Статья:

Совершенствование экологического образования и воспитания младших школьников при проведении занятий на экологической тропе

Конференция: CXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Семыкина Ю.А. Совершенствование экологического образования и воспитания младших школьников при проведении занятий на экологической тропе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(134). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(134).pdf (дата обращения: 15.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование экологического образования и воспитания младших школьников при проведении занятий на экологической тропе

Семыкина Юлия Александровна
студент 3-го курса, направления подготовки Педагогическое образование, профиль «Начальное образование», Ставропольский филиал Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Ставрополь
Францева Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доц. кафедры психолого-педагогического и естественно-научного образования, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема разработки содержания экологического воспитания, которое, во-первых, должно быть направлено на приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимоотношения человека, общества и природы; во-вторых, позволяло бы на комплексной основе формировать систему универсальных учебных действий.

Abstract. The article considers the problem of developing the content of environmental education, which, firstly, should be aimed at introducing schoolchildren to the cultural experience of humanity, reflecting the relationship between man, society and nature; secondly, it would allow forming a system of universal educational actions on a comprehensive basis.

 

Ключевые слова: младшие школьники, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая тропа.

Keywords: junior schoolchildren, environmental education, environmental education, ecological path.

 

В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение всех образовательных областей [3].

В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012), определяющем политику страны в сфере экологии как проблемы общенационального и общемирового значения, подчеркивается важность экологического образования и воспитания, указывается на необходимость формирования экологической культуры детей и молодежи [5].

Экологическая тропа - то специально оборудованный маршрут, который проходит через различные экологические системы и другие природные территории. На маршруте посетители могут устно (с помощью гида) или письменно (стенды, аншлаги и т.д.) получать информацию.[4]

Организация экологической тропы является одним из способов формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп можно расширить и углубить знания об окружающей среде у младших школьников, улучшается понимание закономерностей биологических и других природных процессов. Это повышает ответственность за защиту окружающей среды, помогает воспитывать чувство любви к природе, Родине.

Есть две основные причины, которые объясняют внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.[1]

В результате исследований различных проблем экологического воспитания были определены методологические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию [3].

В России первая пешеходная тропа, предназначенная для активного отдыха, была создана в Крыму вблизи Судака по указанию князя Л.С. Голицина в 1916 году. Широкое распространение учебно – экологических троп в нашей стране началось с шестидесятых годов. Тропы природы могут быть прогулочно–познавательными, учебными экологическими [5].

Учебные тропы создают для экологического обучения и воспитания, отдыха посетителей и сохранения природных объектов в прилегающей зоне. Само название «учебная тропа природы» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей.

Особенно широко тропы природы позволяют развернуть экологическое образование и воспитание среди школьников. Хорошо известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина "чувство" ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы, норм поведения в природном окружении [3].

Создание учебных троп направлено на экологическое обучение; воспитание; сохранение природы в прилегающей зоне.

Экологическое воспитание школьников - это комплекс мер, направленный на формирование у них отзывчивого и бережного отношения к природе, умений и способностей оказывать ей практическую помощь, принимать во внимание возможные негативные последствия своего взаимодействия с объектами природы. Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Цель экологического воспитания состоит в формировании ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности. Перед учителями стоят следующие задачи:

- понимание современных проблем окружающей среды;

- развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

- умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды [5].

В решении этих задач следует выделить принципы экологического воспитания:

1) принцип единства окружающей среды, формирующий у детей осознание целостности окружающего мира;

2) принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

3) принцип непрерывности, дающий возможность использовать любой возрастной период;

5) принцип направленности, содействующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой [1].

Содержание экологического воспитания включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный, деятельностный. Они применяются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их направленностью на младший школьный возраст. Каждый компонент включает соответствующие формы и методы работы для решения задач экологического воспитания. Результатом экологического воспитания является экологическая воспитанность [2].

При проведении тропы важно учитывать следующие факторы:

  • продолжительность не должна превышать 45 минут;
  • необходимо поддержать тропу маршрутным листом;
  • необходимо акцентировать внимание на доминирующей флоре региона, рассказать, почему именно эта флора характера для региона проживания (обучения);
  • необходимо сопроводить тропу заданиями (сбор гербария, сбор природного материала – желудей, фиников и т.д.);
  • необходимо закрепить материал в классе на основе анализа выполненных маршрутных листов [2].

Таким образом, учебная экологическая тропа — это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении.

 

Список литературы:
1. Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе / Е.С. Дронова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017.
2. Зайцева С.А. Формирование экологической культуры младших школьников средствами учебных проектов / С.А. Зайцева, Л.И. Рыжечкина // Проблемы современного педагогического образования.  2019. 
3. Курбатова А.С. Роль начальной школы в развитии экологической культуры / А.С. Курбатова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017.
4. Сазонов, Э. В. Экология городской среды : учеб.пособие для СПО / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
5. Тужикова В.Д. Экологическое воспитание в начальной школе / В.Д. Тужикова // Инновации в науке. 2018.