Сказка как средство формирования личности младшего школьника
Секция: Педагогика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Сказка как средство формирования личности младшего школьника
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – ключевая задача современной школы, общества и государства. В Послании Федеральному собранию РФ Президентом В.В. Путиным нравственные проблемы были обозначены в качестве важнейших государственных проблем: «Духовное здоровье народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убеждён: общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям …» [8].
Успешность духовно-нравственного воспитания школьников во многом определяется педагогической целесообразностью выбора её основных направлений и эффективностью взаимодействия воспитателей, воспитанников, родителей – всех субъектов воспитательного процесса. Проблема нравственного становления личности всегда осознавалась в мировой и отечественной педагогике, и тем не менее «вопросы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся … снова в центре внимания, и не только школы, а всего общества – в связи с произошедшим мировоззренческим переворотом…. Духовно-нравственная составляющая работы учителя требует и теоретического осмысления, и сосредоточения новых практических разработок, направленных на формирование мотивационно-ценностной сферы подростков, на осознание молодым поколением родного языка и литературы как хранилища и яркого явления духовной культуры» [3, с.9]. Родной язык, классическая литература, фольклор, памятники народной культуры – именно они в огромной мере влияют на формирование лучших личностных качеств в подрастающем поколении. Особый педагогический смысл имеет обращение общеобразовательной школы к мудрости народных сказок. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. К сожалению, в наш век развития технологий, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое предназначение, и наша задача – противостоять этим негативным процессам.
«Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» – определяет словарь С.И. Ожегова [4, с.625]. В «Педагогической психологии» Н.В Клюевой предпринята попытка научного осмысления феномена сказки как в психологическом, так и педагогическом плане. По мысли автора, существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход к сказке позволяет увидеть непосредственное отражение некогда живых обычаев и представлений, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. С помощью лингвистического подхода мы имеем возможность проанализировать эволюцию сказки как наиболее яркой устной традиции народного творчества. Психоаналитический подход, возводит сказку к древним мифам, магии и снам, и приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека [1, с. 158].
Главное, по нашему мнению: сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их отличительные особенности, способствующие интересу к ним и, как следствие, решению воспитательных задач: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал. Язык сказок, насыщенный афоризмами, пословицами и поговорками, повторами и образными выражениями, поэтичен, выразителен, поэтому сказки не только образовывают, учат жизни, но и утончают и возвышают душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую и воспитательную силу сказок, русские мыслители К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души и чаяний русского народа. Не требует доказательств тот факт, что сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка – это своего рода дверь в мир народной жизни и национальной культуры.
К примеру, особенности русской культуры, дети имеют возможность изучить на внеурочных занятиях Натальи Славиславны Плетухиной, посвящённых изучению сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Старуха, дверь закрой» [7]. Дети получают знания о материальной культуре: предметах быта (котлы чугунные, ножи булатные, сети шёлковые, печь для приготовления еды, табак, бочка), национальной кухне (жареная, варёная еда, выпечка), получают представление о специфике труда (купец, повар и т.д.). Так же закрепляют основы духовной культуры: знакомство с народными обычаями, обрядами, праздниками (воскресенье- считалось праздником), обсуждение правил общения между людьми внутри этноса и вне его (младшие к старшим относятся уважительно, старшие оберегают младших).
Замечательный детский писатель и сказочник К.И. Чуковский видел также роль сказки в том, чтобы воспитать в ребенке «человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу …» [9, с. 77]. Особенно важны народные сказки, передающиеся из поколения в поколение. Конечно, они претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, в результате чего отбрасываются ненужные детали, Это и делает сказку сгустком человеческой мудрости, опыта, итогом работы человеческого как сознания, так и подсознания.
Сказки – наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности, иногда они даже не имеют имен (просто младший сын, внучка, купец и др.). Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Р. Кэмпбелл обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка на основе книги «Польза и значение волшебной сказки» выдающегося психоаналитика и психиатра Б. Бетелльхейма. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка, в становлении его психики главной причиной является непонимание смысла жизни, причин тех или иных поступков людей, и сказка, особенно если она завладевает вниманием ребенка, может помочь обрести понимание жизни для растущей личности, возбудить его любопытство, простимулировать его воображение, развить интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции – и тем самым способствовать повышению уверенности в себе, своих силах и своем будущем. Недаром в последнее время возникло новое психотерапевтическое, оздоровляющее направление «сказкотерапия» – лечение и укрепление психики с помощью анализа, иллюстрирования, придумывания сказок [2, с. 87].
Осуществляя работу с младшим школьником, целесообразно опираться на психопрофилактические и коррекционные сказки М.А. Панфиловой [6, с. 29]. На основе двадцать первой сказки из сборника «Лесные сказки» – «Ябеда», учитель прорабатывает с учениками такие черты характера как ябедничество. Обсуждение данной черты, её негативных сторон, причин появления и алгоритм действий для решения конфликтных ситуаций, вызываемых ябедничеством – уже имеется в данной сказке.
Обобщая изложенное, на основе наших наблюдений и опираясь на выводы книги Д.Ю. Соколова [5, с. 100], хотели бы подчеркнуть, что:
· сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде набора и имеют основные зафиксированные сюжеты;
· сказки оказывают влияние на человека преимущественно на бессознательном уровне;
· сказки являются одной из самых устойчивых форм передачи информации в культуре. Они отличаются от мифов тем, что сказки понятны ребенку, сказочные герои постижимы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее – смертью ее детей и др.), сказки добрее, сюжет чаще всего заканчивается счастливым, благополучным исходом;
· сказки могут служить источником информации и алгоритмами при формировании основных норм поведения, что позволяет их считать инструментом воспитания и средством развития личности ребенка, особенно – младшего школьника.