Статья:

Проблемы современного высшего образования в России

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Картамышев А.М. Проблемы современного высшего образования в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(29).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы современного высшего образования в России

Картамышев Александр Михайлович
магистрант Педагогического института НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород
Гладкий Алексей Юрьевич
научный руководитель, аспирант юридического института НИУ «БелГУ», Россия, г. Белгород
Березняк Наталья Олеговна
научный руководитель, аспирант БГИИК, Россия, г. Белгород

 

PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION IN RUSSIA

 

Alexander Kartamyshev

master's student of the faculty of physical culture Pedagogical Institute of the NRU «BelSU», Russia, Belgorod

Alexey Gladkyy

scientific director post-graduate student of the second year of study of the Department of constitutional and international law faculty of NRU «BelSU», Russia, Belgorod

Natalia Bereznyak

scientific director post-graduate student of the Department of pedagogy and methodology professional education of BGIIK, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье говорится о проблемах высшего образования в России, возникших в последние десять лет. Рассмотрены проблемы появления большого количества новых ВУЗов и качества образовательных услуг, предоставляемых этими учебными заведениями. В статье рассматриваются проблемы интеграции Российского образования в Европейскую (Болонскую) систему образования. Рассматриваются и предлагаются  пути решения возникших проблем.  

Abstract. The article deals with the problems of higher education in Russia that have arisen in recent decades. The problems of appearance of a large number of new universities, the quality of educational services provided by these educational institutions are considered. In the article the problems of integration of Russian education into the European (Bologna) system of education are considered. The ways of solving the problems that have arisen in the last decades are considered.

 

Ключевые слова: реформа, высшее образование, преподаватель, обучение, студент, бакалавр, магистрант.

Keywords: reform, higher education, instructor, education, student, master.

 

Советская система образования считалась одной из лучших в мире. События конца двадцатого века разрушили все его достоинства. Накопленные веками методы обучения, разработанные государственные профессиональные стандарты, были, по сути, «уничтожены» вместе с Советским союзом. Образование не только растеряло накопленные десятилетиями достоинства, но и за период простоя с 1993 до 2003 года отстало от развивающихся государств - мировых лидеров. Начиная с 2003 года и до настоящего момента, пытаясь догнать развитые страны, система образования постоянно реформируется, что приводит к непониманию, противоречиям и дискуссий со стороны лиц, непосредственно осуществляющих образовательный процесс [6].

Давно доказано: постоянные изменения чего-либо, не улучшают объект преобразования, а только вносят сумбур и беспорядок, разрушая старое и не создавая новое [8].

Начиная с 1990 года, произошел существенный прирост ВУЗов, большинство провинциальных институтов стали академиями, университетами, открылись многочисленные филиалы. К сожалению, большинство из них не располагали требуемой материально-технической базой и квалифицированным профессорско-преподавательским составом. Это не могло не отразиться на качественной подготовке специалистов.

Практический анализ деятельности выпускников вузов позволил установить, что в большинстве случаев они не способны выполнять свои трудовые обязанности в полной мере до того момента, пока не пройдут какое то время стажировки в занимаемой должности, а так же имеют существенные недостатки в профессионально-должностной подготовке. В условиях слабо продуманной стратегии реформации «высшей школы», и всей системы образования в целом, а так же вследствие малой финансовой поддержке и вынужденного сокращения производственной практики, практических видов занятий, многие вузы не справились с перестройкой организации обучения по специальным предметам так, чтобы обеспечивать компетентностный подход к подготовке специалистов [7].

Современное состояние и направленность развития системы высшего образования показывают, что изменяя характеристику деятельности специалистов в современных экономических условиях, предъявляется повышенное требование к их профессиональной подготовке. Она должна с лёгкостью обеспечивать переход от усвоения и воспроизведения новых знаний к активному и самостоятельному их использованию, ориентируя на развитие практических способностей, формированности умений и навыков, позволяя оперативно делать анализ информации и принятию рационального решения на высочайшем научно-методическом уровне.

