Особенности речевого развития ребенка с ДЦП дошкольного возраста
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Особенности речевого развития ребенка с ДЦП дошкольного возраста
Для 80 % детей с ДЦП характерны нарушения речи, что связано с органическим поражением центральной нервной системы.
Отрицательное влияние на развитие речи оказывают и социально-педагогические факторы: чрезмерная опека ребенка, стремление многое сделать за него, выполнение всех его желаний в ответ на жест или взгляд. При этом не формируется потребность в речевой деятельности, ребенок лишается важного для него речевого общения. Речевые нарушения затрудняют общение детей, страдающих церебральным параличом, с окружающими и отрицательно сказываются на всем их развитии. У детей с церебральным параличом выделяют следующие формы речевых нарушений: дизартрия, задержка речевого развития, алалия, нарушения письменной речи [3].
Часто встречающимся расстройством речи при ДЦП является дизартрия.
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии происходит нарушение звукопроизношения и просодики, связанное с органическим поражение центральной и периферической нервной систем [3].
Отличительной чертой дизартрии при ДЦП является недостаточностью кинестетического восприятия. У ребенка ограничен объем движений, ему с трудом даются целенаправленные действия.
У детей нарушение звукопроизношения связано с общими двигательными расстройствами. При гиперкинетической форме ДЦП из-за гиперкинезов языка, губ нарушено нормальное произношение звуков. Меняющийся мышечный тонус определяет непостоянство нарушений произношения. Для атонически-астатической формы ДЦП характерна медленная, монотонная. прерывистая речь. Звукопроизношение нарушено в виде пропусков, искажений, замене звуков. Нарушение кинестезии при ДЦП ведет к невозможности ощущать положение языка, губ, что существенно затрудняет артикуляцию. Наиболее тяжелые речевые расстройства возникают при нарушениях фонематического слуха, которые чаще наблюдаются у детей с гиперкинезами. Нарушения звукопроизносительной стороны речи могут усиливаться по причине расстройств дыхания и голосообразования.
Нарушения артикуляционной моторики при ДЦП не только затрудняют формирование произносительной речи ребенка, но и вторично нередко вызывают нарушение фонематического восприятия. Это может вызывать у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Выраженность трудности овладения звуковым анализом у всех детей разная. Одни испытывают трудности в делении слов на звуковые элементы, а другие справляются с простыми формами звукового анализа. Чаще могут быть трудности в звуковом анализе с нарушенными звуками.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические трудности в усвоении лексической системы языка. Характерные нарушения лексики у детей с церебральным параличом обусловлены дефектами звукопроизношения, которые влекут нарушения фонематической системы языка, а те, в свою очередь, неточное понимание значения слов, несформированность грамматических категорий языка и т.д..
Исследование Е. М. Мастюковой показало, что первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились только к 1,5 годам, фразовая речь - к 3 - 3,5 годам [2].
М.В. Ипполитовой, а также Н.В.Симоновой, говорят, что дети с ДЦП 6 — 7 лет очень редко употребляют в речи предлоги под, над, перед, между [1].
Для детей характерна недостаточная дифференциация временных и пространственных связей. Обозначение пространственных отношений носит примитивный характер, который норме не соответствует. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления.
У детей ограничен пассивный и активный словарь, что говорит об узкости общих представлений. Особенно страдает в словаре группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и др. Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий. Дети забывают словесные обозначения предметов и стараются его заменять их описание ситуаций.
У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов, и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2—3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги.
Представления и знания об окружающей действительности неполные, ошибочные.
Трудности речевого высказывания обусловлены моторными нарушениями, недостаточностью языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова.
У детей с церебральным параличом в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченности их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности.
Таким образом, при ДЦП могут возникать различные речевые нарушения:
-Фонетическое недоразвития речи, когда страдает и звукопроизношение, и просодика;
-Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение фонетика и фонематические процессы (фонематические слух, анализ, синтез, восприятие);
-ОНР (нарушены все компоненты языка);
-Несформированность речевых средств языка, когда у ребенка с ДЦП есть еще и ЗПР;
-Системное недоразвитие речи (у ребенка с ДЦП с умственной отсталостью).