Статья:

Функции системы оценки образовательных результатов в школе и подходы к ее разработке

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гурская К.А. Функции системы оценки образовательных результатов в школе и подходы к ее разработке // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(27).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Функции системы оценки образовательных результатов в школе и подходы к ее разработке

Гурская Ксения Алексеевна
магистрант, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь
Крылова Марина Андреевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Тверской государственный университет, РФ, г. Тверь

 

Введение ряда нормативных документов, среди которых большое значение имеет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), привнесло значительные изменения в систему образования. Как известно, основной целью нововведений является создание единого образовательного пространства в стране и обеспечение высокого качества образования.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации», качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандарта, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].

Одним из главных способов управления качеством образования в школе выступает внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО), разрабатываемая непосредственно самой образовательной организацией. Именно ВСОКО, выполняющая функцию контроля, считается важным условием поддержания конкурентоспособности школы [3, с. 491].

В качестве первостепенного элемента ВСОКО следует рассматривать систему оценки достижения обучающимися планируемых образовательных результатов. Система оценки опирается на требования Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемые к результатам образования, и является инструментом реализации этих требований [2, с. 5].

Среди функций, которые выполняет система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, можно назвать фиксацию целей оценивания, его объекта, а также четких критериев оценки и возможных процедур, методов и форм оценивания. Также система оценки определяет способы обработки полученной информации об образовательном процессе, формы представления результатов и пути их дальнейшего применения.

Не менее важной функцией системы оценки выступает ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов, зафиксированных в ФГОС и конкретизированных в рабочих программах по учебным предметам. Кроме того, система оценки обеспечивает наличие обратной связи между участниками образовательных отношений. На основе полученной обратной связи осуществляется управление образовательной деятельностью, принимаются управленческие решения, направленные на повышение качества образования. Также система оценки позволяет отслеживать динамику индивидуальных достижений учащихся.

Разработка системы оценки в общеобразовательной школе должна опираться на реализацию системно-деятельностного подхода, утверждаемого ФГОС [2, с. 3]. Этот подход связан с возрастающей ролью способности обучающихся ставить и решать учебно-практические задачи и является основополагающим при создании системы оценки.

С ориентацией образовательного процесса на ФГОС связан и другой немаловажный подход к оцениванию – комплексный подход [1, с. 98]. Понятие «комплексности» может трактоваться в двух направлениях.

С одной стороны, этот подход призван направить процесс оценочной деятельности на контроль за достижением всех трех групп планируемых результатов, а именно предметных, метапредметных и личностных [2, с. 5].

В то же время его следует понимать как необходимость использования в контрольно-оценочной деятельности комплекса процедур, методов и форм оценивания.

Следует также учитывать значение уровневого подхода к содержанию и инструментарию оценки, что можно назвать традиционным для сложившейся системы образования.

Уровневый подход предполагает наличие базового и повышенного уровня достижения образовательных результатов. Базовый уровень является обязательным для достижения всеми обучающимися и характеризуется освоением опорной системы знаний и возможностью ее применения при решении ряда учебных задач.

В свою очередь учащийся, достигающий повышенного уровня, демонстрирует владение материалом и освоенными учебными действиями в новых условиях.

Таким образом, при разработке системы оценки образовательных результатов в школе необходимо принимать во внимание ее функции и основные подходы к ее реализации. Только с учетом этого в образовательной организации может быть выстроена эффективная система оценки, положительно влияющая на управленческую деятельность школы.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.М. К вопросу о результатах образования и их оценке в условиях внедрения ФГОС // Человек и образование. – 2016. – №4 (49). – С. 96-100.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 23.03.20)
3. Течиева В.З. Управление качеством образовательного процесса в общеобразовательной организации // Молодой ученый. – 2017. – № 7 (141). – С. 491-493.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.04.20)