Важной тенденцией последних лет является перестроение выпускника вуза. Если школа, а затем высшее учебное заведение давало студенту очень много разноплановой информации, то в результате получались специалисты широкого профиля. Приходя на работу, данные специалисты обретали профильные навыки, тонкости своего дела и развивались как специалист именно в своей области. То теперь, частные работодатели хотят получать узконаправленных специалистов прямо из учебных заведений, по европейскому типу, при такой тенденции вузы дают меньше общей информации, и больше специальной, профессиональной, но студент не воспринимает ее, так как невозможно воспринимать частности, не зная общей информации.

На наш взгляд, более логичным и правильным выходом было бы первые два года изучать общую информацию, затем предоставлять рабочие места на 0,25 ставки, и уже с учетом работы, давать студенту профильную информацию. При наличии практики, теоретический материал усваивается в несколько раз быстрей, а кроме того снова закрепляется на практике. Даже аттестации, экзамены и выпускные работы писать намного проще имея знания с практической стороны [6].

Анализ современного образования и жизни студенческого сообщества дает понять следующее: наиболее успешные работники, начинали свою трудовую деятельность, обучаясь на втором, третьем курсах. Они работали стажерами, учениками, помощниками, как в государственных, так и в частных организациях. При этом они понимали, где у них не хватает знаний, и в процессе обучения делали акцент именно на эту сферу. Проблем с совмещением образования и работы на практике не возникает, и не будет возникать, так как работа на 0,25 или 0,5 ставки предполагает не полную занятость, а обучение занимает не более шести часов в день.

В наше время Россия стоит на новом этапе своего исторического развития. Произошла смена общественного строя, что в свою очередь обусловливает необходимость по-другому рассматривать место и назначение системы высшего профессионального образования Российской Федерации с учетом изменяющихся тенденций развития политики и социальной экономики в мире и в государстве.

Уже больше века люди мечтают о создании системы непрерывного образования, системы, в ходе которой человек на протяжении всей своей жизни имеет возможность перейти от одной образовательной подсистемы в другую, при этом продолжая непрерывно развиваться. Эти образовательные подсистемы должны иметь тесную связь друг с другом, а также с опытом на практике, готовя человека к предстоящей профессиональной деятельности с учетом прогноза развития общества.

На наш взгляд, из всех существующих профессий, в большей степени структурно соответствует система непрерывной подготовки работников медицинских служб. В данной системе уже давно есть учебные заведения различных уровней образования и стройная система послевузовской переподготовки (повышения квалификации), и с нашей точки зрения, тут дополнительного создания ничего не нужно. Необходимо создавать систему такой же подготовки и для других специалистов.

В складывающихся экономических условиях главной задачей реформации системы высшего образования является сбалансированная систематизация всех форм подготовки специалистов, подчинение их к общей (единой) цели. Таким образом, предоставляется возможным дать формулировку основных направлений реформирования образования, заключающееся в том, чтобы:

1) Оптимизировать образование, то есть создавать системы постоянной (непрерывной) подготовки кадров;

2) Оптимизировать  количество и организационные структуры вузов;

3) Привести образовательный процесс в соответствие к объективным законам, закономерностям и принципам его функционирования;

4) Создавать условия для проведений мониторингов и эффективных функционирований систем управления образовательным процессом.

Руководство и преподаватели университетов, институтов и их филиалов обязаны помнить, и нести ответственность за процесс подготовки специалистов по программам образовательных стандартов и специальностям трех уровней: бакалавр, специалист и магистр. Например, в большинстве заграничных странах высшие учебные заведения уже давно функционируют как многоуровневые системы образования [9].

В ведущих вузах мира считают, что изучение одновременно не более четырех-шести дисциплин является самым оптимальным вариантом. Рассматривая Российские вузы, можно обнаружить, что в расписании на семестр наши бакалавры, магистры изучают от 16 до 22 дисциплин одновременно. Мозг человека имеет огромный потенциал, но те знания, которые получены таким путём, являются малоустойчивыми. Нет смысла «растягивать» малообъемные дисциплины, носящие вспомогательный характер, на два-четыре семестра. Такое планирование приводит к тому, что между занятиями по профилирующим дисциплинам при проведении комплексных занятий имеет временной разрыв в 5-12 дней. Получать прочные знания в такой ситуации очень сложно.

