Статья:

Особенности речевого развития ребенка с ДЦП дошкольного возраста

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кудрина К.С. Особенности речевого развития ребенка с ДЦП дошкольного возраста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности речевого развития ребенка с ДЦП дошкольного возраста

Кудрина Карина Сергеевна
студент, Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет, РФ, г. Пермь
Аюпова Елена Евгеньевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Для 80 % детей с ДЦП характерны нарушения речи, что связано с органическим поражением центральной нервной системы.

Отрицательное влияние на развитие речи оказывают и социально-педагогические факторы: чрезмерная опека ребенка, стремление многое сделать за него, выполнение всех его желаний в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения. Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих церебральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии. У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи [3].

Часто встречающимся расстройством речи при ДЦП является дизартрия.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии происходит нарушение звукопроизношения и просодики, связанное с органическим поражение центральной и периферической нервной систем [3].

Отличительной чертой дизартрии при ДЦП является недостаточностью кинестетического восприятия. У ребенка ограничен объем движений, ему с трудом даются целенаправленные действия.

У детей нарушение звукопроизношения связано с общими двигательными расстройствами. При гиперкинетической форме ДЦП из-за гиперкинезов языка, губ нарушено нормальное произношение звуков.  Меняющийся мышечный тонус определяет непостоянство нарушений произношения. Для атонически-астатической формы ДЦП характерна медленная, монотонная. прерывистая речь. Звукопроизношение нарушено в виде пропусков, искажений, замене звуков. Нарушение кинестезии при ДЦП ведет к невозможности ощущать положение языка, губ, что существенно затрудняет артикуляцию. Наиболее тяжелые речевые расстройства возникают при нарушениях фонематического слуха, которые чаще наблюдаются у детей с гиперкинезами. Нарушения звукопроизносительной стороны речи могут усиливаться по причине расстройств дыхания и голосообразования.

Нарушения артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушение фонематического воспри­ятия. Это может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.

Выраженность трудности овладения звуковым анализом у всех детей разная. Одни испытывают трудности в делении слов на звуковые элементы, а другие справляются с простыми формами звукового анализа. Чаще могут быть трудности в звуковом анализе с нарушенными звуками.

Для детей с церебральным параличом характерны специфи­ческие трудности в усвоении лексической системы языка. Характерные нарушения лексики у детей с церебральным па­раличом обусловлены дефектами звукопроизношения, которые влекут нарушения фонематической системы языка, а те, в свою очередь, неточное понимание значения слов, несформированность грамматических категорий языка и т.д..  

Исследование Е. М. Мастюковой показало, что первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились только к 1,5 годам, фразовая речь - к 3 - 3,5 годам [2].

М.В. Ипполитовой, а также Н.В.Симоновой, говорят, что дети с ДЦП 6 — 7 лет очень редко употребляют в речи предлоги под, над, перед, между [1].

Для детей характерна недостаточная дифференциация временных и пространственных связей. Обозначение пространственных отношений носит примитивный характер, который норме не соответствует. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления.

У детей ограничен пассивный и активный словарь, что говорит об узкости общих представлений. Особенно страдает в словаре группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и др. Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий. Дети забывают словесные обозначения предметов и стараются его заменять их описание ситуаций.

У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов, и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2—3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги.

Представления и знания об окружающей действительности неполные, ошибочные.

Трудности речевого высказывания обусловлены моторными нарушениями, недостаточностью языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова.

У детей с церебральным параличом в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченности их речевого общения, недостаточнос­ти слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.

Таким образом, при ДЦП могут возникать различные речевые нарушения:

-Фонетическое недоразвития речи, когда страдает и звукопроизношение, и просодика;

-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение фонетика и фонематические процессы (фонематические слух, анализ, синтез, восприятие);

-ОНР (нарушены все компоненты языка);

-Несформированность речевых средств языка, когда у ребенка с ДЦП есть еще и ЗПР;

-Системное недоразвитие речи (у ребенка с ДЦП с умственной отсталостью).

 

Список литературы:
1. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М., 1993. – 64 с. 15. 
2. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст; Под ред. А.Г.Московкиной. М.: Классик Стиль, 2003; 
3. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие. Книга для родителей / Н. Р. Финни — «Теревинф», — (Особый ребенок (Теревинф)) ISBN 978-5-4212-0242-4