. Панфиловой [6, с. 29]. На основе двадцать первой сказки из сборника «Лесные сказки» – «Ябеда», учитель прорабатывает с учениками такие черты характера как ябедничество. Обсуждение данной черты, её негативных сторон, причин появления и алгоритм действий для решения конфликтных ситуаций, вызываемых ябедничеством – уже имеется в данной сказке.

Обобщая изложенное, на основе наших наблюдений и опираясь на выводы книги Д.Ю. Соколова [5, с. 100], хотели бы подчеркнуть, что:

·     сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде набора и имеют основные зафиксированные сюжеты;

·     сказки оказывают влияние на человека преимущественно на бессоз­нательном уровне;

·     сказки являются одной из самых устойчивых форм передачи информации в культуре. Они отличаются от мифов тем, что сказки понятны ребенку, сказочные герои постижимы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее – смертью ее детей и др.), сказки добрее, сюжет чаще всего заканчивается счастливым, благополучным исходом;

·     сказки могут служить источником инфор­мации и алгоритмами при формировании основных норм поведения, что позволяет их считать инструментом воспитания и средством развития личности ребенка, особенно – младшего школьника.

 

Список литературы:
1. Клюева Н.В. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с. 
2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: перевод с английского / М.В. Максимов. – М.: Знание, 1992. – 190 с. 
3. Новикова Т.Ф., Терехова С.Е. Слово как духовно-нравственный ориентир // Русский язык в школе. – 2014. – № 7. – С. 3–9.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов.; под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотипное. – М.: Рус. яз., 1986. 795 с.
5. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2003. – 120 с.
6. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 96 с. 
7. Плетухина Н.С. Внеурочная программа «В гостях у сказки» / Социальная сеть работников образования NSportal.ru – 2015. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/25/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-v-gostyakh-u (Дата обращения 04.10.2016).
8. Послание Федеральному собранию РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.rg.ru./2007/04/20/poslanie.html. (Дата обращения 19.09.2016).
9. Чуковский К.И. Как я стал писателем // Юность. – 1970. – № 1. С. 76–80.