Важнейшим ключом к поднятию уровня образования в России, является привлечение практико-ориентированных специалистов. Людей, которые сами прошли сложный путь и готовы научить этому других. Но, данные специалисты должны привлекаться не после выхода на пенсию в 60 лет, не имея при этом, ни заинтересованности, ни желания, а специалисты, находящиеся на пике развития, то есть люди 35-45 лет. Естественно, такие специалисты не будут работать, если не повысится статус преподавателей высших учебных заведений, если не будет достойной оплаты труда. Кроме того, как один из выходов, это привлечение практико-ориентированных специалистов, взамен предоставления последним налоговых льгот, права совмещать деятельность. В случае воплощения предложенных инициатив, можно получить и обратный эффект, такие люди будут видеть перспективных студентов, приглашать их к себе на работу, пусть и на неполный рабочий день, будут заинтересованы в их развитии.

В условиях, обуславливающие нарастание спроса на услуги образования и расширяющимся спектром слоев общества, желанием получать высококачественное образование, образовательные организации вынуждены координально пересматривать устанавливающиеся подходы в предоставлении образовательных услуг. Болонский процесс является одной из форм глобализации, которая предполагает конвергенцию образовательных планов и программ и введение необходимых институциональных преобразований, построение четкой структуры степеней образования, преподавание на основных мировых языках, развитие информационно-коммуникационных связей и служб приёма иностранных студентов, снятие запретов на миграцию и изменение законодательной базы, регулирующей рынки труда.

В настоящее время нарушены естественные пропорции в подготовке специалистов со средним и высшим образованием. Не достаточно решается главная задача – повышение качества подготовленности специалистов всех уровней подготовки, что негативным образом отражается на разработке и внедрении новых технологий, развитии государственной экономики, в том числе среднего и малого бизнеса.

Подводя итог, можно сделать вывод, что главными направлениями оптимизации в подготовке специалистов должно стать:

- укрупнение и интеграция ВУЗов в мощные учебно-научные центры;

- создание единого образовательного пространства;

- совершенствование материально-технической базы, интенсификация и применение новых технологий обучения, так как в большинстве ВУЗов они морально и физически устарели и требуют кардинального обновления;

- комплектование ВУЗов молодыми научными и педагогическими кадрами;

- повышать экономичность СНПС, имеющая на сегодня высоко затратный характер, а выделяемые денежные средства расходуются неэффективно;

- повышать престиж профессий технических (инженерных) специальностей;

- оказывать адресную поддержку лучшим ВУЗам, бакалаврам, магистрам, аспирантам, докторантам, преподавателям и учѐным.

Всё вышеперечисленное направлено на достижение основной цели – выход на качество высшего образования, адекватное требованиям XXI века.

 

Список литературы:
1. Национальная доктрина образования в РФ. (Пост. Прав. РФ от 04.10.2000 г. № 751). 
2. Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий: распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. №1764-р 60. 
3. Федеральный закон «Об образовании» – М., 1996.(в редакции от 29.12.2012 г. №273-ФЗ). 
4. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования. (Пост. Прав. РФ от 14.03.2008 г. № 71).
5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ (в действующей редакции) // Ведомости Федерального Собрания РФ №27. – Ст. 1131. – 1996.
6. Герасимова А.Ю. Развитие будущего профессионала в образовательном пространстве ВУЗа // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: материалы международной конф. (Санкт-Петербург 22-23 мая 2014 г.). Санкт- Петербургский государственный экономический университет -2014.
7. Пальчиков А.Н. Реформа высшего образования в Российской Федерации / Научный журнал НИУ ИТМО.– Спб. – 2013. 
8. Товстых Л. Современная интеллектуально-информационная революция и возрастание роли информации и знаний. – Информационные ресурсы России. - 2005. 
9. Чернилевский Д.В., Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Д.В. Чернилевского, О.К.  Филатов. – М.: «Экспедитор», 1996.